Слово иеромонаха Игнатия перед Богоявлением

Проповедь иеромонаха Игнатия (Смирнова) в Спасо-Преображенском соборе после Божественной Литургии в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением.
17.01.2021 Трудами братии монастыря  3 501


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вся Евангельская история, начиная от Воплощения Христа до Его Крестной смерти и Воскресения, – это личный путь каждого из нас ко встрече со Христом.

Этот путь проходит не во вне, не в тех местах, где жил Христос в свой земной отрезок времени, и не по тем дорогам, Которыми Он ходил при жизни. После Славного Его Воскресения дороги, на которых можно с Ним встретиться, проложены уже в нашей разумной душе, в её мыслях и чувствах.

Воплощение Христа – это вселенское событие, дающее надежду спасения и единения с Богом каждому рожденному на земле человеку.

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:10,11).

Воплощение Христа не делает каждого человека автоматически уже спасённым, это лишь благая весть, о которой услышит всё человечество. Но мысленный выбор должен будет сделать сам человек: захочет ли он быть со Христом или нет. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14).

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», – излюбленное выражение многих святых Отцов, которое своим зеркальным смыслом навсегда связывает через Христа всё человечество с Богом. И эту связь уже никогда никому не разорвать.

Христос вошёл в человеческую природу навсегда и стал в определённый исторический момент одним из нас. Поэтому «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22), как написано в Евангелии от Иоанна, чтобы не только Бог, но и Человек в Одном Лице судил подобных Ему. Ведь Он при жизни обладал теми же немощами человеческого естества, что и мы, кроме греха. Он добровольно по любви к нам претерпел страдания, клевету, предательство, мучительную смерть – всё то, что страшит каждого из нас в этой жизни, тем самым став утешающим мысленным Собеседником и Сотаинником каждому скорбящему на этой земле, искренне с верою обращающемуся к Нему.

***

Сегодняшнее Евангелие в воскресный день перед Богоявлением описывает событие, предшествующие Крещению Христа и Его последующей проповеди. Это событие – выход на проповедь Иоанна Предтечи: «Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».

Слова «приготовит путь Твой» дают нам ощущения того, что Предтеча своей проповедью становится провозвестником тех же духовных вещей, что и Христос в своей будущей проповеди. И действительно, в последующих главах Евангелия мы читаем первые слова Христа после возвращения из пустыни: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).

Далее в сегодняшнем отрывке говорится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Слово «прямыми» употребляется в смысле «удобными для продолжения».

Каждому из нас в той или иной житейской ситуации удобно, когда кто-либо начнёт за нас какое-нибудь дело, а мы его продолжим или завершим, не переделывая и не исправляя сделанное, а развивая его дальше и доводя его до ума, до логического завершения.

В этом смысле Христос продолжил проповедь Предтечи, развивая и продлевая тот путь покаяния, который по Его божественному замыслу начал Иоанн Креститель, доводя его до совершенствования.

«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои…».

Иоанн Предтеча в своём служении находится на границе между Ветхим и Новым Заветом, переводя людей путём покаяния из ветхозаветного образа служения Богу в мир Евангельский Истины, передавая нашего внутреннего человека, которого не могли очистить и исцелить многочисленные жертвоприношения и омовения, Христу и Богу, воплотившемуся ради исцеления этого внутреннего человека.

Иоанн Креститель — это образ нашего покаяния в греховных делах и поступках, которые совершает человек, будучи внутренне лишён божественной силы, которая нужна, чтобы побеждать грех в себе ещё в зародыше, в лукавых мыслях и чувствах, и не доводить его до совершения делом или словом.

Такой духовный смысл открывается в образе Иоанна Предтечи, призывающего человека осознать свои греховные поступки и омыть их водою покаяния, прежде внутреннего его единения со Христом и запечатления в нём Дара Духа Святого, подобно тому как мы смываем грязь с собственного тела, прежде чем оденем чистую одежду и намажем тело благовониями и елеем.

А иначе, какой смысл в благовониях и чистой одежде, если человек снова страстно ищет грязь и отворачивается от чистоты? Какой смысл призывать человека к очищению своего сердца и к покаянию в тайных греховных помыслах и чувствах, если он не видит и не раскаивается даже в явных своих греховных поступках?

Ведь божественная благодать, получаемая в Таинстве единения со Христом, как спасительное лекарство входит в самые глубины нашего естества и становится явной и действенной для нас только в том случае, когда мы противоборствуем в нашем покаянии мысленному греховному пороку, подталкивающему нас на совершение всевозможных грехов, берущих своё начало в наших мыслях и чувствах.

***

Наш путь к обожению и единению с Богом выстраивается постепенно по принципу причинно-следственной связи, где через покаяние мы вначале осознаём и отдаляемся от совершения греховных поступков, а затем ревностно ищем порождающие их причины. В этом случае покаяние становится единственной нитью, помогающей нам очистить собственное сердце и добраться до места встречи с Богом.

Поднимаясь, или скорее углубляясь, мы собственным сознанием движемся от видения греховных поступков к видению греховных помыслов и чувств, живущих в сердце, и подталкивающих нас к этим поступкам.

«Если говорим, что не имеем греха, — пишет Иоанн Богослов, — то обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).

Покаяние остаётся нашей мысленной дорогой ко Христу, на котором мы встречаем вначале Предтечу, осознавая свои внешние греховные деяния, и омываем их слезами сокрушения, а затем Предтеча нам указывает на Христа как на более совершенный образ покаяния: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1:2-8).

В мысленном общении со Христом, как за завесу, мы входим во внутреннейшие обители человеческого естества. Это и есть наше новозаветное служение Богу, когда наше внимание в единении со Святым Духом направленно уже на очищение внутреннего человека, нашего сердца, от греховных мыслей и чувств, порождающих греховные поступки, в которых мы когда-то искренне раскаялись и омыли их слезами покаяния.

«Грех всегда воинствует, а ум, – пишет преподобный Макарий Великий, — имеет волю противодействовать и противоборствовать теснящему нас злу, идёт ли куда человек, или путешествует, или другое что делает. Чем ум связан, то ему и бог; если ты связан похотью, или чревоугодием, или сребролюбием, связавший тебя и есть твой бог «ибо кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2;19)».

«Кто не со Мною, — говорит Христос — тот против Меня; и кто не собирает со Мною свой ум, тот расточает его (Мф.12:30)».

Аминь.


Валаам, 17 января 2021 года



Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414059

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-4°
сегодня в 05:48
Ветер
2.2 м/с, CCВ
Осадки
0.0 мм
Давление
759.5 мм рт. ст.
Влажность
84%