Духовное наследие монаха Иосифа

Монах Иосиф пишет о необходимости иметь внутренний душевный мир: «Как нужен и спасителен мир Божий! Без него бедная душа, предоставленная сама себе, особенно при коварстве искушений вражиих, смущается, малодушествует, унывает, ничто её не утешает, ничто ей не мило».
Трудами братии монастыря  8 469
127178.jpgО духовной опытности отца Иосифа свидетельствуют дневники, которые он вел со времени своего поступления в монастырь. Читая их, соприкасаешься с внутренним духовным миром старца. Это сокровенные его мысли, направленные, прежде всего, к самому себе для размышления о своей жизни во Христе. По стилю рукописи монаха Иосифа можно сравнить с дневниками святого праведного Иоанна Кронштадского, которого, кстати, он обильно цитирует.

Основываясь на Священном Писании и творениях святых отцов, монах Иосиф учит на все происходящее вокруг нас и с нами смотреть «оком веры, усматривая… Промысл Божий». Даже «если что делается неприятное тебе, не согласное с твоею волею, наносится тебе скорбь от кого-либо, пользующегося твоею помощью, прими все это как посланное от руки Божией, доброе о тебе промышляющей, а людей, наносящих скорбь, считай только орудиями Промысла, которыми испытывается душа твоя, насколько она преуспела в терпении и незлобии, что ими (людьми) обнаруживаются твои сердечные движения, приводимые в смущение от противных случаев. Считай это лучшей школой, образующей твое невежество и неведение в прохождении пути добродетели, показующей, как далек ты от истинного смирения и рассуждения, и что без помощи Божией ты не можешь потерпеть малейших приражений чего-либо. Смирись и проси у Господа все понести благодушно и терпеливо, считая себя достойным многих скорбей за то, что грехами прогневал Господа».

Одной из основных тем всех рукописей о. Иосифа является тема скорбей: их природы, значения для христианина в деле спасения, их преодоления и терпения. «Все учения святоотеческие, — писал старец 22 сентября 1910 г., — утверждают ту истину, что скорби, на нас находящие, суть следствия уклонений наших от заповедей Божиих. Никого не обвиняя, сознаем виновными самих себя, и это самоукорение, растворяемое терпением находящих зол, соделается нам спасительной епитимьей, очищающей скверну наших греховных падений и ходатайствующей нам прощение на суде Христовом».

В другом дневнике монах Иосиф называет скорби «лекарством для души»: «Всякую скорбь, поношение, презрение, причиненное от кого-либо, считай спасительным лекарством, посланным Промыслом для очищения грехов твоих. Не смущайся при скорбях, но помни слово Божие: «Его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет» (Евр. 12:6).

Но как бы ни было тяжело, по мнению старца, следует «искать утешения в Едином Господе», обращаясь к Нему: «Даруй, Господи, на все случающееся скорбное, противное, печальное смотреть оком веры, повергаясь в Твой Божественный Промысл, что все это должно быть, что все бывает не без воли Божией, и с терпением ожидать, если бы и случились какие искушения. Нельзя же быть ничем и никем не тревожимым и обеспокоиваемым. Такова здешняя жизнь, исполненная приключений и перемен. Через это мы должны познавать свою немощь, свою ограниченность, нужду в помощи Божией и в Его спасительном утешении, без которых все может быть тяжело, невыносимо, несносно, а в Божием защищении, благоволении, утешении и милости, даже при великих скорбях, будет на душе ощущаться рай, мир и спокойствие».

Много писал о. Иосиф о бедственном положении тех людей, которые, надеясь на свои силы, забывают о Боге: «Человек, уповая, надеясь на свои силы, на свои способности, а забывая помощь Божию, Его благий Промысл, все полезное устрояющий, когда встретится с разными невзгодами, недоумениями, тягостями и оставленный сам с собою один, приходит в робость, в страх, в безнадежие, посему и нужно сознаться в смирении духа — сознаться, что я без помощи Божией не могу ни в чем добром и полезном преуспеть, вспоминая слова Спасителя: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).

Монах Иосиф советовал осторожно относиться к людям и не делать поспешных выводов о них, не хвалить никого, потому что «часто хвалимые делаются дерзновенными и употребляют это во зло своим благожелателям», уважать трудящихся, но не давать повода «мнить им о своем достоинстве, что приводит часто к гордости, ибо всякий человек ложь. «Люди изменчивы, — утверждал старец, — подобны ртути в барометре, то поднимающейся, то опускающейся. Только праведен Един Господь, "правду возлюби…" (Пс. 44:8).

Важным в жизни монастырской для старца было братское единство. Он считал недопустимыми распри и раздоры в обители. Однажды после всенощного бдения о. Иосиф сделал запись в своем дневнике, актуальную, на наш взгляд, не только для монахов, но и для всех христиан: «Се ныне что добро или что красно? Но еже жити братии вкупе: в сем бо Господь обеща живот вечный. В день причащения братии Святых Таин, на всенощном бдении воспевался торжественно сей Антифон 8-го гласа. Как прилично его представить к нашему многочисленному общежитию, собранному из всех концов обширной России. Блаженны вы, братия, добро и красно ваше духовное Собрание! Ибо пророческое слово обещает от Господа живот вечный сему жительству, оправдайте сие доброю вашею жизнию, тщанием о спасении, святым послушанием в смиренных трудах для братии, ради Господа, потерпите немощи друг друга, потерпите строптивые характеры, облецытеся в святую Кротость, и Господь, обещавший Кротким дать в наследие землю (где живут и не умирают), учивший: „Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим“ (Мф. 11:29), даст вам вечное блаженство. Истинно в словах псаломских „добро и красно“ обретается святой рай, если мы в любви и согласии пребываем друг с другом. Посему и стремитесь к сему с полным усердием и любовию».

Одну из записей о. Иосиф озаглавил: «Цель христианства». Раскрывает означенную тему, по его мнению, цитата из пастырского послания апостола Павла Титу: «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом“ (Тит. 2:11-14), — вот цель христианства и воплощения Сына Божия, Его учения, страдания и воскресения. Мы всеми силами, как верующие в Иисуса Христа, должны отказаться от всякого нечестия и греховных похотей и проводить жизнь целомудренно, праведно и благочестиво с твердою надеждою на обетования Божии и на спасительные страдания Христовы, которыми мы спасаемся и веруем получить блаженное воздаяние в царствии Христовом…».

Особое внимание старец обращал на то, что верующим во Христа следует быть не на словах только, но и на деле. В один из Богородичных праздников в 1901 г. он написал: «Ублажаем Приснодеву. Искренно ли, не с лестию ли? Льстим, если хвалим то, чего внутренно не уважаем. Итак, ублажая Приснодеву, чтим ли девство? Уважаем ли целомудрие? Храним ли чистоту? Ненавидим ли нечистоту? Ревнуем ли о своем очищении? <...> Делом чти, а не словом».

Монах Иосиф пишет о необходимости иметь внутренний душевный мир: «Как нужен и спасителен мир Божий! Без него бедная душа, предоставленная сама себе, особенно при коварстве искушений вражиих, смущается, малодушествует, унывает, ничто её не утешает, ничто ей не мило». Старец подчеркивает, что в таком безблагодатном состоянии душа человека особенно подвластна силам тьмы, которые «воспоминанием прежних грехопадений окрадают надежду в милосердии Божием, представляют грехи непростительными, готовы душу повергнуть в отчаяние». В подобном случае необходима усердная молитва: «Сыне Божий! <...> Прости моя согрешения, помилуй меня по велицей милости твоей! <...> Даруй душе моей мир, тишину и спасение, всякий бесовский мрачный помысл, как сильный ветер разгоняет мрачную тучу, благодатию Твоею разгони, возрадуй её Божественным Твоим миром!».

Неоднократно о. Иосиф обращается к теме борьбы с блудной страстью: «Тебя увлекает скверное вожделение, греховный навык тянет тебя как уздою, понуждая к удовлетворению смрадной греховной страсти, убойся, размысли, минутное удовольствие от греха угрожает тебе вечным некончаемым адским огнем». Называя блуд «змеею», старец предостерегает всякого человека: «Беги от греха как от яда… порви навсегда коварную с ним дружбу. Сколько он обманывал тебя своею лестию, своею мнимою сластию, взывай смиренно ко Господу: помилуй мя, согрешающего к тебе много! <...> Страхом Твоим огради все мои чувства и умертви обольщающий меня грех Твоею всесильной благодатию, милосердный Господи!».

Вообще, «все греховные движения сердца и похоти плотские надо уничижать, презирать, ненавидеть всей душой как вредные и пагубные для человека и противные Богу. Надо возвышать и любить все духовные порывы и стремления к молитве, чтению слова Божия, к духовным собеседованиям, к любви, состраданию, милосердию, чистоте, воздержанию, смирению».

Отец Иосиф наставлял «благодушествовать в обидах», говоря, что «умеющий великодушно принимать и переносить обиды… подобен алмазу, острым гвоздям и огню, а думавший обидеть его оказывается ничтожнее грязи. Итак, не то худо, когда обижают тебя, а то худо, когда ты обижаешь других, или когда не умеешь переносить обид. Как многообижаем был Давид! Как много обижал его Саул! Но кто же вышел сильнее и счастливее? И кто остался несчастнее и достойнее жалости? Не тот ли, кто обижал?».

Для старца покаяние — великая добродетель, которая преображает человека и помогает ему стать на благодатный путь духовной жизни во Христе. Он подчеркивает, что «всякий грешник, искренно обращающийся к Господу, должен вполне надеяться на всякую благодатную помощь от Бога при борьбе своей со грехами, страстями и всякими навыками греховными. Только надо искренне возненавидеть грех и усердно каяться с чистым намерением и впредь не поддаваться греху и несомненно веровать в Бога и усердно призывать Его в помощь». Покаявшись, «всеми силами крепись не падать, ибо крепкому борцу не подобает падать; если же случится пасть, скорее вставай и стой опять в добром подвиге. Хотя бы тьмократно случилось с тобою первое, по отступлению благодати, тьмократно да будет у тебя и второе, т. е. восстание. Так до конца жизни твоей…».

Укрепиться в подвиге после покаяния, по мысли монаха Иосифа, помогает участие христианина в Таинстве Евхаристии. Своё отношение к этому старец выразил в стихотворной форме:

«Что может быть этого лучше:
Прощение в грехах получать,
Благодатию Христа Иисуса
Пречистые Тайны вкушать?

Эта благодатная святая Трапеза,
Христова святая пречистая Кровь,
Любезно врата рая отверзает.
О, кто исследит Христову любовь?

Ничтоже пред ними житейские сласти,
Они всем отрада — оплот от грехов;
В житейских скорбях и страстных тревогах
Надежда, покров и мир от врагов.

О, братие! К этой священной Трапезе,
В которой сокрыта Христова любовь,
Стремитесь как лани, томимые жаждой,
Вкушайте с любовью сих Божьих даров.

Они, как огонь, опаляют все страсти,
Греховны привычки без вести творят,
Любить добродетель всегда помогают
И грешников жалких святыми творят.

О, сладкий Иисусе, погибших Отрада!
Путем добродетели идти помоги
И бедные наши и хладные души
Любовью небесной согрей, вспламени.

Забуди, что мы пред Тобою грешили,
Исправи, прости и всем помоги
И милости вечной на небе пресветлом,
Сладчайший Иисусе, нас не лиши».

Многие поучения отца Иосифа начинаются с описания евангельской истории и основываются на ней. Приведем пример из рукописи за 1907 г.: «Плывет Апостольский корабль по Галилейскому озеру, Господь остался на берегу, ветер все более и более свежеет… наконец, настает грозная буря, с вечера даже до четвертой стражи ночи, до утра усиливается все более и более. Апостолы в страхе и трепете… но вот Господь идет по водам, запрещает морю и ветрам, и они, услышав глас Владыки успокаиваются и утихают, и Апостолы радуются, видев Господа. И на тебя, брат, коль восстанет свирепая буря страстей и скорбей, и мир души твоей поколеблется и изнеможет, не убойся, не отчаивайся, воззови с верою к Христу Иисусу: „Господи, спаси меня, погибаю!“ И веруй, что Тот, Который „днесь, тойже и во веки“ (Евр. 13: 8), прострет тебе длани, как подал Петру утопающему руку, и спасет тебя от всякого зла и греха и покроет тебя Своею милостивою десницею как Бог милосердия и утешения! Только с верою Ему молись, уповай и надейся».

Священник Сергий Третьяков.
Из книги «Валаамские светильники духа. XX век».

Фото

Видео

Рекомендуем

Собор Валаамских святых
Собор Валаамских святых

26 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно утверждения Собора Валаамских святых № ПК-01/151 от 30.01.2015 г.: лист 1, лист 2) благословил празднование Собора Валаамских святых в первое воскресенье после Преображения Господня (6/19 августа).

15161

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 09:43
Ветер
2.7 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
747.3 мм рт. ст.
Влажность
89%