rus | eng
RSSВеб-камера

Возобновление монастыря в XVIII столетии

История обители
После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Залогом возрождения обители были святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. Над Валаамом постоянно нависала угроза поругания иноверцами-лютеранами. Это придало решимости архимандриту Тихвинского монастыря Макарию в 1685 году обратиться к российским самодержцам с прошением о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа. Чувства архимандрита Макария были святы и бескорыстны, но перенос мощей угрожал Валааму навсегда остаться жилищем мирских людей. С разрушением духовного основания обитель могла уйти в историю и не восстановиться. По молитвам преподобных Сергия и Германа Господь уготовал ей другую судьбу.

Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил Императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ Императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I.

Чтобы осуществить восстановительные работы, архимандрит Иринарх стал рассылать письма, в которых приглашал доброхотных дателей к посильным пожертвованиям. В марте месяце 1717 года на Валаам из Кириллова монастыря была прислана церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Началось возрождение обители. Первым строителем был инок Александр (Рябининский). Преемниками его в монастырских записках упоминаются иеромонах Савва в 1720 году и иеромонах Тихон в 1721 году.

Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Новопостроенную церковь освятил архимандрит Иринарх. Монастырские записи свидетельствуют, что он был на Валааме 13 марта 1719 года и совершил здесь постриг в монахи Исидора Шарова с именем Иосиф, ставшего впоследствии строителем Валаамского монастыря. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.

Согласно документам синодского архива, в сан архимандрита был произведен игумен Герасим Фока, прибывший из Венеции в 1722 году. Захолустная в то время обитель волей самого Петра I была удостоена редкого статуса архимандрии. При этом валаамскому архимандриту было положено дать шапку из взятых в синодальную ризницу шапок знаменитого Толгского монастыря, где архимандрия перед этим была упразднена, а набедренник из патриарших набедренников. В XVII - XVIII веках Венеция являлась книжным центром Православного Востока там находилась типография по изданию православной литературы. Видимо, хранившееся на Валааме венецианское издание "Добротолюбия", написанное в XVII веке на греческом языке, было оставлено архимандритом Фокой, который не выдержал суровых условий "Северного Афона" и вскоре покинул остров15.

12 февраля 1724 года в строители Валаамской обители был произведен монах Иосиф (Шаров). В 1751 году, по прошению строителя Ефрема, Императрица Елизавета Петровна пожаловала 1 000 рублей на необходимую починку и постройку монастырских зданий и особенно на церковную утварь и на исправление иконостаса и образов. В 1757 году строитель Ефрем был возведен в сан игумена, в монастыре начался период игуменского правления.

Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после Литургии вспыхнул пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса.

Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода Императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8 000 рублей. В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Было приобретено облачение на святые престолы и для священнослужителей: праздничные из камки и повседневные из выбойки. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. В окружности он имел немногим более пятисот метров.

В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде. Разрушение стоило монастырю по смете 586 рублей.

Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священноиноки затруднялись служить, особенно раннюю Литургию. В 1759 году по прошению игумена Ефрема Преосвященным Парфением, викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, было благословлено в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

Братская трапезная находилась от теплой церкви в 120 метрах. Отец игумен, видя, что "братии и престарелым монахам от церкви до трапезы в погоду и в мороз весьма трудно ходить", просил святителя Тихона, епископа Кексгольмского и Ладожского, благословить построить при трапезной теплую церковь во имя Рождества Господа Иисуса "из своего келейного кошту". В 1763 году эта церковь была сооружена и освящена.

Так в короткое время обустроилась Валаамская обитель. Много забот, разнообразных попечений стоило это игумену Ефрему. К 1781 году капитального ремонта потребовали Успенская и Рождественская церкви. Обитель, между тем, испытывала крайнюю нужду. "Местоположение монастыря красиво и, можно сказать, величественно, писал академик Николай Озерецковский, посетивший Валаам, но монастырское строение ни мало ему не соответствует. Оно состоит из деревянной ограды, в которой церковь с колокольней и монашеские хижинки, также деревянные... Нынешние пустынники заслуживают иметь лучшую обитель"16.

Это прекрасно понимал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил17. Желая восстановить древний Валаам, деятельный архипастырь вызвал в 1781 году из Саровской пустыни Тамбовской епархии опытного старца Назария и поручил ему ввести для валаамских иноков устав Саровской пустыни. Настоятель Сарова, известный строгой подвижнической жизнью, отец Пахомий, и сам епископ Тамбовский и Пензенский Феофил попытались удержать у себя знаменитого отшельника. Они представили его преосвященному Гавриилу как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева. "У меня много своих умников, – отвечал он, – пришлите мне вашего глупца". В 1782 году отец Назарий указом Санкт-Петербургской духовной консистории от 7 марта был определен строителем в Валаамский монастырь. С назначения отца Назария настоятелем началась новая эпоха в жизни обители.
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: