Благовещение – день сотворения мира

Убеждение
о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому,
что этот день получил название “Кириопасхи”
08.04.2017 Трудами братии монастыря  11 424
7 апреля 2017 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

2.jpg
Русская Православная Церковь отмечает Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) по новому стилю, это непереходящий праздник, т.е. отмечается всегда в один и тот же день.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Слово на Благовещение

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

В XIX веке Кириопасха праздновалась в 1817 и 1828 году, в ХХ веке – в 1912 и 1991 году, а в XXI веке Кириопасха будет праздноваться 25 марта (7 апреля) 2075 и 2086 годах. После этого следующая Кириопасха будет только в 2159 году

e776523288a6ab0a666f2747954ff6e5.jpg

"Радуйся, Благодатная! Господь с тобою!!!"

На Валааме первая часовня, которая встречает паломников на пристани монастырской бухты, - это часовня Благовещения Пресвятой Богородицы - время постройки конец XIII века. Также в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря, в 1893 году при настоятеле игумене Гаврииле, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы: «Иконостасы и живопись сделаны трудами братии монастыря. В алтаре и на солее – пол паркетный, в самом же приделе и паперти из путиловской плиты шашками».

I
Почему Кириопасха имеет такое название?

Некоторые раннехристианские мыслители, например, Псевдо-Киприан, высказывали соображение, что с днём 25 марта следует связывать и начало Творения мира. В данном контексте становится ясно, почему Праздник Пасхи, выпадающий на 25 марта, имеет особое, специфическое название и вызывает особое к нему отношение.

Византийский канонист Матфей Властарь (XIV) полагал, что не всякая Пасха 25 марта есть Кириопасха, но для сего потребно, чтобы и луна в сей день была та же самая, что и в год крестной смерти Христа. За период одного индиктиона (532 года) таких совпадений бывает 4 из 12 случаев, когда Пасха падает на 25 марта, как, например, в 1912 году.

Хотя Церковь не имеет какого-либо определённого разъяснения особого смысла Кириопасхи, в народном сознании православных греков ей усвояется предзнаменовательный смысл как указания на имеющее в том году произойти событие чрезвычайной исторической важности. В частности, в связи с Кириопасхой 1991 года указывают на прекращение существования СССР.


Литература

  • Журнал Московской Патриархии. 1991, № 4, стр. 62 — 63.
  • Кириопасха // Православная энциклопедия. Том XXXV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014.
  • Трудами братии Валаамского монастыря

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 416033

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 02:22
Ветер
0.9 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
766.4 мм рт. ст.
Влажность
82%