Слово иеромонаха Никона на Крещение Господне

Слово иеромонаха Никона 19 января 2021 года в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря после Божественной Литургии на Крещение Господне.
19.01.2021 иеромонах Никон (Оганов)  2 329

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь отмечает праздник, именуемый Богоявлением, мы вспоминаем событие из жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он вместе с народом пришел исполнить повеление Божие, данное через Пророка Иоанна Предтечу, о том, чтобы народ Божий покаялся во своих грехах, обратился к Богу и тем самым приготовился встретить давно ожидаемого Мессию, Помазанника Божия, Который спасет народ Свой. И вот сам Мессия, будучи Богом, Сыном Божиим, смирившись до степени простого Человека, вместе с грешниками идет к Пророку омыться в водах реки Иордан.

Как безгрешному Человеку, ему не в чем было каяться в грехах. И не требовалось через символическое омовение, путем погружения в воду (которое означало сожаление о прежней греховной жизни) очиститься, измениться для новой праведной жизни, по указаниям Пророка Иоанна. Все это нужно было для народа, ибо все согрешили. Но будучи по человечеству частью этого народа, Господь смиренно подчиняется воле Божией, которая была возвещена Святому Предтече. Идет со всеми, выполняя повеление Божие, и даже когда сам Пророк Иоанн возбраняет ему, познав Его божественное достоинство, Господь указывает, что так должна исполнятся всякая правда.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3:16,17)». Так Пророк Божий засвидетельствовал людям о Троице: об Отце, о Божием Сыне и Божием Духе. Бог явился, открылся людям в трех Божественных Ипостасях.

Иоанн свидетельствует: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин.1:33)». И теперь, когда мы, уверовав во Христа, погружаемся в воды крещальной купели, мы крещаемся Духом Святым во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Само слово креститься и крест происходит от слова Христос, «христися» — стать последователем Христа, и греческое слово βάπτισμα, означающее «погружение в воду», в славянской Библии везде заменено словом крещение.

Святой Иоанн Предтеча, призывая народ Божий к исправлению и принятию Мессии возглашал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2)». Слово «Небесное» заменяло слово «Божие», у иудеев было в обычае заменять слово Бог на эпитеты «Всевышний», «Царь Небесный» «Благословенный» и подобное, чтобы не произносить имя Всевышнего всуе. А понятие «царство» сегодня вряд ли мы осознаём вполне. В древности Царь государства определял всю жизнь своих подданных, — что можно, что нельзя; он был сам и законом, и судом, и наказанием. От царя зависела вся система общественного устройства, если, конечно, он был царь самодержавный, то есть абсолютно суверенный.

Так и Царство Божие абсолютно во всем определяется Богом, Его волей. И мы каждый раз просим об этом: «да будет воля Твоя яко Небеси и на земли». Мы просим, чтобы Царство Его скорее пришло на землю. Чтобы воля Его совершалась на земле, не требуется согласия ни земли, ни морей, ни небесного свода, ни гор, ни животного мира, ни всей природы — они не имеют своей воли. Один лишь человек, может выбирать подчиниться воле Божией или нет; захотеть быть в Царствии Небесном, или не захотеть — ибо он образ Божий. Если захочет, то прежде всего он должен полностью предать свою волю, воле Божией. Тогда и Господь Своею силою, благодатью вселится в человека, как в свою обитель. Вот почему — «Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21)», вот почему Божию благодать именуют Царством Небесным.

Итак, чтобы войти в Царствие Небесное, или, что тоже самое, чтобы Царство Божие было внутри нас, мы должны, подобно Христу предать всего себя Богу, — это наша часть усилий в деле нашего спасения, ибо «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Когда мы прикладываем свои усилия, тогда Бог Своею благодатью действует в нас, и этим устрояется наше спасение — «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф.6:33)» — призывает нас Господь.

Но, мы часто ищем Царства Божия вне себя, например, полагая, что оно будет только в будущем, после смерти. Пытаемся заслужит Его, получить там место, как справедливую награду за наши старания. Сосредотачиваемся на своих усилиях, забывая, что Царство это не придет приметным образом совне, но внутри нас должно образовываться (Лк.17:20-1). Так мы думаем по гордости своей, по самонадеянию, по привычке жить и добиваться всего без Бога. Но, не зря говорит Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви... ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5).

Да, Царство Небесное берется силою, нужен труд очищения сердца, труд борьбы с наследием первородного греха — страстями, труд покаяния, молитвы, но не сами эти усилия вселяют в нас Царство Божие, но рождаемое от них смирение ума и сердца.

Говорит преподобный Исаак Сирин: «Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого...

И если приобретем оное, (смирение) соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание» (прп. Исаак Сирин, слово 46). «Смирение есть риза Божества».

Как нам, братия и сестры обрести такое смирение?

Послушаем же того, кто сумел его приобрести. Вот что говорит преподобный Исаак: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования. Как скоро познает кто, и действительно ощутит, немощь свою, тогда воздвигает душу свою из расслабления...

Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу» (прп. Исаак Сирин, слово 61).

Итак, братия и сестры, покаемся, осознаем свою немощь, осознаем необходимость постоянной помощи Божией, необходимость молитвы, благодарения в скорбях, чтобы нам донести крест свой до конца жизни сей, ибо приблизилось Царство Небесное.

Аминь!

По материалам сайта:
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskiе



Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415822

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 01:14
Ветер
0.4 м/с, Ю
Осадки
0.0 мм
Давление
760.3 мм рт. ст.
Влажность
95%