rus | eng
RSSВеб-камера

О духовном руководстве

Письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)

Честнейшая о Христе Елена Акселевна!

Письмо твое я получил и отвечаю на него. Господь по Своей милости дал тебе вкусить хотя малую толику того, как благ Господь, - ты теперь маленько стала понимать, что значит царствие Божие внутри вас. В такой момент видимый мир как бы уже не существует. Блаженное состояние тебе теперь понятно; понятно, и по каким причинам оно оставляет нас. Умудри тебя, Господи.

Осуждение - великое зло, осуждающие подвергаются суду Божиему, и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи. Причина осуждения - в невнимательной жизни. Загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.

Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобный, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами. Это все равно что в аптеке, не учившись медицинскому искусству, вместо полезных лекарств возьмешь отравляющие. Однако, унывать не надо. В основание положим мытарево смирение, и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути, а в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние.

Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он, как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться так - просто беседовать с единомысленным братом и вместе читать святоотеческие книги. Так что ваш кружок очень полезен, ибо тут бывает обмен мыслями. Смущаться не надо, если когда и выйдет разногласие, оно бывает даже и у подвижников. Бог один, а идут к Нему с разных сторон. В таких случаях очень дорог и полезен единомысленный собеседник. Преподобный Серафим сказал: "Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения". На опыте так и бывает: иногда с человеком говоришь - просто отдыхаешь, а с другим говоришь - делается тяжело, хоть спорь с ним, не находишь, что и сказать ему, думаешь: хотя бы скорей ушел.

У тебя есть "Добротолюбие". Прочти во втором томе прп. Исихия "Слово о трезвении и молитве". Там очень хорошо изложена борьба с помыслами. Я часто заглядываю туда - просто не оторвешься и никогда не надоест читать, очень воодушевляет. Хотя и неисполним его совет, все же полезно знать суть духовной жизни.

У тебя здоровье тоже незавидное, однако, не унывай, положись на волю Божию, не сегодня, а завтра все же умрем. Хоть мало ты куришь, но лучше совсем не курить, табак тебе вреден.

Вот что я заметил: большая ошибка и немощь много заботиться о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Наша забота и стремление должны быть о том, чтобы жить по заповедям Божиим и очистить сердце от страстей.

Писал я тебе: не горячись. Это относится к тому, чтобы к высшему не стремиться раньше времени. Все бывает в свое время. Если будет приготовлено исполнением заповедей Божиих место, тогда придет и то хорошее состояние, однако, без нашего ожидания. Наше дело - стремиться трудиться, а все прочее зависит уже от благодати. Еще замечу: если будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление. Вразуми и храни тебя, Господи.

На вас с мамой призываю Божие благословение.

Схиигумен Иоанн.

×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: