rus | eng
RSSВеб-камера

«Бог гордым противится, смиренным дает благодать», слово к братии игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия

Публикации
«Бог гордым противится, смиренным дает благодать», слово к братии игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия «За трапезой сегодня мы слышали чтение где говорится о том, что сама Божия Матерь дает нам пример главного в монашестве – пример послушания и смирения. Эти две добродетели неотделимы друг от друга, ведь к смирению невозможно придти без послушания. И соответственно никакого богоугодного монашеского подвига невозможно совершить без послушания и смирения. В этом случае общежительный монастырь наиболее приспособлен к тому, чтобы через все те скорби и искушения, через все те неприятности и сокрушения, человека приучить к терпению, к послушанию, и воспитать в нем истинное смирение. Потому что смирение - это главная христианская добродетель. Как написано в послании апостола Иакова: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".

Поэтому мы все должны стремиться к этим добродетелям, и всегда понимать, что все то, что с нами происходит в монастыре - это не просто какие-то события, на которые можно реагировать, как реагируют обычно люди: смущаются, ругаются, конфликтуют, – это все, конечно, для монаха не приемлемо. Монахам не подходят и мирские утешения. Истинную радость, и истинный свет мы можем искать только у Господа. Все нужно в монастыре делать осмысленно, жертвенно, может быть даже и те вещи, которые делать нелегко, даже превозмогая себя.

Главное не в том, где и в каких условиях находится человек, а в том, как он живет в монастыре - как он молится, несет послушание, как он вообще воспринимает свою жизнь в обители, насколько осознанно, насколько трезвенно, насколько критично и покаянно он относится к своей жизни. Поэтому братии всегда нужно помнить, что в Псалтири недаром сказано: «се, что добро или что красно, но еже житии братии вкупе». Вкупе означает конечно не только общность вечную, но и внутреннюю.

Совместная жизнь в монастыре заключается не только в том, чтобы общими усилиями вести хозяйство, молиться, питаться в одной трапезной, но и в том, чтобы помогать ближнему спасаться, совершая при этом подвиги самоотвержения ради ближнего, относясь к нему с сочувствием и добротой, укрепляя наше единство во Христе. Даже недостатки братии могут помочь в этом нелегком деле, потому что они превращаются в болезненное, но необходимое лекарство, в то жесткое средство, которое, по слову аввы Дорофея, очищает грязную посуду. Была посуда черная, почистили песочком – она стала белая, блестящая. Вот этим самым песочком и являются наши столкновения, искушения, скорби, поношения. Во время монашеского пострижения мы слышим: скорби будешь иметь и тяготы, и поношения, но если потерпиши все Христа ради, то радуйся, рече Господь: «Се бо мзда твоя многа на небеси». Всегда надо помнить: то, что происходит в нашей монашеской жизни имеет прямой смысл, имеющий отношение к самой главной цели нашей жизни, нашего спасения – к единству и вечной жизни во Христе.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил нас на то, чтобы на Валааме развивалась монашеская жизнь во всех ее основных формах, в том числе скитской и пустыннической, которые требуют жизни опытной, более внимательной к своим грехам и страстям, жизни более трезвенной чем в общежительном монастыре. В свое время я сам немного вкусил пустыннической жизни и знаю на опыте, что эта жизнь самая наверно трудная, и ошибочно думать, что в монастырском общежитии больше суеты, трудностей и искушений. Есть такая монашеская поговорка: «монах - в лес, а там бес, да не один», и как писал преподобный Серафим Саровский: «в монастыре иноки борются с противными силами, как с голубями, а в пустыне – точно как со львами и леопардами». И до того иногда доходит, что человек не знает, что и сделать и как себя повести. В лучшем случае происходит уныние и нерадение, а худшем – не стоит даже и говорить... Общежительство – очень сложная вещь, нам с вами далеко до совершенного монашеского жития, но у нас есть благословение и обязанность к нему стремиться.

И в заключение хочется поблагодарить иеромонаха Давида за его нелегкий крест, который он нес в качестве благочинного Валаамского монастыря более пяти лет. Он уходит на Смоленский скит, там он будет выполнять обязанности начальника скита. Вместо него нелегкое бремя благочинного обители, возложено на иеромонаха Игнатия, мы все его хорошо знаем, и будем надеяться, что он справится и с вашей помощью в том числе. Помогать ему будет отец Симеон и еще несколько братьев. Помните, что нужно с особым благоговением относится к тем, кто находится на начальствующих послушаниях, стараться терпеть, смиряться и слушаться».

остров Валаам, 04 декабря 2014 г.
10.12.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: