rus | eng
RSSВеб-камера

Наставления иеромонаха Илариона

Наставления старцев

О терпении.

Старайся, как можно, с помощью Божией приобрести терпение в перенесении лишений и скорбей; проси, толцы, ищи день и ночь; и обрящешь от Христа Спасителя помощь и крепость терпения, если от души и сердца твоего желаешь. Подобает обучаться великодушному терпению, вся приключающаяся нам безропотно терпеть. Терпение мы тогда будем иметь, когда все приключающееся с нами, и веселое и скорбное без разбору, как от руки Божией будем принимать. В терпении вашем стяжите души ваши, поучает нас Христос.

Терпи, раб Господень, и приобрящешь твою душу, юже погубил еси грехами. В терпении собор есть всех добродетелей, ими же души наши спасаются, глаголющу Св. Ефрему: терпение стяжавый всякой добродетели касается, радуется бо в скорбях и в бедах благоискусен, в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, в укоризнах смиряется, в бедах непоколебим. Терпение стяжевавший, стяжал есть упование, и всякими добрыми делы украшен таковый. О прочих же добродетелях многих, как о вере, о надежде и любви, читай сам святые книги, и слушай поучения, чрез что сделаешься мудрым и наследишь вечная благая, о Христе Иисусе Господе нашем, еже и буди всем нам получить Его же помощью и благодатью Божественною.

О прощении.
Когда же в чем как человек согрешишь, в том пред Богом кайся; если ли же укорен от кого будешь, тогда без всяких отговорок, скорее с поклоном проси прощения, говоря: прощения прошу, согрешил, виноват. Добро бо есть против всяких  словес, учит Авва Дорофей, говорить: прости. Если ли кто тебя укорит, досадит, или иначе чем обидит, на того брата не гневайся; но отошедши прочь, сотвори о нем молитву к Богу так: Господи, прости его, и ту обиду бесу причитай, понеже бес нас научает друг друга обижать; и никому ни в чем никогда не лги, и зла на сердце ни на кого не держи; понеже ненавидяй огорчающих, бегает еже о Христе покоя; иже отметает наказание, ненавидит себя; соблюдай же обличения любит свою душу, - Сираховы слова.

О молчании.
Молчание, по словам преподобного Арсения, есть корень безгрешия, а потому новоначальным весьма нужно оное иметь. Молчание же да будет до вопроса; мало говори, да и то тихо, а без нужды не говори. Кто хранит свои уста, соблюдает свою душу; дерзлив же устами, опорочит себя. Молчание собирает, многословие же расточает. Премудрый учит, говоря: буди скор услышать, а косен глаголать, и косен во гнев; молчаливый есть мног в разуме.

О совести.
Совесть чистую и откровенную подобает иметь, глаголющу Апостолу: и аз подвизаюсь, непорочную совесть иметь всегда пред Богом и человекам: уповаем бо, яко добру совесть имамы во всем, добре хотяще жить. (Евр. гл. 13). Яко же невозможно есть без облака излиться дождю: так невозможно без совести благой благоугодить Господу. Сего ради неточию, яже глаголем, но и яже помышляем, открываем отцам; являемое бо свет, а неявляемое тьма есть. Мы некогда будем судиться не по книге знания и разумения, но по книге чистой совести. Испытывай, возлюбленный, прилежно себя и свою совесть; есть ли  не в том, то в другом грехе, если не в большом, то в малом; если не делом, то словом и помышлением, ты находишься повинным. Согрешившего брата не видишь помышления, ни сердечного сокрушения, то как можешь судить. Полагаю, что иногда лучше пасть самому и восстать, нежели осудить ближнего, потому что согрешивший побуждается к уничижению себя и покаянию, а осуждающий согрешившего закосневает в мечтании о себе и в гордости. Что в дневные часы согрешишь, то по возможности немедленно исповедывай. После вечерней трапезы, ты должен пойти к своему духовному отцу, поклонись ему, как самому Христу, упади на колена, открой ему состояние души твоей в продолжении минувшего дня, испытывая себя во всем, что сотворил на деле или худо помышлял, или говорил, или дозволил себе противное совести своей, или кого оскорбил, или сам оскорбился на ближнего, или пороптал, или осудил ближнего. Старайся приметить и обличить и самые тонкие помыслы, нарушавшие чистоту твоей совести; если не можешь всего помнить: то на бумаге записывай, что ты должен исповедывать. По такой тонкой истинной, исповеди, разрешение и прощение приняв, как от Самого Бога и поцеловав Образ и Крест, поклонись до земли духовному твоему отцу и иди молча в келию свою, сердечно благодаря Бога, что Он удостоил исповеди и умиротворения совести. За неимением духовного отца, по нужде, брату обители, или другому близкому у тебя человеку, богоугодно живущему, и духовный разум имеющему, можешь исповедать то, что смущает твою совесть, и проси его молитв и благословения, если же и такового близ себя не имеешь: то вслух Ангел и Архангел со слезами, с обличением и укорением и желанием сердечным велиим исповедуйся Богу, бей перси своя, и, если совесть в чем зазирает и обличает, то и  наказание некое духовное себе положи, и тако твори, пока получишь возможность духовному твоему отцу все оное исповедовать. К духовному же твоему отцу, или наставнику, которому ты должен исповедовать дела и мысли твои, имей любовь, непоколебимую веру, и такое почтение, чтоб ни в чем его не осудить, не смутиться, если будут клеветать и осуждать его. Если бы и показалось тебе, что он согрешает: но ты не смутись и веры своей к нему не умали; укоряй же себя сколько можно, а не его, говори в себе эти слова: я грешный воззрел на отца своего нечистым оком и по своей нечистоте сужу о нем, а от того не вижу его непорочности, тако обличи себя, молись прилежно о нем ко Господу Богу, о исправлении его; если и в самом деле он преткнулся, помышляй о  этом так: Господь Бог попустил на него искушение, а я как могу грешный его судить, не видя его дел, ни покаяния? Могу ли я прозреть в душу его? Если он и погрешил: то может быть уже совершенно покаялся и совершенное получил от Бога очищение, не упускай из сердца и помышления своего и сих слов: своему Господеви стоит и падает; а я что за судья.

(Из книги: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. - М, - 1996. - С.157 - 167)
 

×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: