Как реагировать, если при тебе осуждают православную веру?

У меня такой вопрос: как реагировать, если при тебе хулят (осуждают) православную веру, Церковь или священнослужителей? Не обращать внимания? У меня родственники и коллеги на работе, как сговорились, такие вещи говорят, что произнести страшно!
15.10.2020 Трудами братии монастыря  12 270

Добрый день. У меня такой вопрос: как реагировать, если при тебе хулят (осуждают) православную веру, Церковь или священнослужителей? Не обращать внимания? У меня родственники и коллеги на работе, как сговорились, такие вещи говорят, что произнести страшно! Пытаюсь что-то объяснить, обычно слышу что-то вроде: "Ну да, вас же там неплохо обработали!" Если молчу, они думают, что мне, нечего сказать. Как-то ответила, что не хочу метать перед вами бисер…, и тут же стала виноватой, что оскорбляю. Иногда такие беседы доходят до конфликтов или до брани на осуждающего Церковь человека. Большой начитанности, глубоких знаний и миссионерского таланта у меня нет.

Ответ на Ваш вопрос дал Сам Христос в Евангелии от Луки, когда, проходя через селение самарян (по нашим меркам - отпавшим от истинной веры еретиков), был подвергнут поношению со стороны местных жителей. Его ближайшие ученики предлагали Ему уничтожить хулителей небесным огнём, но Он, «обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:51-56).

Любое действие Бога по отношению к человеку проистекает из Его безграничной любви, будь то наделение человека какими-то дарами или, напротив, лишение чего-то. Последнее мы воспринимаем как наказание. Христос взошёл на Крест ради спасения каждого человека, поэтому никакой человек, даже самый грешный, не может быть для Церкви Христовой средством для решения её задач, в том числе в негативном ключе. Никто не может быть для Церкви недостойным «отбросом», портящим её чистоту. Следуя заповедям Христа, Церковь молится за весь мир, за каждую бессмертную душу: праведника и богохульника.

Человек, желающий встретиться со Христом в Его Небесном Царстве, всю земную жизнь должен учиться быть на Него похожим, в первую очередь в кротости, смирении и любви. Надо учиться относиться к каждому человеку так, как относится к нему Христос, т.е. в идеале быть готовым отдать жизнь ради его спасения. Поэтому любое увещевание богохульника может быть действенно, если относиться к этому заблудшему человеку с искренним состраданием и переживать не о своей боли от его слов, а о его муках богооставленности.

Подобным образом вёл себя святой праведный Иоанн Русский, находясь в рабстве у злобного мусульманина. Он искренне любил своего хозяина, усердно служил ему и тем самым положил начало благим переменам в окружающих его людях, включая самого хозяина. Нет, христианином тот не стал, но заметно смягчился и стал лучше относиться к христианам.

Пока Христова Церковь была гонима, вопрос реакции на богохульство системно не стоял. Христиане проповедовали словами и делами, жизнью и смертью, их высмеивали, осуждали, гнали, убивали. Они молились за гонителей, но и нередко жёстко осуждали их, о чём свидетельствуют жития мучеников.

Всё изменилось, когда в большинстве цивилизованных стран христианство стало государственной религией и появился аппарат, позволяющий наказывать богохульников. И Церковь неоднократно прибегала к подобным «услугам» государства. В отпавшем от Православия католичестве печально известны крайности подобного подхода, проявившиеся в ужасах инквизиции. На православном востоке и в нашей стране в церковной среде не было такого единства по этому вопросу, как на западе. Так, при борьбе с ересью жидовствующих (конец XV – начало XVI вв.) главные вдохновители этой борьбы святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, и преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, выступали за казнь еретиков, а последователи преподобного Нила Сорского прятали их в своих потаённых скитах, но не потому что разделяли еретические воззрения. Они не верили в то, что государственная казнь поможет раскаянию грешников и послужит делу их спасения.

Кто является пострадавшей стороной при совершении богохульства? «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Богохульство никак Бога не затрагивает. Человек, да и вообще любая тварь, не может причинить Всемогущему Богу никакого вреда. Поэтому страдают от богохульства люди. Больше всего страдает сам хулитель, поскольку нет большей муки, чем добровольное отлучение себя от Бога. Вслед за ним страдают христиане, ставшие свидетелями богохульства. Их страдание состоит из сострадания богохульнику и личной боли от поношения тех, кто им очень дорог – Господа, Его Пречистой Матери и Его святых. Наконец, косвенно страдают духовно-нейтральные свидетели богохульства, поскольку привыкают воспринимать зло богоборчества как норму и тем самым лишают себя возможности покаяния и личной встречи со Христом.

Как же Вам вести себя в коллективе богохульников? Если Вами не будет двигать искреннее сострадание к каждому из них, вряд ли кто-то услышит Ваши самые правильные слова, призывающие их одуматься. И дело здесь не в отсутствии миссионерских навыков, а в отсутствии любви к ближнему. Как Богу помочь человеку в благом деле, если тот не хочет исполнять вторую важнейшую заповедь Евангелия?! Поэтому, если, заглянув в своё сердце, Вы увидите, что в основе Вашей реакции на богохульство Ваша личная боль, а не сострадание к богохульникам, не пытайтесь их переубедить словами. Но и не подыгрывайте им, не соглашайтесь на участие в делах тьмы. Скажите им прямо о том, что Вы христианка, что Вам бесконечно дорог Христос, Матерь Божия, святые и всё, что связано с Церковью. Скажите без всякого превозношения над ними, что, находясь внутри Церкви, Вы больше, чем кто-либо страдаете от её видимых недостатков, и что осуждение и высмеивание этих недостатков сторонними людьми многократно эту боль усиливают.

Подобным образом бывает больно ребёнку впавших в прегрешения родителей, которых высмеивают его школьные товарищи (вспомните Илюшу Снегирёва из «Братьев Карамазовых» Достоевского). Просите (просите, а не требуйте) окружающих Вас людей не вести при Вас богохульные разговоры. Если Вашу просьбу не удовлетворят, выходите из помещения, пока разговоры не прекратятся, какими бы последствиями это для Вас не обернулось. Это и будет Ваше исповедничество.

Самой действенной Вашей миссией в среде окружающих Вас богоборцев будет Ваше личное бескомпромиссное исполнение евангельских заповедей, когда, глядя на Ваши кротость, смирение, любовь и неизменный мир в душе, окружающие Вас люди зададутся вопросом, как Вам это удаётся. И тогда Вы расскажите им о Христе. Именно богоподобное смирение является смертельным оружием против бесов. Дерзайте.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414134

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 13:00
Ветер
4.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
755.0 мм рт. ст.
Влажность
78%