rus | eng
RSSВеб-камера

Иван Иванович Шишкин

Публикации
Иван Иванович Шишкин «Нам, двоим товарищам (И.Шишкину и А.Гине), предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам на Ладожском озере, там монастырь, местность великолепная, часто туда посылают наших учеников, …потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная», - писал в 1858 году Иван Шишкин родителям.

Вернувшись в Петербург, художник представил свои работы, среди которых были подлинные шедевры - "Сосна на Валааме", "Вид острова Валаам".
"Я выставил 8 вещей красками, так называемые этюды, писанные с натуры на Валааме, и три рисунка пером, и эти-то рисунки произвели страшный фурор. …Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела, и хотели дать золотую медаль, но отложили до марта" (письмо И.Шишкина от 24 декабря 1858 года).
 

В тот же год осенью на Валаам приезжал Государь Император с супругой. «На днях мне сообщил эконом валаамский, - написал в письме тем же адресатам И.И.Шишкин,- приятную новость. Вот какую: картину, которую я писал для подарка в монастырь, бывши там, они поднесли в подарок государыне, которой Валаам очень понравился, и изъявила как-то желание, и желание её предупредили. Две вещи подарили, одна моя, а другая художника, который уже теперь за границей (предположительно, речь идет об А.С.Богомолове-Романовиче), и тоже там был и оставил в подарок. Но при всем том монахи неохотно расстались с ними, но надеются, что еще напишем им».

В мае 1859 года состоялось награждение лучших учеников Академии художеств. «Сегодня …я удостоился, - сообщает И.Шишкин в следующем письме, - получить торжественно, при звуках музыки, золотую медаль. …Я сегодня две получил. Серебряная почти такая же, как и та, которую вы видели, только вдвое больше, а золотая – это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному. Я вам их пришлю все. …Еду опять на Валаам вместе с Гине... Адрес знаете: …Выборгской губернии, чрез Сердоболь, на остров Валаам, художнику такому-то…».

Из всех видов живописи И.И.Шишкин более всего любил пейзаж. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, несмотря на частые ненастья. «Погода здесь стоит прегадкая, ветра и дожди страшные. Вчера повалило несколько деревьев на наших глазах. Особенно жаль два огромных клена, верно, лет по полтораста, тоже сломало, …потому что стояли на огромной скале, над садом. И мы теперь шляемся под дождем и под ветром, ходим смотреть волны – да, действительно, я еще до сих пор ничего подобного не видывал, даже и вообразить-то не мог. Страх что такое. Хлещут в скалы вверх сажень на 8... Есть где разгуляться… Несмотря на весь ужас их действия, мы смотрим на них с величайшим удовольствием. Не знаю, как завтра пойдет пароход из Петербурга, нынче их два, стал недавно ходить новый пароход «Валаам» Сердобольский и частью монастырской компании. Славный пароход, но качки боится и, вероятно, тоже будет трусить, а монахи молодцы, им все нипочем. Сегодня из Сердоболя приехал отец игумен, и ничего, только, говорит, покачало порядочно».
На волне творческого подъема Иван Шишкин работал, забыв дни и числа. Датировка письма, текст которого только что цитировался, удивительна: "Валаам. Июль, числа не знаю, знаю только, что последние числа. Четверть 11 часов ночи. 1859 год.
"С Валаамом расстались не без сожаления, - с грустью закончил письмо Иван Шишкин, - северные ветры и дожди вытеснили нас преждевременно".
Карельские скалы – сколько поэзии и красоты увидел в них художник! В этот сезон Шишкиным были созданы лучшие его работы: "Вид на Валааме" (Ущелье Валаама), "Скалы на острове Валаам. Кукко" - (1859г. малая золотая медаль). За пейзаж "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", демонстрировавшийся на академической выставке, художник был удостоен в 1860 г. большой золотой медали. Мотив, близкий этюду "Вид на острове Валаам", И.И. Шишкин повторил в пейзаже 
    
Вид на острове Валааме. Местность Кукко

Пешеходные прогулки по Валааму - это покой и одиночество, размышление и постижение истин, прикосновение к вечности. Сколько лет этим древним северным скалам? Освещаемые солнцем и поливаемые дождем они дряхлеют, разрушаются, и вот уже трещины, первые вестники старости, проникают в гранитную плоть некогда могучих телес.
Как отдаленный гул многоголосого эха слышится в картине звучание вечности, её первоначальный стихийный зов.
Какой краткой на фоне этого звука кажется человеческая жизнь! Как много напутано в неё лишнего, сорного! Как много сил потрачено на блуждания в лабиринтах собственных иллюзий! Не мудрствуй излишне, путешественник. Вспомни истину, уже возвещенную миру - "сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен!" - и успокой свое сердце счастьем прожитого дня.
    
Тишина

Мощное творческое зерно художника ярко проявляется в летнем валаамском пейзаже, наполняющем зрителя энергией природных сил и завораживающем, словно словом откровения, запечатленной красотой реального мира.
"Шишкин - художник народный, - писал В.В. Стасов о работах художника. - Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Иные рисунки пером, иные гравюры, его офорты еще выше, чем картины, такова их сила, изящество и поразительная правда, такова любовь к ним автора".

    
Под покровом крон деревьев


Несколько столетий назад И.Гете написал: "Природа - единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания". И.И.Шишкин с большой любовью всматривается в каждую деталь этой книги. Даже камни, поросшие мхом и папоротним, становятся объектом восторгов талантливой кисти художника. Тщательно прописана каждая травинка, каждый листик, каждая ветка на дереве. Влажностью дышит мшистый покров и кажется, что именно здесь, в глубине леса, в солнечной истоме летнего дня зарождается таинственный дух природы, первооснова её существования, чувствуется подпитывающая её изнутри некая неведомая сила, и этот малый микрокосм предстает перед зрителем в во всем великолепии своего существования.
    
В глубине леса


И.И.Шишкина, как художника, больше всего привлекает красота лесных простров, каждого его дерева, игра света на листьях, цветах, травах. В письмах художника часто встречаются фразы о "великолепных ивах", "богатых соснах", "роскошных дубах". Художественная интуиция сгущает восприятие и поэтому становится правдивее реальной действительности.
Прогулки по Валааму, его лесным зарослям - наслаждение для Шишкина необычайное. Отсюда - наполненность счастьем почти всех его работ валаамского цикла.
    
Два цвета


На Передвижной выставке 1871 года И.И.Шишкин представил свои новые работы. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" от 8 декабря В.В. Стасов опубликовал свой отзыв о них. "Господин Шишкин выставил три вещи: "Сосновый лес" - великолепный, как большинство пейзажей этого отличного живописца, "Вечер" - большая картина с прекрасными эффектами и замирающими красными отблесками солнечного сияния на дороге, на заборе и на стенах древесных, наконец, гравюра крепкой водкой "Вид на острове Валааме" (позднее получившая название "На краю березовой рощи"), ...доказывающая, что и теперь г. Шишкин хорошо владеет иглой и эффектами гравировального дела ...и что впоследствии мы вправе ожидать от него удивительного мастерства и по этой, столь желательной для русской школы, специальности".

    
Торжество и величие жизни


Графические работы художника богаты и изящны. Отсутствие цветовой гаммы позволило сосредоточиться на выявлении формы, красоте её линий. Утонченность в передаче света и тени удивительна. Игра листвы, рельефность древесных стволов, поросшие мхом огромные валуны - всё это передано с жизненной правдивостью и непосредственностью.
В сложной системе взаимно поддерживаемой жизни, образующей пространство рисунка, мощно звучит основной мотив, часто слышимый в картинах И.И.Шишкина - торжество и величие жизни.
    
Счастье лесных прогулок

В тишине лесных тропинок есть особое обаяние. Оно дарит человеку внутреннюю умиротворенность души. Мир природы и мир духа здесь существуют вместе в согласии и гармонии. Если человек доверяет окружающему его бытию, события вызревают постепенно, сами собою, пребывая в спокойном развитии и проявляя себя с важной медлительностью. Спешка ничему не поможет и ничего не ускорит. Верное постижение истины необходимо для уклонения от ошибки, зачастую непоправимой. Верно ли говорил преподобный Филофей Синайский - уклонись добрым молчанием от суетных разговоров, ибо нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка? Ничто так не истребляет богатство душевное, как неуместные пустые беседы. То, что созидаем каждый день в себе и что трудом собираем, словоохотливостью языка расточаем. Как двери в бане, часто растворяемые, быстро испускают тепло, так и излишние словеса выпускают из души добрые намерения, которые, не успев совершиться, уже потеряли свою созидательную силу. Слово есть слуга ума, а слуге не подобает править своим господином. Велика, велика сила молчания - не зря древние мудрецы называли её матерью мудрости.
    
Хорошо вдвоем!


Шишкина и Гине связывала давняя дружба - они вместе учились в Казани. "Мой прежний товарищ по гимназии, - писал ранее в письме родителям Шишкин, - тоже поступил в Академию, человек с талантом и он пойдет вперед, фамилия его Гине, фамилия его немецкая, но он русский и славный человек". В годы учебы друзья вместе снимали квартиру в одном недорогих домов Санкт-Петербурга. Не расставались они и на Валааме. С удовольствием ездили на этюды, ходили на скиты. Полученная золотая медаль открывала перед Иваном Шишкиным новые возможности. "Вы достигли желаемой цели, - писал ему А.Мокрицкий, - Ваши труды и старания награждены, и любовь Ваша к искусству доставила Вам золотой ключ к дверям рая художников. Теперь смело и бестрепетно идите к золотым вратам Вашего будущего счастья! Они откроются перед вами, и в туманной дали, в прозрачно-лиловом тумане вы узрите уготованный для Вас лавровый венец славы. Не ослепляйтесь его лучезарным сиянием и не спешите овладеть им... пусть он будет прекрасной целью всей Вашей жизни".

В последующие годы И.И.Шишкин не забывал о Валааме. В сентябре 1894 года он получил письмо от своего ученика В.А.Бондаренко.
«Достоуважаемый Иван Иванович, простите меня, что осмеливаюсь беспокоить Вас этим письмом, но случай такой подошел, что необходимо было Вас беспокоить, предстоящем деле необходимо будет ваше влияние. Дело в том, что здесь, в Валаамском монастыре формируется школа живописи, и нужен будет гипс для учащихся рисованию. Так вот, заведующий этой школой монах отец Лука и податель сего письма покорнейше просят Вас похлопотать у графа Ивана Ивановича Толстого, не могут ли хотя сколько-нибудь выдать из Академии гипсу для этой Валаамской школы. Пожалуйста, простите мне, что я осмеливаюсь беспокоить Вас этой просьбой, и если что возможно будет, то не откажите, …тем более, что гипсовые классы в Академии закрываются». В. Бондаренко
В.А.Бондаренко - ученик И.И.Шишкина. Он окончил Одесскую рисовальную школу, затем учился в Академии художеств (с 1890 года) у И.И.Шишкина, потом у А.И.Куинджи. В 1897 году получил звание классного художника третьей степени.
Иван Иванович Шишкин трогательно заботился о своих питомцах. Он много хлопотал о выделении гипса для Валаамской школы живописи, равно как и о выделении стипендии своему ученику. Он пишет письмо за письмом в Общество поощрения художников.
"Петербург 16 декабря 1895 года
Господину секретарю Общества поощрения художников Николаю Петровичу Собко
«Мой ученик Владимир Архипович Бондаренко был и теперь продолжает пользоваться моими советами и, как я вижу, делает успехи, и потому прошу Вас походатайствовать в Обществе о продолжении выдачи ему стипендии. Профессор Иван Шишкин». («Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике Л-д 1984г.)
"Шишкин, - можно прочесть в отзыве А.В.Прахова, - как истый сын дебрей русского севера влюблен в эту непроходимую суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских дерев, поверженных страшными стихийными бурями; он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновней преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи с умением истинно классическим".

Источник: http://elena-kircanova.narod.ru/
25.01.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: