Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви» обсудили на Московском подворье Валаамского монастыря

В 1906 году Патриарх Сергий Страгородский написал гимн преподобным Сергию и Герману. Из-за сложной судьбы монастыря рукопись сегодня находится в Финляндии, в архиве Ново-Валаамского монастыря.
21.02.2017 Трудами братии монастыря  7 617
Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви». В настоящее время документ вынесен на широкое обсуждение клириков и мирян Русской Православной Церкви.
unnamed.jpg

В контексте этих обсуждений 19 февраля на Московском подворье Валаамского монастыря состоялась лекция члена комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, секретаря Комиссии Саратовской епархии по канонизации святых - священника Максима Плякина. Лекция, тема которой озаглавлена как «История жанра акафиста», была посвящена широкому кругу вопросов возникновения и бытования одного из самых популярных в православной церковной среде богослужебных гимнографических жанров.

Отец Максим служит в храме Рождества Христова в Саратове, является секретарём Епархиальной комиссии по канонизации святых Саратовской епархии, по роду своей деятельности он подробно изучает акафисты: историю их развития, авторов, распространение и литературную ценность этих текстов.

16832205_608024532726375_7542582003705874165_n.jpg «Известно, что акафисты существовали не всегда, — рассказывает отец Максим. — Первоначально богослужение состояло только из библейских текстов. Затем туда стали попадать тропари, они менялись от службы к службе. Акафисты появляются только к середине V века, вырастая из первых азбучных молитв эпохи царя Давида. В это же время впервые начинает меняться внешний вид богослужения».

Самый известный и любимый акафист - Великий или, как его ещё называют, Похвала Пресвятой Богородице - по мнению экспертов является древнейшим из дошедших до наших дней. Он не всегда начинался со слов «Взбранной Воеводе победительная…». Это добавили лишь в 626 году, после чудесного заступничества Божией Матери за Константинополь. Об остальных подробностях произведения практически ничего не известно: ни точная дата написания, ни автор, ни место происхождения.

«Первый датированный русский акафист относится к 1525 году, — продолжает отец Максим. — Его автор нам известен, это святитель Феодосий. Сам акафист на Успение Пресвятой Богородицы был, вероятно, написан ещё в 70-е годы XV века, однако в рукописном варианте увидел свет позже. К акафисту как части богослужения долго не относились серьёзно. Сергий Радонежский и его ученики одними из первых вводят в келейную молитвенную практику акафисты».

Со временем акафисты были включены и в молебные пения — во многих приходах и монастырях сложился обычай совершать молебен у чтимой иконы Божией Матери или перед мощами местного святого с пением акафиста. Сегодня акафисты занимают весьма заметное место в богослужебном обиходе. Однако порядок использования акафистов отличается в различных местностях и в настоящее время не имеет общепринятого уставного порядка. Начиная с середины XVIII века, число новосоставленных акафистов стало весьма значительным, потребовалось упорядочение их молитвенного употребления. Так сложилась практика, существующая и поныне, представлять новосоставленные акафисты на одобрение Священноначалия. Акафисты, не получившие такого одобрения, не могут быть напечатаны церковными издательствами.


Больше всего прихожан Московского подворья Валаамского монастыря заинтересовала информация об акафисте Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. В 1906 году Патриарх Сергий Страгородский написал гимн преподобным, поскольку один из основателей обители его небесный покровитель. Из-за сложной судьбы монастыря рукопись сегодня находится в Финляндии, в архиве Ново-Валаамского монастыря. Но копия этого драгоценного издания доступна, её отец Максим продемонстрировал и пояснил некоторые детали. На странице видна соответствующая отметина, вроде печати, которая говорит, что акафист одобрен комиссией, и, что более трогательно, сохранились примечания и правки автора и цензора.

И сегодня далеко не все творческие проявления этого рода имеют «легализованный характер». Но сегодня мы наблюдаем очередную волну - за полтора десятка лет нашего века написано 1842 акафиста на 13 языках! Их качество и возможность тиражирования рассматривает специальная комиссия при Патриархии.

Сейчас комиссия Межсоборного присутствия в настоящее время рассматривается текст акафиста Валаамской иконе Божией Матери.

источник Московское подворье Валаамского монастыря фотографии Д. Булавина

Фоторепортаж о праздновании Валаамской иконе Божией Матери

Справочно

В 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления Валаамской иконы указом Патриарха Московского и Всея Руси было установлено празднование иконе в первое воскресенье после дня памяти святых апостолов Петра и Павла.

Служба Валаамской иконы Божией Матери на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигуменом Серафимом (Бараделем). Икона является одной из главных святынь Валаамского монастыря и находится нижнем храме Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в монастыре ведется запись о чудесах, происходящих от иконы). Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров Валааму, и Свое особое присутствие на Валааме. "Там живу. Меня увидишь на Валааме", - эти слова являются откровением Божией Матери о Валааме. Валаамский образ стал знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона. "Северный Афон" - стало вторым духовным именем Валаама.

Космический крестный ход с Валаамской иконой Пресвятой Богородицы

Валаамская икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через неё Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор в Свое сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415407

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 09:33
Ветер
1.8 м/с, В
Осадки
0.0 мм
Давление
758.9 мм рт. ст.
Влажность
73%