rus | eng
RSSВеб-камера

Восстановление синодика подвижников благочестия, в земле Русской подвизавшихся

Публикации
В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре на скиту Всех Святых ведется кропотливая работа по восстановлению синодика для молитвенного поминовения, составленного в прошлом веке святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским исп. (+1962 г.). Под руководством схиигумена Серафима (Покровского), труд владыки Афанасия переводится в удобный вариант для последующего поминовения всего сонма праведников, подвижников благочестия, государственных и церковных деятелей, послуживших на благо России и Святой Православной Веры. В синодик внесено 3001 имя подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ век, расписанных по дням памяти, особым поминальным дням и по хронологии.

Синодик свт. Афанасия это еще и список исчезнувших и поруганных монастырей, скитов и пустынь, за насельников которых уже некому молиться: исчезли  все данные и утрачена связь поколений, и некому продолжать поминовение, которое иногда продолжалось веками, например: «монахи Игнатий, Савватий, Киприан - иноки Толгского монастыря, убиенные поляками в 1612 году».

Откуда и как святитель устанавливал эти имена  - нам пока неизвестно, но то, что каждое имя свято и дорого для каждого православного христианина  несомненно... Например: 9 сентября - по синодику поминается схимонах Иоанникий и схимонахиня Мария — родители прп. Иосифа Волоколамского, его ученики  - монах Досифей, Кассиан и Герасим, епископ Савва Крутицкий, «написавший в 1546 г. житие прп. Иосифа Волоколамского и всей братии обители Волоколамской».

Если имя прп. Сергия Радонежского поминает вся Русская Православная Церковь и в эти дни в храмах служится полиелей, то в синодике свт. Афанасия отдельно поминаются: его брат -  игумен Стефан и его близкие родственники. В синодик также включены: игумен Митрофан, постригавший прп. Сергия, епископ Афанасий Волынский рукоположивший прп. Сергия в 1354 году; монах Макарий и монах Исаакий (молчальник), которые «вместе видели ангелов, сослужившие прп. Сергию Радонежскому.

Несомненно и то, что каждое имя вносилось в синодик после значительных проверок самим свт. Афанасием, и продумывалось и вымаливалось им лично: есть точное свидетельство того, что в ночь накануне Божественной литургии, свт. Афанасий не спал, совершая проскомидию по древнему правилу, отдельно от часов и поминая ВСЕ имена об упокоении. Также с поименным поминовением отмечается ныне память Всех русских святых на Всехсвятском скиту Валаамского монастыря.

Так повелось, что в Русской Православной Церкви синодики всегда играли значительную роль, поскольку считались своеобразной связью между живыми и мертвыми, связью через  благодать, где нет препятствий и расстояний. В монастырях, приходских и даже домовых храмах были заведены свои синодики, являвшиеся важной принадлежностью богослужений.

Нет числа, святым и мученикам российским, многие из которых скончались в неизвестности. Все они, прославленные и непрославленные угодники Божии, ныне молятся за нас, за нашу святую измученную Родину.

Преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, которая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И, конечно, это и есть подлинная картина народа, живущего верой и молитвой. Здесь вполне справедливы слова поэта Рильке, написавшего, что, «все государства граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом…».

Валаамский монастырь в лице схиигумена Серафима (Покровского) испросил благословения митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия на изучение и восстановление синодика владыки Афанасия для литургического поминовения, ради которого синодик был предназначен святителем Афанасием.

Со слов схиигумена Серафима (Покровского), Русские Святые, среди которых были люди самых разных национальностей: болгары, греки, татары, немцы, евреи, грузины,- это жизненная сила России, благодаря которой никакие бедствия не поражают ее сердце.  Как сказано в Послании к Колоссянам, «Нет ни Еллина, ни Иудея <…> но все и во всем Христос» (Кол, 3:11). Все они едины во Христе Иисусе, все они подвизались в нашей Православной Церкви, на нашей земле, политой их кровью и слезами, и именно их молитвами стоит ныне Святая Церковь. И вопрос только в том, достойны ли мы их крови, их памяти. Имена многих и многих из них канули в лету, от многих остался только лагерный номер и мы никогда не узнаем, где их могилы. Но сегодня нам достаточно знать то, что они выстояли до конца и через десятилетия их прославляет Церковь.  

Александр Веригин, Екатерина Калашникова
02.07.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: