rus | eng
RSSВеб-камера

Игумен Фотий (Бегаль): О любви, семье и верности!

Публикации
8 июля Русская Православная Церковь празднует день памяти блгв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев – святых покровителей семьи и брака, а вся страна отмечает Всероссийский день семьи, любви и верности. Как же современным молодым людям следует правильно вступать брак? Об этом сайту valaam.ru рассказал начальник Приозерского Валаамского подворья, игумен Фотий (Бегаль):

- Среди прихожан нашего подворья есть хорошая семейная пара: Николай и Мария. Правда, Коля ходил в храм святителя Николая в Петровском, а Маша – из Всехсвятского храма. Они – наши воспитанники по приходской, общинной жизни, и мы их в прошлом году венчали всем нашим большим приходом. И недавно мы крестили их маленького сына Сашу.

Давайте вместе задумаемся, как современные молодые люди сейчас вступают в брак? У многих ведь ветер в голове… вот и понятно, почему браки такие непрочные – поживет сначала с одной, потом – с другой, затем – с третьей. Это, разумеется, неправильно. Все должно быть иначе. Вот, например, наши прихожане Маша и Коля дружили-дружили около двух лет, а на третий год решили пожениться. Причем, оба сохранили свое целомудрие и ни с кем не сожительствовали до брака, а в наш век - это великое дело! Это и есть правильное вступление в семейную жизнь.

Ради сохранения чистоты добрачных отношений

Так вот, мы во всех приходах нашего Приозерского подворья (храм Всех Святых, храм святителя Николая Чудотворца, храм святого Георгия Победоносца, храм Покрова Божией Матери) объявили, что они вступают в брак – так делали раньше. Традиция эта церковная и появилась ради сохранения чистоты добрачных отношений. Вот, например, если жених – не дай Бог! – окажется хулиганом и какая-то девушка будет им обижена, то она всегда сможет подойти к батюшке и сказать: «Вот он меня обидел, и может ли он со спокойной совестью сейчас вступать в брак?». И так же в отношении девушки-невесты. Поэтому раньше объявляли за несколько недель или даже месяцев о предстоящем венчании молодой пары.

Так и мы в храмах оповестили, что Маша и Коля скоро вступают в брак. Спросили у других наших прихожан, нет ли у кого-то из них каких-либо нареканий и претензий к этой паре? Плохого никто ничего не сказал. И мы назначили время венчания (есть даже такое понятие, как «литургийное венчание»). Правда, мы не стали совершать чисто литургийное бракосочетание, потому что храм подворья все же является монастырским.

И вот мы назначили дату венчания. Николай с Машей накануне исповедались на Всенощном бдении, а на Божественную литургию пришли уже одетыми в венчальные наряды. На Богослужении стояли уже вместе, причащались. Помню, гости тогда собрались со всех наших приходов.

Помню, молодые еще спрашивали: «Кто же будет нас венчать?».

А я им отвечаю: «Не знаю, попозже будет известно».

И действительно, именно на Божественной литургии  все и разрешилось. Просто Николай, например, изначально хотел, чтобы их венчал отец Виктор (его духовник), а Маша больше тяготела к отцу Иоанну — он ей был близок по духу...

И Господь на Литургии все вразумил, как поступить в сложившейся ситуации, чтобы никого не обидеть: решили, что отец Виктор будет обручать, а отец Иоанн – венчать. Слава Богу! Кстати, во время Таинства было явное веяние благодати Божией и все это очень почувствовали, растрогались. От радости у всех  на глазах были слезы. Просто чудо Божие!

В монастырской трапезной (и внутри помещения, и на улице рядом) накрыли столы на 100 человек.  Получилось очень душевно: все говорили хорошие наставления, поздравления. А мы, монашествующие, отслужив, сразу ушли с чином Панагии. Свадьба не монастырское дело, на ней остались священники семейные.

***

Однажды к прп. Серафиму Саровскому пришла пожилых лет дворянка. Она от юности горела любовью к Богу и желала давно сделаться инокинею, только родители не давали ей на то благословения. Девица обратилась за советом к преподобному, надеясь, что он одобрит и благословит ее намерение. Но мудрый старец, напротив, стал советовать ей вступить в брак, говоря: "Брачная жизнь благословенна Самим Богом. В ней нужно только с обеих сторон соблюдать супружескую верность, любовь и мир. В браке ты будешь счастлива, а в монашество нет тебе дороги. Монашеская жизнь трудная, и не для всех выносима". "B браке души соединяются с Богом неизреченным неким союзом", - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Таковы установление и цели брака как начала семьи - малой церкви. По библейскому воззрению, разделяемому в основном всем человечеством, брак и семья - это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. Это - святыня, которую должны не только мы сами хранить в чистоте, но и научить тому наших детей.

***

Авторы: Александр Веригин, Екатерина Бутенина

Фотографии из архива Приозерского подворья Валаамского монастыря
08.07.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: