Готовимся к богослужению Сретения Господня. "Тропарь, кондак"

Комментарий к песнопениям праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа.
19.02.2017 Трудами братии монастыря  14 835

В предыдущей статье была прокомментирована молитву Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши...". Продолжим разбирать песнопения праздника.

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Он имеет 1 день предпразднства и 6 дней попразднества.

5D4_3250_sm.jpg
По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники. Но в то же время она имеет характерные особенности Господского праздника: во время Литургии на малом входе произносится входный стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника. Также на Литургии в Валаамском монастыре по афонской традиции поются праздничные антифоны.

Ноты Валаамского обихода

Большинство песнопений службы праздника обращены к Господу Иисусу Христу: кондак, стихиры, канон. Тропарь обращен к Богородице, величание прославляет и Господа, и Пресвятую Деву.

В связи с этим можно сказать, что праздник Сретения является одновременно и Богородичным, и Господским. C момента возникновения праздник Сретения по всему своему характеру был явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скорее как Богородичный. Со временем и на Востоке он также постепенно трансформировался в сторону Богородичного празднества, хотя в своем чинопоследовании все же зафиксировался в виде «смешанного» праздника, заключающего в себе отдельные черты как Господского, так и Богородичного торжества.

Богослужением в праздник Сретения Церковь прославляет Христа Бога нашего с участниками празднуемого события – Богородицею Приснодевою и Симеоном.

Тропарь, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,/ дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/ просвещающий находящихся во тьме./ Веселись и ты, старец праведный,/ принявший во объятия Освободителя душ наших,/ дарующего нам воскресение.

Сретение. Тропарь праздника. Знаменный распев Радуйся, Благодатная Богородице Дево…

Пресвятая Богородица призывается к великой радости, так как Сам Спаситель мира приносится в храм Господень и явно принимает похвалы от праведников Ветхого Завета: Симеона и Анны. Пророчества о пришествии Мессии исполнились, Ветхий Завет сменяется Новым.

…из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш…

Наименование Господа Солнцем Правды заимствовано у пророка Малахии, который предрекает: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Это яркое пророческое выражение используется также и в праздничной службе Рождества Христова, где Спаситель именуется «разумным Солнцем Правды», воссиявшим от Девы – например, в тропаре пророчества Великой вечерни Рождества Христова:

Таким образом, налицо внутренняя связь празднуемых событий, ведь Сретение Господне празднуется на 40-ой день после Рождества, именно в тот день, когда Пресвятая Дева принесла в Иерусалимский храм Богомладенца.

… просвещаяй сущия во тьме.

Здесь псалмопевец выражает мысль о цели пришествия Христа на землю – для просвещения светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога. Об этом так пророчествует Исаия, описывая обращение Бога Отца к Иисусу Христу: «áз Госпóдь Бóгъ призвáхъ Тя́ […] извести́ от ýз свя́занныя и из дóму темни́цы и седя́щыя во тме». Перевод: «Я, Господь, призвал Тебя […] чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42:6-7). Пророка подтверждает евангелист Матфей: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

5D4_3063_sm.jpg Эту же мысль о просвещении всех народов мы встречаем и в тропаре пророчества Великой вечерни Крещения: «Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый,/ да просветиши во тьме седящия». Итак, праздники Крещения и Сретения Господня оказываются тесно связанными между собой. Это объясняется тем, что исторически Крещение составляло общий праздник, включающий в себя памяти событий Рождества, Сретения, Благовещения (см. подробнее здесь). И только позднее праздник Сретения был выделен в самостоятельную память.

Просвещение язычников, «сущия во тьме», на которое указывают оба праздника, начинается почти сразу после Сретения Богомладенца Иисуса в Иерусалимском храме. Известно, что вскоре после этого события Иосиф и Мария по повелению Ангела Господня убежали с Ним в Египет, укрывая Его от ярости Ирода, приказавшего избить Вифлеемских младенцев. По свидетельству древнего предания, как только Богомладенец принесен был в первый Египетский город, все его идолы пали на землю и сокрушились, и исполнилось над ними слово пророческое: «Се, Господь сидит на облаце легце», – на руках Пречистой Девы Марии, – «и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его» (Исайи XIX, 1). Об этом же свидетельствует Акафист Пресвятой Богородице: «Возсия́вый во Еги́пте просвеще́ние и́стины, отгна́л еси́ лжи тьму: и́доли бо его́, Спа́се, не терпя́ще Твоея́ кре́пости, падо́ша» (Акафист, икос 6). Пророчество о бегстве в Египет содержится в 3-ей паремии праздничной вечерни.

Веселися и ты, старче праведный,

После грехопадения Адама и Евы человечество разучилось с Богом. По сути, вся дальнейшая жизнь человеческого рода была долгим и томительным ожидание встречи с Господом.

И вот, ветхий старец Симеон радостно принимает на свои руки Богомладенца, возвещая о приходе в этот мир его Творца. В лице праведника человеческий род после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога наконец-то встретил своего Создателя.

приемый во объятия Свободителя душ наших,/ дарующаго нам воскресение.

Праведный Симеон не просто берет Богомладеца на руки, а принимает Его «во объятия». Так поэтически передается великая радость праведника, ведь в объятия мы обычно заключаем любимого человека после долгой разлуки. Радость от того, что он держит на своих руках Самого Бога, что держит Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, «умалился» до состояния беспомощного Младенца.

Кондак праздника написан преподобным Романом Сладкопевцем (V – начало VI века). Сейчас в богослужении используется только малая часть (кондак и икос) первоначального произведения Романа. Древний кондак святого Романа представлял собой целую поэму и состоял более чем из 20 строф или икосов. Современный кондак – это проименон (вступление) для древнего кондака-поэмы преподобного.

Кондак, глас 1:

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство/ и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Утробу Девы освятив рождением Твоим,/ и руки Симеона благословив,/ заранее, как надлежало,/ и ныне Ты спас нас, Христе Боже./ Но огради миром среди войн народ Твой/ и укрепи тех, кого Ты возлюбил,/ Единый Человеколюбец.

Сретение. Кондак праздника. Знаменный распев Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим …

Пресвятая Богородица, безусловно, освятилась рождением по плоти Самого Бога и Творца вселенной.

… и руце Симеоне благословивый,

В Евангелии читаем: «И благословил их Симеон» (Лк. 2:34). Но преподобный Роман выражает здесь интересную мысль: в духовном плане Господь благословил праведного старца, а не наоборот. Как на это указывает и святой Косьма Маиумский в каноне праздника, описывая обращение Богомладенца к старцу Симеону: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит» (припев 9-ой песни канона). То есть Я (Иисус Христос) держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее.

… якоже подобаше, предварив,

Как подобает Человеколюбцу, Спаситель заранее («предварив») благословляет и отпускает праведного старца для упокоения, не дожидаясь открытого выхода Своего на служение миру.

… и ныне спасл еси нас, Христе Боже,

Здесь гимнограф прославляет Господа за избавление от бед (землетрясение и моровая язва), некогда постигших восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане.

… но умири во бранех жительство /

С V века при императоре Анастасии I начинается длительная эпоха персидского наступления на византийские владения в Сирии. Преподобный Роман молится о даровании мира и прекращении войны с персами: «умири во бранех жительство».

… и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Продолжая свою молитву, песнописец просит Господа о физическом и духовном укреплении современных ему жителей империи.

К духовному укреплению нас призывает и святитель Феофан Затворник, указывая на внутренний смысл праздника: «Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. […] Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. […] Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. […] Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так, скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности».

Величание празднка:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Еюже по закону/ ныне принеслся еси в храм Господень.

Величаем Тебя,/ Податель жизни Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Которою Ты во исполнение Закона/ ныне принесен во храм Господень.

Сретение. Величание праздника. Знаменный распев ***

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  4. Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии.
  5. Малков П.Ю. Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря.
  7. Нотный сборник Валаамского обихода.

***

В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.

Тропарь праздника. Валаамский напев.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 03:56
Ветер
2.7 м/с, C
Осадки
0.0 мм
Давление
746.2 мм рт. ст.
Влажность
95%