rus | eng
RSSВеб-камера

О божественном предопределении

Письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)

Досточтимый о Христе N!

Тебе непонятно у святого апостола Павла следующее: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8; 28, 30).

Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения.

Блаженный Феофилакт говорит: "Званым становится человек по собственному его произволению (потому что в противном случае все спаслись бы, ибо все призваны, а нужно еще произволение). Бог наперед знает достойных звания, потом и предопределяет. Итак, сначала предведение, а потом предопределение".

Господь призывает всех: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные - но свободной воли, данной Им, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит: или стремиться ко спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться. Святой апостол Петр говорит: Возлюбленный наш брат Павел, по данной ему премудрости, написал вам, и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Святой апостол Павел восклицает: О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Знай, друг, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями, и мы не можем понять Божественного намерения в Священном Писании. Некоторые люди от незнания, в сущности, Священного Писания произвели нелепое учение о безусловном предопределении: одних ко спасению, а других к погибели, как будто Всеблагой Бог желает кому-нибудь погибели.

Преподобный Антоний Великий постился и молился, прося Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестивы, но бедствуют, а иные худо живут, но благоденствуют. И услышал голос: "Антоний! Внимай себе и суды Божии не испытывай. Это тебе неполезно".

Да разве человек может постигнуть суды Божии? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные - идиоты, и многое есть, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания Священного Писания и основаны на гордости и самовнушении. В православной вере авторитет - Вселенские соборы и учение Святых Отцов.

Вот, друг, советую тебе читать Священное Писание. Сперва помолись Богу, чтобы Он направил твой ум уразуметь Писание. Что понятно, старайся исполнять, а непонятное - пропускай, так советуют Святые Отцы. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.

 

Старец Валаамского монастыря, Новый Валаам, 9 октября 1955 г.

×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: