rus | eng
RSSВеб-камера

Примечания

История обители
1. В древних документах русское название острова – Валам, с двойным "а" – слово Валаам, а также образованное от него прилагательное валаамский, стало употребляться с начала XVIII в. Карелы называют остров Валмои, а финское наименование – Valamo. Распространенной версией, рассказывающей о происхождении топонима, является перевод с финского языка как "высота", "высокая земля". Впервые это гипотеза была изложена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Лингвист Е.А. Левашов считает, что топоним Валаам образован от финского слова valaa – "лить (металл)", "отливать (из металла)". См.: Горбаневский М. В мире имен и названий. 2-е изд. перераб. и доп. М. 1987. С. 94-95.

2. Рукопись Валаамского монастыря. По редакции этой рукописи преосвященный Макарий (Булгаков) и приводит в своей "Истории Русской Церкви" житие преподобного Авраамия.

3. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. I. 1334-1598 гг. СПб., 1841. 235 c.

4. Антониево-Дымский монастырь был основан в XIII в. преподобным Антонием, учеником преподобного Варлаама Хутынского, у Дымского озера среди тихвинских лесов. В обители имелись Троицкий и Иоанно-Предтеченский храмы (разрушены). С 1997 г. это скит Тихвинского Успенского монастыря. В 2001 г. обретены мощи преподобного Антония. См. Преподобный Антоний Дымский / Сост. Геннадий Беловолов, священник. СПб. – Тихвин, 2002.

5. История Российской иерархии. Ч. VI. 586 с. В самой повести игумен по имени не назван (Прохоров Г.М. Повесть об Усть-Шехонском Троицком монастыре и рассказы о городе Белозерске // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. 167 c.).

6. Житие и чудотворения преподобных Зосимы и Савватия. М., 1837. 1 с. См. также: Минеева С.В. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Курган, 1995.

7. Святитель Геннадий (Гонзов) составитель первого славянского кодекса Библии и пасхалии, деятель духовного образования. Скончался на покое в Чудовом монастыре в 1504 г.

8. Синодик Васильевского монастыря, хранившийся в монастырской библиотеке.

9. Согласно тому же преданию, Магнус Смек Эриксон, шведский король в 1319-1363 гг., правнук ярла Биргера, возвращался из неудачного похода на Великий Новгород и около берегов Валаама потерпел кораблекрушение. Могилу на Валааме видел Н.Я. Озерецковский в 1795 г. Имеются также данные о том, что Магнус после ряда неудачных походов и участия в междоусобицах, находился в заточении. Освободившись в 1371 г., он через три года утонул при Лундхольме и был похоронен в Норвегии (Накадзава. Рукописание Магнуша. Исследования и тексты. СПб., 2003).

10. Старая Ладога (до 1704 г. – город Ладога) – "столица северной Руси", один из древнейших русских городов, основанный не позднее 753 г. и ставший значимым звеном на торговом и военном пути "из варяг в греки". С призванием в Ладогу в 862 г. варяжского князя Рюрика и его братьев связывают начало русской государственности. С третьей четверти XI в. Ладога – "пригород" Новгорода.

11. Митрополит Исидор, бывший игумен Соловецкого монастыря, был определен на Новгородскую кафедру Борисом Годуновым в 1603 г. Управлял епархией в период Смуты и шведского разорения Новгорода.

12.Акты, собранные Археографической экспедицией. Т. III. № 96. 131 с.

13. Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии. М., 1811. Часть. III. 502 с.; Часть. IV. 163 с..

14. См.: Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск, 1966.

15. Анохина Т. Кирилло-Белозерский монастырь возобновитель Валаамской обители // К свету. № 15. (Год не указан).

16. Озерецковский Н.Я. Указ. соч. С. 61-64.

17. Владыка Гавриил (Петр Петрович Петров, 1730, Москва – 1801, Новгород) – крупнейший деятель Церкви XVIII в., первый митрополит Санкт-Петербургский. Проповедник, специалист в области литургики и догматического богословия, один из первых хранителей памятников церковной старины, организатор миссионерской деятельности, перевода святоотеческой литературы, попечитель духовного образования и монашества. Отличался строгой аскетической жизнью, благотворительностью.

18. Ф.Ф. Набилков – почетный гражданин, из крепостных Ярославской губернии графов Шереметевых. Занимался в Москве торговлей мануфактурой, там же с братом Василием учредил приют и богадельню, получившие название Набилковских.

19. Старый Валаам: Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева) // Русский паломник.1990. №1. 48 с.

20. См. Всеволод (Филипьев), инок. Миссия валаамских изгнанников // Святорусское откровение миру. Избранные статьи. 2000. С. 81-141.

21. Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ея делателей. Изд. Валаамского монастыря. Валаам, 1936 г.

22. Харитон, игумен. Аскетизм и монашество. Изд. Валаамского м-ря. Паппиниемми, 1943. Книга не переиздавалась.

23. Доклад Наместника Валаамского монастыря иеромонаха Исаакия Настоятелю игумену Харитону со старшей братией о эвакуации с Валаама монастырского имущества 13 марта – 21 марта 1940 года. Архив Ново-Валаамского монастыря.

24. Школа боцманов ВМФ и рота юнг на острове Валаам. Буклет. Петрозаводск. 1986.

25. Псково-Печерский патерик. К истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2002. С. 185-283.

26. Были разрушены и находившиеся под попечением Валаамской обители Андрусовский и Сяндемский монастыри (Олонецкий район Республики Карелия), а также, в значительной части, Палеостровская обитель преп. Корнилия на Онежском озере.

27. Об архитектуре и реставрации монастыря см. также: Левиаш Т.Л. Валаам. Петpозаводск, 1990. Рывкин В.Р. По Валааму. Петpозаводск, 1990.
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: