rus | eng
RSSВеб-камера

Русские художники на Валааме

Литературная страница
"Остров Валаам, бесспорно, живописнейшее место старой Финляндии, - писал известный подвижник и духовный писатель XIX века святитель Игнатий Брянчанинов. - Он находится на северной оконечности Ладожского озера. Подъезжаете к нему - вас встречает совершенно новая природа, какой не случалось видеть путешествующему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостию своею, на которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты. Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру. Тут какой-нибудь пустынник вышел с водоносом в руке почерпнуть воды и, поставив, на землю водонос, загляделся на обширное озеро, прислушивается к говору волн, питает душу духовным созерцанием. Вы видите огражденные отовсюду гранитными, самородными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало воды, в то время как в озере бушует страшная буря…"

Первозданный вид природы, красота мест привлекали взоры русских художников. Художники-пейзажисты Клод М.К., Шишкин И.И., Куинджи А.И., Гине А.В., Джогин П.П., Васильев Ф.А., Балашов П.И., Рерих Н.К. посвятили Валааму свои всемирно известные живописные шедевры. Валаам становится своеобразной мастерской под открытым небом. В 1868 году в Петербургской Академии художеств был открыт пейзажный класс, в программу которого входила обязательная работа с натуры на Валааме.

Одним из первых русских художников, написавшим картину "Вид на острове Валаам" в 1853 г. был Иван Григорьевич Давыдов (1826-1856 гг.) За эту картину он получил большую золотую медаль и звание классного художника первой степени. Сейчас она находится в Русском музее Санкт-Петербурга. На полотне Давыдова - Монастырская бухта середины XIX века. Видны постройки на монастырской пристани, ныне не существующие, старый каменный "Назарьевский" собор. В Третьяковской галерее находится, другая его картина, связанная с Валаамом " Часовня в лесу" (июнь 1852 г.).

В 1857 году о. Валаам посетил молодой студент Академии художеств Клод Михаил Константинович (1832-1902), который стал известен после создания картины "Вид на острове Валаам" (золотая медаль второй степени). Этот пейзаж, по словам художника Крамского, занял одно из видных мест на Всемирной выставке в 1867 году в Париже, и была признана лучшим произведением этого жанра. В 1882 году картина экспонировалась на Всероссийской выставке в Москве, впоследствии принадлежала Солдатенкову, находилась в Московском Румянцевском музее. Местонахождение в настоящее время не известно.

Наиболее проникновенно северную своеобразную природу Валаама раскрыл в своих полотнах известный русский пейзажист Шишкин Иван Иванович (1832-1898). На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы. За ранние валаамские работы (три рисунка пером и восемь живописных этюдов с видами Валаама, среди них "Сосна на Валааме", "Вид острова Валаам") в 1858 году художник получил большую серебряную медаль Академии художеств. В течение следующих сезонов создаются полотна "Вид на Валааме" (Ущелье Валаама), "Скалы на острове Валаам. Кукко" - (1859 г. малая золотая медаль); пейзаж "Вид на острове Валааме. Местность Кукко" - (1860 г. большая золотая медаль). Как позднее признавался художник, что "Валаам была школа". Валаамские работы Шишкина - важный этап в развитии таланта великого русского пейзажиста. До сих пор на Валааме бережно сохраняется раскидистая гигантская сосна, которая так и называется "сосна Шишкина".

В 1858-59 годах вместе с художником Шишкиным на Валаам приезжали его товарищи по Академии Александр Васильевич Гине (1830-1880) и Джогин Павел Павлович (1834-1885), Балашов Петр Иванович

Александр Гине на Валааме создает ряд картин, за одну из которых "Вид на острове Валаам" (1860) получил малую золотую медаль. Ее приобрел для своей коллекции Третьяков. Впоследствии она экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. В 1878 году художник получил звание академика пейзажной живописи, среди представленных работ была картина " Буря на Валааме".

Вместе с Шишкиным в 1867 году приезжал на Валаам его ученик и друг Федор Васильев (1850-1873), талантливый мастер русского пейзажа. Ко времени пребывания Васильева на Валааме относятся работы: "В церковной ограде" (1867), "Камни на о. Валааме" (1867), "Финляндский вид" (о. Валаам), "Пейзаж на Валааме". В 1872 году за картину "Вид на Валааме" Васильев получил звание художника первой степени.

В 1859 году на Валаам впервые приезжает художник Балашов Петр Иванович. Прозрачная вода Ладожского озера, серые скалы с плюшевым мхом, величественные постройки монастыря поразили художника. В 1860 году за валаамские пейзажи Балашов был награжден серебряной медалью и удостоен звания свободного художника. В 1863 году Валаамским монастырем был издан альбом "Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником Балашовым…" Главная тема рисунков: виды Центральной усадьбы монастыря, скитов, монастырских построек. Альбом Балашова можно назвать своеобразной архитектурной энциклопедией Валаама второй половины XIX века.

Другим крупнейшим художником-пейзажистом, для которого посещения Валаама стало судьбой, был Архип Иванович Куинджи. По оценке Репина: "Куинджи до всего доходил собственным умом. Но только после посещения Валаама, где он проработал с натуры все лето и откуда привез превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность". Его картина "На острове Валааме" (1873) по праву считается лучшей из всего, что создано о Валааме в живописи. Репин писал Третьякову: "Картина представляет северную природу. Замечательна она еще удивительным серебристым тоном… Гранитная плоскость освящена лучом холодного света; даль картины лес… и водоросли тонут во мраке под густыми тучами; на первом плане на пригорке, стоят два, общипанные ветром, дерева - сосна и береза". В 1873 году за картины "На острове Валааме" и "Ладожское озеро" Куинджи получил звание классного художника первой степени.

В 90-х годах на Валаам приезжал писать этюды ученик Академии художеств Владимир Архипович Бондаренко. За серию валаамских пейзажей он получает звание художника. Представляют интерес написанные им сцены из монастырской жизни: "Сапожная мастерская", "Художественная мастерская" и др. С именем Бондаренко связана огромная работа по созданию на Валааме художественной школы рисования и живописи. Благодаря обучению в этой школе жившие на Валааме одаренные братия монастыря получили профессиональные знания (колорита и композиции), что, несомненно, сказалось на многочисленных росписях стен Валаамских храмов.

Несколько раз на Валаам приезжал русский художник Николай Константинович Рерих (1874-1947), страстный поклонник древнерусской старины, сказочной красоты русского севера. Природа Валаама поразила художника. Им создаются картины: "Святой остров", "Северные острова", "Еще не ушли", "Скалы и утесы", "Ладога", "Север" и другие произведения. Словно гигантский исполин возвышается скалистый остров, на картине "Святой остров" (1917-1918). По его склонам - одинокие силуэты деревьев, затерявшиеся среди угрюмых каменных громад. Святым остров назван в честь преподобного Александра Свирского, подвизавшегося на острове в пещере. Это первое произведение Рериха, посвященное Карелии. После многих лет путешествий по странам Европы, Азии и Америки Рерих последние двадцать лет жизни провел в Индии. При всей масштабности фигуры Николая Константиновича Рериха, как явления русской культуры, с печалью можно констатировать то, что в своем увлечении Востоком, в своих духовных поисках и экспериментах, он полностью отошел от Русского Православия и вместе со своей женой стал основоположником так называнемой Агни-Йоги - одного из направлений современного оккультизма. Подробнеее об этой стороне деятельности Рерихов и об отношении к ней Православной Церкви можно узнать на сайте диакона Андрея Кураева.

Валаамский монастырь
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: