rus | eng
RSSВеб-камера

К монашествующей

Письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)

Боголюбивейшая Марфа Платоновна! Христос посреди нас!

На исповеди у отца Владимира ты получила смущение. Что делать? Потерпи, не унывай. Белое духовенство как-то всегда от монашествующих требует строгих подвигов. В сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т. е. по заповедям. Заповеди даны общие для всех. Иноки удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнить заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу, по причине мировых событий. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более всего надо обратить весь свой труд на внутренний подвиг. Святой Апостол Павел говорит: Телесное упражнение мало есть полезно, а благочестие на все полезно.

У Святых Отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а еп. Игнатий (Брянчанинов) полагает, что мы - последние иноки. "Последние иноки иноческих дел не будут иметь, но постигнут их искушения и напасти, и те иноки, которые претерпят, будут выше нас и Отцов наших". Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одно только внешнее и показное.

Спрашиваете, как вам поститься? Слово о посте очень пространное, я напишу кратко. Мы должны иметь послушание Церкви: что она заповедала, исполнять в точности. А если по человеческой немощи что не исполним – укорять себя и каяться. Святой Диадох пишет: "Пост как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не пред Богом". Святая Церковь воспевает на первой неделе Великого поста, в понедельник вечером: "Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть и благоприятный".

Ученый муж, великий аскет прп. Кассиан пишет так: "Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться пищи, которую Бог сотворил для едения с благодарением верным и познавшим истину. Ибо всякое создание Божие хорошо и ничто не гнусно, если принимается с благодарением, а кто что считает скверным, тому то и скверно. Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если вкушающие ее осуждаются, то потому, что с употреблением пищи соединяется или последует за ним нечто предосудительное".

Относительно богатых людей, что не хотят платить вам деньги, умудряйся сама, с Божией помощью решай на основании Святого Писания. Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у вас какой-либо грех неисповеданный.

Еще пишете о снах: "Читала у Святых Отцов, что если повторяется, то это правильный сон". Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: "Кто один раз явился ложно, может сделать это еще и три раза, и более" (ответ 415). Посылаю выписки о сновидениях. О виденном вами во сне Кресте: пугаться и ждать каких-либо скорбей не надо. Верь, что без Божией воли ничего с нами случиться не может. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх за тело - крест Ваш. Помоги, Господи, нести его терпеливо.

Хорошо, что уклонилась от осуждения N. Помоги ей, Господи, ибо ее года скользкие. Вычитывание акафистов и 600 молитв хорошо, только чтобы было не на ветер, а внимательно. Ненависть к N. и ее родным - старайтесь с Божией помощию искоренить эти неприятные чувства. Умудри вас, Господи.

Призываю на вас Божие благословение.

С любовию во Христе ваш недостойный сомолитвенник,

Схиигумен Иоанн, 19 февраля 1948 г.

×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: