rus | eng
RSSВеб-камера

О молитве Иисусовой

Письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)

Досточтимый инок о. N!

Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы.

Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы, не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния. О молитве хорошо бы лично поговорить, так как всего не напишешь. Все же постараюсь написать кратко, как умею.

Духовная жизнь - наука из наук, или иначе - духовная философия. Конечно, не многим эта философия понятна. Вообще, почти у всех понятие о духовной жизни сводится к внешнему подвижничеству. Но внешнее подвижничество нужно как средство к достижению внутренней духовной жизни. Но к сожалению, останавливаются на букве, убивающей дух, а о внутренней духовной жизни даже и понятия не имеют.

Преподобный Филофей сказал: "О таких монахах, которые не знают о внутренней трезвенной духовной жизни, но проходят только внешнее подвижничество, - о таких должно молиться". А святой Иоанн Златоуст сказал, что одного умного боговедения достаточно, чтобы истребить лукавых.

Бесы искушают нас разными помыслами. Святые Отцы первую мысль назвали прилогом. Если примем эту мысль, тогда бес влагает нам греховные мысли: подозрение, зависть, злопамятство, любопрение, сварливость, лукавство, тщеславие. Глаза разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста выбрасывают неудержимо то, что есть на сердце. И Господь сказал, что от избытка сердца говорят уста.

Вот против всех таких мысленных бесовских искушений Святые Отцы изобрели молитву Иисусову, - ибо мы, грешные, без Божией помощи не можем избежать бесовских козней. Вот так говори: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Внимание держи в верхней части груди, ум заключай в слова молитвы, а внимание - душа молитвы. Сперва будет тяжело - сухость, леность и наплыв разных мыслей, ибо враг очень не любит молитвы и восстает разными помыслами. Но ты не смущайся, продолжай молитву, и Господь восстанет: как ради апостолов повелел престать волнам и ветру, так и в тебе прекратит все твои мысленные волнения.

Конечно, рановато тебе писать, но все же сообщу: если будешь трудиться в молитве, Господь милостив, будет давать утешение. Тогда сам узнаешь, как благ Господь. Но предостерегаю: к умилению и слезам не стремись. Если будет приготовлено в сердце место смирением, тогда Господь даст Свою благодатную милость без нашего желания и ожидания.

А чтобы в молитве был успех, старайся, насколько хватит твоих сил, стяжать свой внутренний мир. Не вмешивайся в чужие дела, не осуждай, имей смирение, ибо смирение важнее всего - без смирения никакая добродетель не может быть. Святой Лествичник удивлялся одному действию, но не объяснил его: почему мы, имея помощниками на совершение добродетели и Всесильного Бога, и Ангелов, и святых человеков, а на грех - одного беса лукавого, скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Не хотел преподобный объяснить, и вопрос остался открытым.

Но я полагаю, что сильные помощники бесу - наше падшее естество и мир со своими соблазнами.

Написал кратко, если будет какое недоумение, пиши.

Прошу святых молитв Ваших.

Старец Валаамского монастыря, Новый Валаам, 23 апреля 1956 г.

×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: