Епископ Панкратий: "Время старания исполнить заповедь Христову..."

К счастью, сама природа устроила так, что зимой на Валаам попасть трудно, поэтому у нас активный туризм продолжается всего лишь четыре месяца. И это время нашего терпения, время нашей работы над собой, время старания исполнить заповедь Христову любви к ближнему, которого мы должны возлюбить, как самого себя.
17.06.2016 Трудами братии монастыря  8 616
Владыка Панкратий, игумен Валаамского монастыря: Валаам, как Северный Афон - не наша «придумка», не модное словоформие. Это старинная идиома, ей около 200 лет. Сравнение родилось не вдруг. Его употребляли и паломники, и писатели, которые сюда приезжали. А все потому что у Валаама всегда было очень много общего со святым Афоном в Греции. Ведь эта территория так же была и остается совершенно отделенной от остального мира: весь монастырь, точнее, весь архипелаг. Многие острова в Ладожском озере, на которых возникли скиты, тоже были в собственности монастыря. Эти земли сотни лет населяли только монахи. Трудники, паломники приезжали сюда, работали или помогали, строили, молились, но все это происходило по уставу, который определял монастырь, точно так же, как это происходило и происходит до сих пор на Святой горе Афон. Как известно, греческое правительство законодательно признало внутренний устав Святой горы, и те правила, которые распространяются на эту территорию, государством уважаются и охраняются. К сожалению, у нас этого сейчас нет, но мы надеемся, что так будет со временем, и Валаам действительно станет Северным Афоном. Предпосылки к тому есть.

Уже сейчас Валаам – особая, уникальная структура. Это не просто монастырь – это живой организм, который прирастает с каждым годом все новыми звеньями. Паломническая служба организует экскурсии, а экономская служба – работу волонтеров. Туристов влечет история, а трудников на остров зовет и христианский долг, и личная потребность. Все, кто хоть раз побывал на Валааме, отмечают его особый дух, заставляющий трепетать сердца. Значит, каждый, даже далекий от Церкви гость, увозит из монастыря нужное для своей души тепло. А какие здесь песнопения звучат…

Владыка Панкратий: Для меня самое главное – чтобы пение было молитвенным. Чтобы оно было доступным для верующих, для молящихся. Чтобы оно было созвучно и хорошо передавало слова богослужебных текстов в тропарях, стихирах, во всех песнопениях. И чтобы эти песнопения будили сердце человека. Чтобы не только ум слышал эти слова, воспринимал смысл, но чтобы и душа, все существо человека участвовало в молитве. Вы знаете, когда это происходит на богослужении, независимо от того, где оно, на Афоне, у нас или в каком-то другом монастыре, тогда происходит некое сопрокосновение души с чем-то высшим, Божественным. Это действие благодати Духа Святого. И это, конечно же, способствует молитве. Собственно, это и есть молитва.

У нас в России есть такие монастыри и такие приходы, которые почти научно подходят к церковному пению и занимаются, как я это называю, музыкальной археологией. Я считаю, что это неправильно: монастырь или приход должны, в первую очередь, думать о молитве, о том, чтобы человек за богослужением молился, не отвлекался. Слишком красивые, богато украшенные песнопения могут даже отвлекать от молитвы. Поэтому главный критерий, который, я считаю, должен определять церковное пение – это его молитвенность, красота и созвучность тому смыслу, который заложен в песнопениях. Это главное.

Вот уже несколько лет Валаам, как и многие другие монастыри, ждет привоения ему особого государственного статуса. Ранее Русская Православная Церковь поднимала вопрос о статусе Соловецкого архипелага в Архангельской области. Для Церкви вопрос документального закрепления такого статуса – проблема более внимательного отношения государства к уникальному наследию. В интервью газете «Известия» 31 января 2013 года юрист Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) объясняла, что Соловки, Валаам, Псково-Печерский монастырь, Прилуцкий монастырь и еще несколько древних монашеских поселений по замыслу церковных властей должны получить статус «религиозно-историческое место». Благодаря этому официальному названию, монастыри с их особым укладом жизни будут особо защищаться государством. Это значит, к примеру, что уникальная природа Валаама будет защищена, как и дух, царящий на острове и в скитах. И ни туристическая, ни экономическая выгода в перспективе не позволит строить и открывать развлекательные заведения на территории монастыря и проводить там развлекательные мероприятия.

Владыка Панкратий: Святейший Патриарх Кирилл, когда ознакомился с ситуацией на Валааме, на Соловках, в других местах, схожих с Валаамом и Соловками, посчитал необходимым, чтобы в законодательстве был прописан особый статус этих мест: «церковно-историческое место». Сейчас этот статус уже принят законодательно, но содержательно еще не наполнен. Идет работа над тем, чтобы раскрыть это понятие, привести его в соответствие с другими документами. Задача простая: направить все силы на духовное и материальное развитие таких мест. Мы, к примеру, хотели бы остановить бесконечные стихийные потоки туристов. На Афоне, с которым нас сравнивают, существует особая пропускная система. В день посетить Святую гору могут не более 110 – 120 человек. И это очень хорошо не только для монастыря, но и для природы вокруг.

Сейчас, например, у нас леса являются общедоступными. Только в некоторые пожароопасные периоды губернатор может объявить какую-то зону закрытой. А так, в принципе, в лес любой человек может прийти, разбить палатку, разжечь костер. Как результат - лесные пожары, которые нам приходится тушить силами монастыря.

Другая сторона – избыточный туризм. Привлекают ведь на Валааме и на Соловках не только памятники, не только камни, не только храмы, какими бы прекрасными они ни были, но и само это место как образ жизни. И нужно охранять в том числе и образ жизни. Люди, которые живут здесь постоянно, которые, собственно говоря, наполняют жизнью эти храмы и эти монастыри должны чувствовать себя нормально. Ну не дело, если монах становится экспонатом или, простите, как в зоопарке, существом, за которым можно с любопытством и интересом наблюдать. Мы хотели бы регулировать потоки туристов и, конечно, для нас важно, чтобы к нам приезжало больше паломников, чем праздных зевак.

В Греции ведь тоже есть печальный опыт воздействия избыточного туризма на монашество. Есть такой известный монастырь Метеоры. Когда-то до него было трудно добраться: вертикальные скалы, утесы, - людей переправляли наверх с помощью веревок в корзиночках, - в таком примитивном подобии фуникулера. А потом проложили современную трассу. И там сейчас сотни автобусов, тысячи туристов в год – и единицы монахов, которые с трудом терпят эту суету. Очень не хотелось бы, чтобы в наших монастырях такое повторилось.

К счастью, сама природа устроила так, что зимой на Валаам попасть трудно, поэтому у нас активный туризм продолжается всего лишь четыре месяца. И это время нашего терпения, время нашей работы над собой, время старания исполнить заповедь Христову любви к ближнему, которого мы должны возлюбить, как самого себя. Поэтому я постоянно братии говорю: «Смотрите на туристов, какими бы они ни были, в каких бы одеждах они ни приходили к нам, какой бы веры они ни были, всегда смотрите на них, как на людей, которые сами стремятся сюда и которых Господь хочет привести ко спасению. Может, для этого Он привел их сюда, для того, чтобы они почувствовали, увидели эту красоту, благодать этого места».

Есть благодать святых мест, она существует, это не какая-то выдумка. Меня даже один человек, чиновник, спросил: «Я чувствую, что это место святое. Мне очень хорошо здесь. Я еврей, иудей. Я могу креститься?» Я говорю: «Конечно». Вот видите, даже человека чужой веры коснулась эта благодать, и возникло желание принять Крещение. Если мы этих людей будем принимать с любовью, с терпением нести все тяготы, то мы и закон Христов исполним, и наш нравственный долг, то есть, собственно, то, для чего Церковь нас сюда и направила, каждого из нас.

Добраться на Валаам с большой земли - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. В советское время северные земли пришли в запустение. Сам остров стал прибежищем социальных изгоев: после войны власти ссылали сюда «неудобных героев», - солдат, ставших беспомощными инвалидами. О них общество постаралось забыть. Вместе с нечастными солдатами остров постепенно умирал. Разрушались коммуникации и никто не спешил налаживать новые. Так и вышло, что к моменту возобновления монашеской жизни, современного сообщения Валаама с большой землей не было. И теперь еще, желающим приехать в монастырь, приходится потратить пару дней, стыкуя время отправления поездов, автобусов и катеров. Да и водная часть путешествия по Ладоге похожа на настоящее морское приключение с высокими волнами и даже штормами. Игумен Валаама советует гостям острова, отправляясь в эту длинную дорогу, готовиться. Вспоминает, как сам когда-то впервые отправился на остров на катере: в сильный шторм, грозивший опрокинуть судно. И какая молитва была в тот момент у всех путешественников – настоящая, искренняя.

Владыка Панкратий: Я бы посоветовал нашим гостям почитать замечательную русскую литературу. О Валааме достаточно много написано и Зайцевым, и Шмелевым. Это уже классика. Это прекрасные произведения. У Лескова есть о Валааме тоже. Почитайте, постарайтесь погрузиться в атмосферу старого Валаама. Конечно, сейчас она отличается от того, что было раньше. Но все-таки это поможет немного по-иному посмотреть на монашескую жизнь, на строение монастыря, подготовит к тому, что здесь встретится. Ведь можно увидеть внешнюю красоту и блеск или, наоборот, недостатки, непорядок, неустроенность. Все зависит от точки зрения. Но ведь в монастыре внешнее – не главное. Главное – чтобы наши гости почувствовали благодать Божию, потому что это и есть то, что приводит людей в Церковь. Очень часто бывает так, что люди или неверующие, или ищущие, или даже, может быть, другой религии, в православном храме во время богослужения чувствуют нечто, что их заставляет ощутить, что Истина – здесь. Здесь есть благодать Божия. Здесь – Бог. И это присутствие Бога людей как бы преображает, приводит их в храм Божий. Приводит в конце концов на путь спасения.

В истории Церкви испокон веку встречались люди, которые ради Православия оставляли прежние убеждения. В новой истории Валаама - уже несколько таких случаев. Гости, паломники, волонтеры, случайные туристы, - они изменили судьбу, приехав на остров. И все-таки, считает владыка Панкратий, истоки подлинной религиозности лежат в семье.

Владыка Панкратий: Я считаю, что жизнь современного общества просто заставляет православных родителей следовать древней традиции крещения в младенчестве. Тот поток информации, который обрушивается сейчас на молодежь, бывает настолько негативным, настолько может повредить душу, что, конечно же, крещение в младенчестве даст хоть какую-то защиту, возможность возвращения человека в Церковь, и, в крайнем случае, Церковь сможет молиться о нем как о крещеном человеке, когда он уже уйдет из этой жизни. Поэтому давайте крестить младенцев. Непременно! Давайте следовать заповедям и молиться. Каждому человеку Богом дана свободная воля, и он может избрать зло, может избрать добро, может избрать жизнь, может избрать смерть. И конечно, грех может разрушить все, - и венчанный брак, и самого человека. А потому нельзя сказать, что Таинства, - крещение, причастие, венчание - решают судьбу, гарантируют спасение, жизнь или сохранность брака. Ничего не может гарантировать Церковь, потому что это противоречит в корне понятию христианской свободы. Помните, как издревле говорили на Руси: «На Бога надейся, а сам не плошай»?.. Вот ведь золотые слова. Таинства христианские – это не справка из ЖЭКа: «не был, не состоял»… Это помощь к началу христианской жизни. Бог – это Любовь. Церковь – это помощь в обретении Любви. А в остальном… – все зависит от человека.

Телекомпания «Царьград»

Монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414279

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 05:09
Ветер
2.2 м/с, CCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
746.6 мм рт. ст.
Влажность
95%