rus | eng
RSSВеб-камера

Схимонах Агапий

Валаамский патерик
vm4480.jpg Схимонах Агапий (в миру — Александр Андреевич Молодяшин) родился в 1838 году в деревни Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. "С двенадцати годов моей жизни пошли на меня скорби, то за грехи, то для испытания, то для предохранения, — писал своему другу архимандриту Агафангелу отец Агапий. — Я в монастырь ушел 22 годов не по духовной ревности к спасению, но по причине убожества (болезни глаз) и с братом разнонравия. Если бы этого не было, мне никогда и мысль не пришла бы идти в монастырь. Вот я теперь и соображаюсь со Святым Писанием: один святой отец пишет, что иные спасаются разумом, иные — произвольным подвигом, иные — Божиим Промыслом; последнее ко мне приличнее и ближе всех".

По смерти родителей старшим в доме сделался брат Александра. Оба брата были совершенно разные. Начавшиеся разногласия с братом очень тяготили Александра, и он решил отправиться на Валаам помолиться Богу и у Него найти себе утешение.

Недолго пришлось Александру пожить в святой обители: тяжелые труды валаамских иноков оказались ему не по силам. Однако он заметил, что в его душе появилось твердая решимость принять монашество в Валаамской обители.

Вернувшись домой в мирном расположении духа, он первым делом поспешил примириться с братом. Открыв ему свое желание принять монашество, Александр просил его внести в монастырь некоторую сумму денег, которая служила бы небольшим взносом на его содержание. Брат, зная характер Александра, вполне одобрил его намерение удалиться в монастырь и согласился выделить часть денег.

13 ноября 1860 года Александр прибыл на Валаам. Игумен Дамаскин, не любивший делать никаких послаблений, особенно для новоначальных, на этот раз сделал исключение и принял Александра в обитель. Ему было дано послушание на огороде. 22 мая 1864 года Александр был зачислен в братство Валаамского монастыря, а 4 апреля 1870 года игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий.

С юных лет Александр страдал глазной болезнью, которая усилилась. Один глаз совсем перестал видеть, и нести послушание стало затруднительно. Вскоре он совершенно ослеп, был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года уволен за штат, т. е. на покой.

Отец Агапий был одним из преданных учеников иеросхимонаха Антипы, подвизавшегосяв скиту Всех святых. Под его руководством монах Агапий приобрел духовную опытность, со временем научился умной Иисусовой молитве. Видя своего ученика преуспевающим в духовной жизни и добром иноческом житии, отец Антипа по благословению игумена Дамаскина келейно облек его в схиму. При пострижении отцу Агапию было оставлено его прежнее имя.

Свою телесную немощь — слепоту — отец Агапий в течение двадцати трех лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое испытание для очищения грехов и спасения душевного.

Отец Агапий проводил все время в слушании чтения Священного Писания, творений отцов Церкви и подвижников благочестия и в непрестанной Иисусовой молитве. Он старался не пропускать ни одной церковной службы. Если самочувствие позволяло, то непременно выстаивал литургию, а остальные службы выслушивал у себя в келье или заменял их Иисусовой молитвой с определенным количеством поясных и земных поклонов. Очень часто старец приступал к причащению Святых Христовых Таин. По словам отца Агапия его единственной заботой было "как бы прежде смерти избавиться от страстей и в истинном покаянии скончать живот свой в святой обители".Видя благочестивую и подвижническую жизнь отца Агапия, игумен Ионафан решил возложить на него послушание старчества. Отец Агапий, по своему смирению, не хотел принимать на себя это тяжелое и ответственное дело. Искренне считая себя ниже всех, человеком грешным и недостойным, он совершенно недоумевал, как будет руководствовать других ко спасению. Пробовал отец Агапий отказаться от нового послушания, ссылаясь на свое недостоинство, скудоумие и неопытность, но настоятель был непреклонен, и иноку ничего не оставалось как подчиниться. По немощи человеческой на отца Агапия нашло сильное смущение, но он не пал духом, а решил просить совета и указаний от Бога через людей, искушенных в духовной жизни.

В то время в Вышенской пустыни проживал в затворе известный подвижник епископ Феофан. Отец Агапий уже обращался к святителю Феофану Затворнику с вопросами по поводу умной Иисусовой молитвы и в этом случае просил его разъяснить свое недоумение. Святитель ответил следующее: "Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший отец Агапий! ...Послушание, на Вас наложенное, надо нести; это враг Вас мутит, и все Ваши изветы — его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно! И Вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое Вам подручнее всякого: Вы исполняете его сидя, одним словом. Что легче слова? А добра-то от него сколько! Вы говорите — не способен. Об этом не вам судить, а отцу игумену. Да Вам и думать о способности или неспособности не следует, а приказано делать — и делайте, не рассуждая. Рассуждал Марк, кажется, когда авва его велел ему сдвинуть камень большой? Так и Вам следует. Ни ума, ни жизни нет у меня, подходящих к такому послушанию, говорите Вы... Если бы этого не было в Вас в какой-либо мере, отец игумен, конечно, не тронул бы Вас! Разве он враг братии, которых отряжает на Вашу долю? Ученики — помеха в молитве? Никакое доброе дело не может быть помехой молитве; добрые дела и молитва — родные сестры, одна другой руку подают. Старчество по самому свойству своему затруднительно, но ему всегда присуща помощь свыше, и эту помощь необходимо призывать. Никакое слово не останется бесплодно, только плод не тотчас появляется. Если будете говорить приходящим к Вам братьям с любовью все должное, то Вы свое дело сделаете. Трудитесь, ибо труд, с Божией помощью, все преодолевает. Молитесь о всех Вам врученных со слезами, каждому испрашивая благопотребное, а себе вразумления".

Утешенный наставлением мудрого святителя, отец Агапий с любовью и ревностью нес возложенное на него послушание старчества.Будучи уже духовно опытен, он постоянно прибегал к совету людей, более просвещенных в духовном делании. Отец Агапий, руководствуя своих учеников, пользовался наставлениями Священного Писания, творений святых отцов и собственным опытом. На первом месте отец Агапий ставил послушание. Особенно он учил избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности. "Тогда, — говорил он, — Господь вас не оставит, и во всех трудных обстоятельствах пошлет Свою благодатную помощь и умное просвещение, видя вашу духовную нищету, которая состоит в том, чтобы сознавать, что никакого доброго дела нельзя ни желать, ни делать без содействия Божией благодати".

Достигнув высокой степени совершенства в делании Иисусовой молитвы и получив для своей души величайшую пользу, отец Агапий старался, чтобы и другие иноки занимались для душевной пользы этим спасительным подвигом. Он настоятельно убеждал близких ему лиц из монашествующих, а через них и других — иногда даже лично и незнакомых ему, — полагать начало к деланию Иисусовой молитвы.

Внутреннее делание вообще и Иисусову молитву в частности отец Агапий советовал вести втайне, под руководством опытных наставников. "Постарайтесь со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути — они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками, сохраняются от всех безопасно".

Старец тихо проводил свою жизнь в непрестанной молитве, чтении святоотеческих писаний, душеспасительных беседах с близкими по духу и учениками. Келейное правило свое, очень большое, отец Агапий исполнял неопустительно и других иноков поучал, что келейного правила с поклонами оставлять никогда не должно, кроме великой телесной немощи.

Истинно христианская жизнь отца Агапия не могла укрыться от пытливого взора многочисленных паломников, посещавших летом Валаамскую обитель. Многие хотели увидеть старца и спросить его совета. Монастырский устав запрещал принимать в монашеской келье мирян. Но неотступные просьбы богомольцев возымели действие: игумен Гавриил благословил отца Агапия открыть двери своей кельи и для мирян.

Отец Агапий по послушанию к настоятелю и любви к ближним смиренно и безропотно принял этот подвиг, непрестанно моля Бога даровать ему силы. И Господь, видя его веру, помог Своему верному рабу, наделив его даром прозорливости. Бывали случаи, что отец Агапий называл по имени являвшихся к нему для беседы лиц, хотя никогда ранее не видел и ничего не слышал о них. Иногда прямо встречал приходивших к нему ответом на еще не заданный вопрос.

"Все меня слушают, — писал он шутливо своему другу архимандриту Агафангелу в 1903 году, — только не слушают одни болезни, — лезут и лезут на меня, которых я и не хотел бы. Приходится с ними мириться и пользоваться единственным лекарством, которое святые отцы предлагают от всех болезней — это терпение. Прошу Вашего благословения и святых молитв, да поможет мне Господь терпеливо и благоугодно провести остаток болезненных дней".

Старец чувствовал приближающуюся кончину. Несмотря на слабость, отец Агапий без посторонней помощи передвигался по своей келье, без послабления исполнял келейное правило и принимал желающих для духовной беседы. Так он провел почти два года, слабея телом, но бодрствуя духом, непрестанно молясь и часто причащаясь Святых Христовых Таин.

7 апреля 1905 года 67-летний старец тихо передал свой дух Господу. В Лазареву субботу схимонаха Агапия похоронили на братском кладбище.

×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: