На Валааме прошло совещание по согласованию графика движения пассажирских судов в навигацию 2024 года

С 28 августа по 2 сентября 2023 года на острове Валаам, в культурно-просветительском центре «Свет Валаама», прошел первый этап согласования графиков движения туристических круизных судов на навигацию 2024 года. Решение всех вопросов по обеспечению работы совещания, доставке, проживанию и питанию участников взяла на себя Паломническая служба Валаамского монастыря «Валаамский паломник».
02.09.2023 Трудами братии монастыря  3 872

Подобные совещания проводятся ежегодно в три этапа: первый этап – в августе, второй – в декабре, третий – в марте. Главная задача совещаний – это оптимизация графиков движения и расстановки пассажирских судов у причалов и в камерах шлюзов.

На первом этапе согласования обычно вырисовывается общая картина по работе пассажирского флота на предстоящую навигацию: определяется примерное количество судов, которые планируется задействовать, их расстановка по внутренним водным путям, загруженность пассажирских причалов, портов и гидроузлов. Пожелания круизных компаний необходимо привести в соответствие с техническими возможностями водных путей, по которым проходят туристические маршруты. Очень часто это является предельно сложной задачей.

На совещание, проводимое Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) приехали более 30 участников. В их числе были начальник отдела развития инфрастуктуры и перевозок Росморречфлота Долганова Г.К., начальник службы регулирования движения судов ФГБУ «Канал им. Москвы» Петрова Е.А., главный специалист отдела диспетчерского регулирования ФБУ «Волго-Балт» Лантратова Н.Ф., руководящий диспетчерский состав бассейновых сооружений. Своих представителей на остров Валаам направили все основные круизные компании («Водоход», «Московское речное пароходство», «Созвездие», «Донинтурфлот»), Паломническая служба Валаамского монастыря, музей-заповедник «Кижи», другие круизные компании и принимающие стороны.

Участники согласования столкнулись со ставшими традиционными проблемами. За прохождение судами шлюзов канала имени Москвы, Городецкого шлюза развернулись горячие споры. Вдобавок ко всему уже в ходе совещания, 31 августа было получено информационное письмо об ограничениях пропуска судов с осадкой 3 метра через Городецкий шлюз в 2024 г. в связи с масштабными работами по реконструкции шлюза. И так непростая ситуация еще более усложнилась. Тем не менее, круизные компании совместными усилиями нашли оптимальные решения, пошли на взаимные уступки, скорректировали расписания движения судов.

Валаамский архипелаг в этом плане не стал исключением. В 2024 году на Валаам планируется 436 судозаходов (примерно такое же количество, что и этом году). По своим техническим параметрам причал в Большой Никоновской бухте, куда швартуются круизные теплоходы, может принять одновременно не более 4 судов. Но при рассмотрении заявок компаний обнаружилось, что на одни и те же даты на валаамскую стоянку претендуют по 6-7 теплоходов. Найти компромисс и разрешить спор – основная задача проводимого согласования.

Сложной является ситуация и в Северном Приладожье. В последние годы город Сортавала и расположенный рядом горный парк «Рускеала» пользуются у путешественников по России огромной популярностью. Удивительная красота сортавальских шхер имеет оборотную сторону - сложность фарватера. Это не позволяет круизным теплоходам подходить к причалу города Сортавала, им приходится вставать на рейд, а туристов снимать с борта и доставлять обратно судами малого флота. Эту задачу выполняют Омы и Метеоры, принадлежащие Валаамскому монастырю. Но эти же суда перевозят туристов и паломников из Приозерска и Сортавала, работают внутри архипелага. Нагрузка и на теплоходы, и на экипажи стала колоссальной. Поэтому согласование стоянок на рейде у города Сортавала тоже является важным этапом проводимого совещания.

Уделяется внимание и вопросам безопасности. Рейдовое обслуживание в Сортавала судов проектов 92-016 и Q-065 более производиться не будет из-за высоты их привального бруса. Рассматривается вопрос доставки туристов этих теплоходов в Сортавала с Валаама скоростным флотом Валаамского монастыря.

Всеми участниками было отмечено, что необходимо подготовить обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой ускорить сроки строительства автомобильного моста между о. Риеккалансаари (к которому могут подходить круизные теплоходы) и города Сортавала, намеченного на 2027 год. Сооружение моста не только решило бы проблему рейдовых стоянок, но и значительно облегчило жизнь всех сортавальцев и гостей региона.

В заключение надо сказать, что, по мнению всех участников совещания, их напряженная и зачастую чрезмерно эмоционально «накаленная» работа уравновешивалась пребыванием в Валаамской обители. Многие сотрудники уже не раз бывали на Валааме (совещания неоднократно проводились на круизных судах), но пожить в историческом здании Зимней гостиницы, спокойно погулять вечером по лесным дорогам, полюбоваться закатами с берега Ладоги, посетить богослужения, познакомиться с новыми отдаленными скитами удалось впервые.

Технические проблемы и противоречия отступают здесь на второй план. На первый же план выходит главная задача – организовать как можно лучше для наших соотечественников возможность путешествий по России, ее рекам и озерам, возможность глубже и тоньше почувствовать ее красоту, историческую самобытность, духовную наполненность.


Петрова Елена Анатольевна – начальник службы регулирования движения судов ФГБУ «Канал им. Москвы».

Какое в целом у Вас впечатление от совещания здесь, на острове?

Я считаю, что всем участникам предоставлена исключительная возможность побывать в этом замечательном, живописном, и, мало того, святом месте. Для нас было большой честью сюда приехать. Благодаря организаторам, совещание прошло на очень высоком уровне.

Может, у Вас будут пожелания к подобным мероприятиям на будущее? Что кажется Вам важным в дальнейшем?

Пожелание только одно: чтобы наш российский флот работал, чтобы водные пути это позволяли и чтобы больше строилось новых судов. Валаам – место популярное у туристов и поэтому очень интересное. Мы сами в этом убедились, так как появилась такая возможность и нас провели по острову. Сами перевозчики, которые прокладывали рейсы на Валаам, убедились, что место для туристов весьма привлекательное.

Что в прошедшей навигации было сложного, потребовавшего особенного внимания?

Сложности всегда одни: это все-таки кадры. Поскольку я возглавляю службу регулирования движения судов, то особое внимание мы уделяем безопасности судоходства. Хочется, чтобы штат был укомплектован и чтобы это были профессионалы. Поэтому мы занимаемся подготовкой специалистов. Имея сплоченный коллектив, который много лет занимается и туризмом, и движением флота мы, тем не менее, обновляемся. У меня в службе сейчас достаточно много молодых сотрудников, и я привезла с собой молодого инженера-диспетчера, который также занимается прокладкой маршрутов и расписанием. Наличие профессионалов, я считаю, очень помогает в работе, поэтому активно воспитываем кадры.

Руководитель круизного отдела Паломнической службы Валаамского монастыря Думбровская Наталия Ильинична и начальник службы регулирования движения судов ФГБУ
Руководитель круизного отдела Паломнической службы Валаамского монастыря Думбровская Наталия Ильинична и начальник службы регулирования движения судов ФГБУ "Канал им. Москвы" Петрова Елена Анатольевна

Какие в целом ощущения от навигации 2023?

У нас показатели практически на уровне прошлой навигации. Самое главное – безаварийно и со стороны судоводителей, и диспетчеров. Небольшие инциденты, связанные с погодными условиями, были, а что касается транспортных происшествий – надеемся, что и дальше у нас их не будет. По количеству шлюзований и пропущенных единиц мы практически на уровне прошлого года. По поводу пассажирской навигации хочется отметить, что теплоходы идут с очень хорошей загрузкой. Возможно, повлияла сегодняшняя ситуация в стране. Отчасти это связано с тем, что немногие имеют возможность поехать за границу, но также и с тем, что у людей появилось желание больше узнавать о своей стране. Мы, к сожалению, мало что знаем, а интересных мест у нас очень много.

На что обратили внимание именно на Валааме?

Валаам – это остров и, однозначно, важной особенностью является погода. От нее всё зависит. Мы волновались, честно говоря, т.к. знаем, что к осени начинается волна. Наверное, не без чьей-то молитвы мы приехали в очень хорошую погоду, которая позволила и погулять, и насладиться чудесным островом. Получилось совместить приятное с полезным в таком удивительном месте.

Что можно ждать от будущего сезона, будущей навигации?

У нас замечательная страна и мы так мало о ней знаем! У нас так много интересных мест, и постепенно люди для себя открывают много нового. У меня есть знакомые, которые признаются, что и не представляли себе, какое количество интересных мест в России можно посетить. Для будущего развития туризма надо воспитывать и детей, и внуков, показывать им свою страну. На примере своей семьи могу сказать, что когда они отправляются в круиз и путешествуют, в том числе по маленьким провинциальным городам, они многому удивляются. Но, прежде всего, в путешествии радуют люди, которые умеют заинтересовать гостей, энтузиасты. Туристы видят новые программы, работы мастеров-ремесленников и многое другое. Это направление постоянно развивается. Я думаю, в будущем интерес к своей стране и ее разным уголкам сохранится.


Лантратова Наталия Федоровна – главный специалист отдела диспетчерского регулирования филиала ФБУ «Волго-Балт» Вытегорский район гидросооружений и судоходства.

Расскажите, что сейчас вас занимает, волнует, что является приоритетным в данный момент?

Волго-Балтийский канал – это главная судоходная магистраль Северо-Запада, по которой идет движение с севера на юг и обратно, и дальнейшее распределение по водным путям. В следующем году нам будет 60 лет. В 1964 ввели в эксплуатацию первый шлюз. Сейчас активно готовимся к юбилею. К нам приезжала съемочная группа, выявлялись лучшие работники и ветераны, также продумывается поздравительная программа. Что касается совещаний, которые ежегодно проходят на трех этапах, важным моментом остается вопрос приоритета. По правилам пассажирский флот пропускается в первую очередь. На наших шлюзах выделена специальная временная сетка для его пропуска. Это пять временных сеток в сторону Санкт-Петербурга и пять – в сторону Москвы. В них должен уложиться весь флот.

Этого хватает?

Не хватает. До пандемии всё было слишком перегружено. По просьбе судоходных компаний и администрации Волго-Балта выделялось отдельное время, потому что нужно было ехать на Северо-Запад. Затем, в связи с пандемией, всё это рухнуло, и сейчас мы еще не достигли прежнего объема перевозок. Рынок поменялся, ушли иностранные туристы. Это сильно чувствуется. По географии тоже есть изменения. В основном туристические фирмы перестраивают свои перевозки на Волге, на Москве-реке. Всегда перевозили очень много интуристов. Иностранных туристов возили «викинги», Водоход, Донинтурфлот, практически весь флот Северо-Запада. Хорошо организованный бренд Москва-Санкт-Петербург знали на Западе, и было много рейсов. Теперь всё это ушло.

Каждое совещание приносит свои новости. Обсуждаем проблемы с водой, с пропускной способностью гидросооружений. Сейчас в первую очередь вопросы вызывают городецкие шлюзы. Будет реконструироваться городецкий гидроузел, так как там слишком мелко. Также не хватает воды в Рыбинском водохранилище. Бывают годы с очень малой обеспеченностью, сток рек иногда маловат. В эту навигацию судоходные компании чуть ли не каждые десять дней связываются с волжским ФБУ и решают вопрос, как пропускать суда через городецкий шлюз. Одной из причин нехватки воды является то, что вода забирается на выработку электроэнергии. Гидроэнергетика является приоритетной отраслью. При советской власти всё согласовывалось, сейчас судоходству приходится сложно. Однако уже выделены средства на реконструкцию городецкого гидроузла, что в итоге даст увеличение глубин. Это позволит большим четырехпалубникам ходить без ограничений. Сейчас на совещании проходит согласование по прохождению шлюзов, которые расположены на реках Вытегра, Шексна, Свирь, Волга, Волхов. Учитываются технические возможности, так как пароходы разные по длине, по проектам, и их очень много, надо всех пропустить. Сообщество даже решило проводить жеребьевки. Не могут определить очередность, всем надо ехать, а так никому не будет обидно. Рынок переориентировался в сторону Москвы, это направление очень загружено. Вчера по Волго-Балту разрешили вопросы по самым сложным датам, никто не обиделся. До пандемии было сложнее, сейчас объем меньше процентов на 25. Хорошо работает валаамская линия.

Что запомнилось Вам на Валааме, больше всего впечатлило?

Каждое совещание готовит нам новые впечатления, новые радости. Я уже была несколько раз на Валааме и замечаю его преображение. Чистота, очень ухоженная территория, множество цветов, и солнце, и теплый ветер, и пихта с елкой растут вместе. Будто райский уголок. Впервые живу в гостинице – она прекрасная. Чистота и тишина. Слава Богу, в номерах нет телевизора. Чувствуешь умиротворение, храм заставляет задуматься, скиты. Нет суеты. Питание у вас такое хорошее, домашнее, наверное, творог свой, рыба вкусная – белая и красная. Приходилось бывать в разных местах, бывает разное питание, здесь всё хорошо.

Есть ли у Вас предложения для будущих совещаний? Может, что-либо нужно изменить, или, наоборот, сохранить?

Претензий нет. Всё прекрасно, всё есть: столы, удлинители, кофе-брейк и, впервые — видеоконференция. Для экстремальных ситуаций очень удобно. Из Нижнего Новгорода не смогли ответственные приехать, а участок напряженный. Общались с ними по видеосвязи полтора дня. Взаимодействие с теми, кто присутствует очно, также проходит крайне активно. У нас 13 крупных судоходных компаний и еще мелкие. К самым большим относятся Водоход, Донинтурфлот, Мостурфлот, Московское пароходство. Еще «Созвездие» у нас развивающаяся компания. У них больше десятка судов, и в этом году еще купили теплоход «Россия». Все они развивают маршруты, обеспечивают рабочие места, планируют графики движения.

Как думаете, в следующую навигацию дойдет уровень перевозок до допандемийных показателей?

Трудно сказать. На конец этой навигации у нас стоит 399 рейсов на вытегорской лестнице, а было 600. Вот если сейчас Городец изменит ситуацию, рейсы на Казань могут перекинуть на Северо-Запад, если не будет воды. Однако, скорее всего, на прежний объем в 2024 году еще не выйдем. Всё зависит от того, как будут продаваться путевки.

В целом видно, как развивается Валаам. Я была в 2003 году и вижу, что ферма появилась, в нынешнем виде тогда еще не функционировала, также изменилась система обеспечения электроэнергией. Раньше же дизель был, а мы помогли провести кабель вам, заказывали технику, выделяли буксиры. Сейчас столько нового, но во всем видна ухоженность. Валаам очень умиротворяет.


Черенкова Любовь Владимировна – глава отдела по движению флота в круизной компании «Созвездие».

Какие направления вызывают дискуссии?

Да все, начиная со сложностей с городецким шлюзом, который нас очень сильно лимитирует. Волнует, что есть ограничения, т.к. из-за модернизации работает только одна камера и пропускная способность снижена. Волнует неопределенность, т.к. никто не может спрогнозировать, какой будет уровень воды во второй половине лета. Теплоходов много, нужны дополнительные попуски воды, которые дают в определенные даты, чтобы наполнить шлюзовую камеру и дать возможность теплоходам пройти. Судов много, а тут еще одно дополнительное ограничение. Мы приехали с определенными запланированным рейсами, расписание приходится сильно перерабатывать.

Как по наполнению теплоходов в эту навигацию?

Туристов достаточно, теплоходы ходят с полной загрузкой. Проблемы с графиком ощущаем с июля, еще сентябрь будем корректировать.

Какие изменения в лучшую или худшую сторону видите к следующему сезону?

Количество теплоходов не изменится, ухудшение будет. На городецком шлюзе одну камеру закрыли, начали строительство, которое затронет навигации 2024 и 2025 годов. Наше расписание на будущее уже составлено, частично начались продажи, и его придется менять. Не хочется, чтобы это негативно влияло на настроение туристов. Многие заранее покупают путевки, особенно на длинные рейсы. Кое-что придется корректировать, и люди могут воспринять это негативно. Наши гости не обязаны вникать в наши трудности. Не всем объяснишь, что это не от нас зависит. Хочется свои обещания выполнять, сохранить у людей чувство хорошей организации в компании. И, конечно, хочется, чтобы все теплоходы были задействованы.

Если бы не эти сложности, то, в общем, очень хорошо поработали, насладились природой, воздухом. Вокруг так красиво и так здорово, но, погружаясь в проблемы, смотришь на это немного со стороны. Организация самого приема на "отлично", мне понравилось, и, я думаю, это мнение многих наших коллег. Некоторые представляли, что на Валаам приезжают паломники, готовые к аскетичным условиям в гостинице. Не знали, какие комнаты, какие удобства, т.к. никто же не был раньше внутри. Нам говорили, что гостиница новая, хорошая, но все же мы заранее относились с некоторым недоверием. Оказалось, что гостиница прекрасная, и питание, и вся атмосфера в целом очень положительная.



Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 417323

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 08:56
Ветер
1.8 м/с, ЮЮВ
Осадки
1.8 мм
Давление
758.7 мм рт. ст.
Влажность
95%