rus | eng
RSSВеб-камера

Выдержки из летописи Валамского монастыря за 2011 - 2012 годы

Публикации
Выдержки из летописи Валамского монастыря за 2011 - 2012 годы  С мая 2011 года один из наших отцов по благословению Игумена владыки Панкратия стал вести своего рода летопись новейшей истории Валаамского монастыря. Выдержки из этой летописи мы размещаем сегодня на сайте. В дальнейшем, если Бог благословит, мы будем оперативно публиковать информацию о событиях внутренней жизни монастыря. 

Зачем нам это? Дело в том, что, к великому сожалению, если верить опросам, среди посещающих наши интернет-страницы почти совсем нет тех, кто хотел бы приехать на остров и вступить в братию монастыря. Подобная информация помогла бы им сделать более осознанный выбор в пользу Валаама.

Хочется надеяться, что для тех, кто постоянно или временно обитает за монастырскими стенами, хроника нынешней монастырской жизни, пусть не всегда яркой и подчас будничной, поможет составить представление о монастыре как об уникальном, особенном организме. По внешним признакам монастырское братство можно сравнить и с обычной большой семьей, и со специальными формами общежития (армия, тюрьма). Но все сходство лежит на поверхности. В художественной литературе, чаще в фантастике, встречаются описания зданий, которые снаружи находятся в обычных трех измерениях, а изнутри представляют собой n-мерное пространство, о чем прохожие и не догадываются. Монашеская община подобна такому зданию.

 В отличие от армии и тюрьмы, в монастырь приходят добровольно и навсегда. Также добровольно и уходят, в любой момент. Но это не главное. В обычную семью люди объединяются, чтобы жить, всесторонне развиваться, помогая в этом друг другу, воспитывать детей. А в монастырь люди приходят умирать. Как образно - уничтожать в себе каждый день ветхого человека, так и буквально, физически (нет, большинство приходит жить, жить как-то, жить в монастыре, потому что в миру жить не получается, хотя и хочется; однако в братии такие люди, как правило, не задерживаются). Это желаемое умирание не имеет ничего общего с суицидальной реакцией на неудачи в миру. Напротив, всего, что есть в мире, в какой-то момент оказывается настолько мало, что хочется побыстрее от него отказаться, только бы встретиться со Христом и не остаться в вечности одному. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24). Если эта ключевая, на мой взгляд, особенность монастырской жизни сходит на нет, если грань между теплым душевным общением в миру и братским «соумиранием» в монашеской общине стирается, то монастырь превращается в обычный приход. Сказочная карета внутри становится тыквой, хотя внешне и пытается изображать карету.

  Вчера утром вернулся на Валаам владыка Панкратий, и в 19.00, как обычно, началась всенощная. В этом году день Перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар выпал на Неделю о самаряныне. Вечернее богослужение проходило в нижнем храме собора, а сегодня в 8.30 братия и многочисленные паломники традиционно крестным ходом с главной святыней Никольского скита – иконой Святителя, спустились из храма прпп. Сергия и Германа к монастырскому причалу, где погрузились на суда («Святитель Николай» и все 3 корабля малого флота) и поплыли к Никольскому скиту; там, в храме, и была совершена Божественная литургия. Те братия и паломники, которым не хватило мест на судах, молились и причащались в нижнем храме. По возвращении братии и гостей обители с Никольского скита состоялась праздничная трапеза.

   По сложившейся традиции служба отдания Пасхи совершалась пасхальным чином. Накануне вечером в нижнем храме отслужили вечерню с утреней, а утром – две литургии: ранняя в 6.00 в храме Валаамской Иконы Божией Матери, и поздняя – в нижнем храме в 9.00. Сегодня по предварительной договоренности с монастырем приступили к работе первые волонтеры региональной общественной организации «Мусора. Больше. Нет.». Активисты и добровольцы этого движения будут помогать очищать остров от мусора, который в большом количестве в лесу и на берегу оставляют многочисленные туристы, торговцы и рабочие.

   После дневной трапезы в нижнем храме была совершена панихида по погибшим в Великой Отечественной войне, а также по жертвам авиакатастрофы (45 душ), случившейся накануне в Петрозаводске. Вчера в монастырь приехал в паломничество известный богослов, профессор МДС и МДА Алексей Ильич Осипов. Сегодня по окончании ужина состоялась беседа-лекция профессора с насельниками монастыря. От старшей братии присутствовали благочинный о. Давид и субрегент хора иеродиакон о. Амвросий. Из монахов остались на беседу человек семь, основную часть слушателей составили трудники, паломники и гости обители. Общение  продолжалось около полутора часов.

   Вчера наш монастырь посетил схиархимандрит Иоаким, старец Спасской Пустыни под Нью-Йорком, США. Авва Иоаким с 18 лет подвизается в монашестве и сейчас уже имеет 60-летний монашеский опыт. Он принадлежит юрисдикции РПЦ, хотя и не говорит по-русски. Старец около 8 лет жил на Афоне и в настоящее время возглавляет небольшую (из 11 братий) монашескую общину в 3,5 часах езды от Нью-Йорка. По благословению Игумена, сегодня в 14.00, после трапезы, отец Иоаким беседовал с братией в праздничном зале. Беседа продолжалась 2 часа, присутствовали все, кто мог отложить послушания, включая духовников – о. Благочинного, о. Казначея и иеромонаха Наума. Слово старца было живо, назидательно, откровенно и часто весьма обличительно. Братия слушали с большим интересом и по окончании беседы даже просили о. Иоакима переехать со своим братством на Валаам или хотя бы посетить нас еще раз. Некоторые братья сделали аудиозапись беседы. По окончании встречи старец с сопровождающими покинули остров, но надолго остались в сердцах Валаамской братии. Посетил наш монастырь американский схиархимандрит по приглашению своего духовного чада, ныне нашего брата – игумена Иосифа (Крюкова). Владыка Панкратий находился в московской больнице для поправки здоровья.

   Всенощное бдение накануне в субботу проходило в нижнем храме, пред одной из главных святынь монастыря – дивным образом Царицы Небесной. Божественную литургию Игумен с братией в священном сане служил в верхнем храме, где по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наградил иеромонаха Арсения (Хомича) палицей. Было очень много молящихся, что не могло не радовать, хотя сердцу монаха многолюдство скорее помеха в молитве, нежели помощь. На Валааме вторая половина июля (после Преподобных) – время массового наплыва гостей, зачастую далеко немолитвенного настроения, что оказывает на братию сильное расслабляющее воздействие: молиться и нести возрастающие послушания становится крайне тяжело. В такие дни опытно понимаешь, почему Отцы наказали монахам всячески избегать общения с мирянами. Воистину мы – система сообщающихся сосудов, и в такие дни это ощущается с особою силой. Милость Божия, что этот период на Валааме недолог, всего около 2 месяцев.

   Вчера Игумен пришел на полунощницу и был весьма огорчен, обретя в храме «целых 8 человек братии». Днем на трапезе он с великим смирением и любовью увещал братию понудить себя не оставлять храмовой и келейной молитвы. Также владыка предостерегал и от «летних соблазнов» – купания, рыбалки и прочих, их же ныне «несть числа». Особо отметил он «пагубу наших времен» – интернет. Слово епископа возымело отклик в братских сердцах, и сегодня перед трапезой, обращаясь к насельникам обители, он поблагодарил всех за послушание и усердие, напомнив, что «кто утешил игумена – тот утешил Господа и ангелов». Однако при этом владыка Панкратий посетовал на то, что дальше полунощницы братского усердия не хватило –  на ранней литургии братии снова почти не было, и призвал не оставлять благого начинания.

   В минувшие дни Господь снова послал братии велие утешение: утром в пятницу, 9/22, на Валаам прибыла группа из 9 человек, и среди них - известный старец Илий Оптинский, духовник Патриарха. Все эти дни батюшка Илий принимал участие в богослужениях, исповедовал желающих и беседовал с братией индивидуально. Все без исключения братия отметили благодатность старца; в сердце невольно возникало сочувствие к монахам Оптиной Пустыни, лишившейся такого светильника. Конечно, благодать Божия действует различно и многообразно, однако приезд старца в нашу обитель был подобен вспышке молнии, на миг рассеивающей тьму ночи и ненастья. Ибо в повседневной рутине и однообразии, при отсутствии подобных богоносцев, как при отсутствии видимых ориентиров, неизбежно затушевывается цель и смысл – и существования монастырей вообще, и нашего в них пребывания в частности. Поэтому сия нечаянная радость, явившая нам истинный плод монашеского жительства, показала нам и возможность преуспевания «во вся дни», и чудный образец, достойный всяческого подражания. Милостивый Бог наш да сподобит хотя бы некоторых из нас стяжать это сияние Своей славы ради преуспеяния и спасения многих. Аминь.

Сегодня во второй половине дня гости покинули Валаам.

   День поминовения монаха Георгия (Иванова). На братском кладбище служили 3 панихиды: в 10 часов утра – иеромонах Вениамин, в 14 – игумен Софроний, после ужина – иеромонах Давид.

   В эти дни монастырь посетил премьер-министр России В.В.Путин. Он прибыл на Валаам в минувшую пятницу и сегодня, помолившись вместе со всеми собравшимися на литургии и причастившись Тела и Крови Господних, во второй половине дня покинул остров. Еще в эти дни начались работы по строительству автостоянки на месте снесенных недавно сараев, подальше от соборного алтаря и жилых корпусов. Увеличившееся число машин по всему острову, стихийная автостоянка прямо под окнами братского корпуса, массовые народные гуляния долгими белыми ночами – все это серьезно препятствовало упражнению в благочестии братьям, чьи кельи выходят окнами на верхний сад. Кроме того, по той же причине в этих кельях в теплое время года очень пыльно. Слава Богу, священноначалие с пониманием отнеслось к братским скорбям и сразу при первой же возможности приняло решение об исправлении ситуации, пока хотя бы частично. Было бы замечательно, если бы эту дорогу и вовсе перенесли или перекрыли.

   Сегодня после ужина схиархимандрит Иоаким вновь беседовал с братией и гостями обители. Все время своего пребывания на Валааме старец не закрывал дверей для желающих пообщаться лично, будучи открытым и доступным для всех и оказывая духовную помощь нуждающимся. Так, днем он освободил одного брата, по-видимому, одержимого бесом. Брат когда-то занимался оккультизмом и очень сильно страдал, нигде не получая помощи. Когда несчастный беседовал с о. Иоакимом (при этом присутствовали другие люди), в келье при открытом окне (старец любит прохладу) всеми ясно ощущались духота и некая тяжесть, спертость воздуха, как при большом скоплении народа. Сказав: «Сейчас мы тебя немного полечим», авва смочил большой палец лампадным маслом и трижды крестообразно помазал страждущего, после чего тот потерял сознание. Вскоре придя в себя, он почувствовал себя здоровым, очень радовался и много благодарил старца. По свидетельству братии, всю вечернюю службу этот молодой человек простоял на коленях, из чего можно представить себе тяжесть перенесенных им скорбей. Всем же нам милостивый Бог наш явил воочию силу свою в слове и деле, действующую в любящих Его, для укрепления в вере и возрастания в духе. Истинно «дивен Бог во святых своих».

   В нынешнем году Господь ущедрил нашу обитель хорошим урожаем картофеля – порядка 100 т. Но поскольку собирался картофель в дождливую погоду и свозился в амбар на ферме, его нужно было срочно перебрать, разделить на фракции и заложить на хранение в склады. Эту большую, но необходимую работу экономская служба проделать была не в состоянии, и о. Ефрем обратился за помощью к монастырю. Игумен объявил общее послушание и назначил старшим иеродиакона Дамиана (Кириллова). Общее послушание проходило во вторник 18-го октября и в четверг 20-го (н.ст.) с 9.00 до 12.30 в первой половине дня и с 14.00 до 17.30 после обеда. Братия в целом правильно отнеслись к благословению, с усердием потрудились и за два дня переработали почти весь урожай. В четверг во второй половине дня к работе подключились даже насельники скитов – Никольского и Предтеченского. Братия со Смоленского (Всехсвятского) скита работали наравне со всеми. К недостаткам следовало бы отнести, увы, слабую организацию труда, что отрицательно сказывалось и на эффективности работы, и на духовном климате среди работников.

   Полиелейную службу возглавил игумен Мефодий. Этой осенью проводятся работы по монтажу уличного освещения на Валааме. До сего времени фонари горели только на территории внутреннего и внешнего каре. Теперь светло стало по внешнему периметру Центральной усадьбы, возле новой «Летней» гостиницы и на набережной Монастырской бухты, облагороженной в этом же году.

   Накануне, в пятницу, в монастырь из непродолжительной командировки возвратился Игумен Панкратий. Владыка сообщил, что во время отсутствия Господь благословил его неожиданной поездкой на Афон, впечатлениями о которой он и хотел поделиться с братией. Беседа традиционно проходила в зале праздничной трапезной после вечернего богослужения и ужина. Кроме насельников с Центральной усадьбы послушать слово Игумена собрались братия со Смоленского (Всехсвятского) и Предтеченского скитов. После своего слова владыка ответил на вопросы братии.

   Как и предполагал владыка на последней беседе с братией, сегодня на остров со Святой горы Афон прибыли гости во главе с игуменом монастыря Святого Павла архимандритом Парфением.

   Окруженные искренней братской любовью и заботами монастырского священноначалия, весь сегодняшний день святогорцы провели, знакомясь с монастырем и его скитами. Сопровождал гостей помощник игумена Мефодия монах Матфей (Акулиничев). После ужина, несмотря на весьма преклонный возраст и очень плотный график осмотра, авва Парфений встретился и побеседовал с Валаамской братией.

   Прямо накануне всенощной в обитель смог добраться из Москвы Игумен владыка Панкратий. Помимо неотложных дел его несколько задержали начавшиеся на Ладоге штормы. Тем не менее, владыка возглавил праздничную литургию, а по окончании трапезы рассказал братии о своей последней поездке в Москву. Он кратко, но живо описал празднование 65-летнего юбилея Святейшего Патриарха Кирилла, а затем перешел к своим впечатлениям о наиболее значительном событии минувших дней – посещении России одной из величайших святынь мира – Честного пояса Пресвятой Богородицы. Поскольку владыка сподобился быть непосредственным участником этого благодатного действия Божественного промышления, рассказ его, несмотря на краткость, был очень интересен и весьма утешителен для братии. Особенно отрадно было, что и прозвучал он в этот великий богородичный праздник. В конце своего слова о. Игумен напомнил о том, что сегодня  также день выборов в Госдуму, и попросил братию принять участие в голосовании. В завершении владыка благословил каждого из присутствующих на трапезе и раздал всем «пояски Богородицы» - ленточки, освященные на Честном поясе Богородицы из афонского монастыря Ватопед.

   В этом году светский праздник новолетия пришелся на конец седмицы, и вся страна провела ночь на бдении – кто за праздничным столом, не задумываясь, а порой и не подозревая, от какого события ведется отсчет очередной даты, а кто в храме на богослужении Недели пред Рождеством. На Валаам приехали первые «рождественские» паломники, отказавшиеся у себя дома принимать участие в торжестве плоти и страстей и решившие провести оставшееся до праздника время в посте и молитве. В нынешнее разгульное время это, пожалуй, вполне можно назвать исповедничеством. Еще в этом году сильно задержалась зима – до конца календарного года на острове шли дожди, и лишь 31 декабря н. ст. температура воздуха опустилась чуть ниже 0, и землю слегка припорошило снегом – как сахарной пудрой.

      Как всегда зимой, многие братия страдают от бессонницы – по причине очень короткого светового дня. Всю ночь они не могут сомкнуть глаз, а к 5 утра перед полунощницей наваливается усталость. Особенно тяжело приходится служащим иеромонахам, хотя, бывает, что и чтецы на утрене вдруг начинают читать (или петь) то, чего нет в книге. Как правило, весной все приходит в норму. Вот такая есть особенность у Валаамской зимы. 

   Как объявил после ужина Игумен,  сегодня на подворье в Санкт-Петербурге кафтанник Владимир Колесник был пострижен в мантию с наречением ему имени Венедикт. У раба божия Владимира обнаружили рак, в конце минувшего года он был прооперирован и теперь находится в тяжелом состоянии. Ввиду весьма вероятной кончины Владимира, Владыкой было принято решение о постриге, который и совершил Начальник петербургского подворья игумен Петр (Романов). Владыка Панкратий также напомнил о других братиях с тем же заболеванием – монахе Варлааме и монахе Вадиме, и попросил иеромонахов и всех братий не забывать страждущих отцов в своих молитвах.

   Празднование началось в соответствии с Типиконом: накануне в пятницу – службой навечерия Рождества с чтением царских часов и литургией Василия Великого. Как обычно, на праздник в обитель съехалось множество паломников, чему немало способствовали и погодные условия – зима на острове так и не настала. Великое повечерие Рождества началось в 20.00. Храм прпп. Сергия и Германа был традиционно украшен множеством елей. На литии некоторых братьев облачили в кафтаны, подрясники и рясы с камилавками. Так, рясофорными послушниками стали:  Игорь Нестеров (старший трапезарь), Владимир Мышинский (молочник), Анатолий Кушниров (водитель), Сергий Кузнецов (начальник офиса гостевой службы), Александр Гуков (Никольский скит) и Сергий Яровой (Владимирский скит). В подрясники облачились Андрей Солдатенко с фермы, Аммон Гореев (Владимирский скит) и Дионисий Подоровский (клирос). Воскресную литургию возглавил Игумен. В конце евхаристии он зачитал праздничное поздравление Святейшего Патриарха Кирилла и обратился к молящимся с кратким словом.

   По давней традиции после праздничной трапезы в соборном (зеленом) зале игумен Иосиф от имени братства поздравил Игумена с Рождеством и преподнес памятный подарок. Владыка выступил с ответным словом, после чего благословил братию и гостей, присутствовавших на обеде, традиционным подарком – книгой и шоколадкой. В этот раз в благословение братия получили книгу Т.И. Шевченко «Игумен Харитон» – о самом, пожалуй, сложном периоде в истории Валаамского монастыря. А на выходе из трапезной, как обычно, братию ждали рождественские конфеты от Келаря, которые тут же были «реквизированы» толпой стоявших у храма молодых паломниц, хором распевавших колядки. Впрочем, некоторые (в основном, молодые) братия своими сладостями предпочли поделиться с солдатами из местной части, многие из которых перед призывом проживали в монастыре; некоторые из них, кстати, по окончании службы собираются поступить в братию.

    После дневной трапезы отец Игумен обратился к братии со словом, в котором описал крайне тяжелое, практически безнадежное состояние новопостриженного монаха Венедикта (Колесника). Владыка благословил Благочинного иеромонаха Давида подобрать подходящее в данном случае прошение для поминания на ектеньях и попросил братию не забывать отца Венедикта в своих личных молитвах.

    После ужина состоялась беседа о. Игумена с братией. Темой беседы были часто задаваемые в последнее время владыке вопросы – о положении находящегося под арестом игумена монастыря Ватопед архимандрита Ефрема и книга, подаренная Игуменом братии на Рождество. Большую часть времени заняло обсуждение проблем, рассматриваемых в книге Т. И. Шевченко "Игумен Харитон", т.е. тема раскола Валаамского братства по "календарному" вопросу. Недоумение братии вызвал вопрос: какое же  решение было правильным в той ситуации? Как следовало поступить? Кто был прав, а кто – нет? Неочевидность и сложность нахождения верного ответа на вызов времени – сложность даже для нас, спустя столетие, в достаточно спокойных условиях для размышления, имеющих всю полноту информации о той трагической эпохе и ее последствиях,– вновь и вновь свидетельствуют о тяжести креста, понесенного нашими отцами. Мнение владыки Панкратия – что "согрешили и те, и другие", а нужно было, прежде всего, хранить единство братства.

    Вчера вечером отправился "в путь всея земли" новопостриженный монах Венедикт (Колесник). Как говорят некоторые братия, о. Венедикт отошел ко Господу в хосписе г. Санкт-Петербурга, перед кончиной причастившись Святых Тайн. Похоронен он будет, видимо, на Смоленском кладбище, в соответствии со своим пожеланием – лечь "поближе к Ксеньюшке (Петербургской)", недалеко от ее часовни. Непостижима милость Божия ко всем уповающим на него, к коим наверняка относился и новопреставленный монах Венедикт. Он был хорошим братом. Сегодня после вечерни по нему была отслужена панихида, и началось традиционное сорокадневное поминовение.

     В этот день из Никоновской бухты последний раз отправились в Приозерск "Александр Невский" и "Святитель Николай". Вот так поздно в этом году закончилась навигация. А поскольку даже в направлении Сортавала еще есть открытая вода, то, похоже, сообщения с материком не будет как минимум недели две. На Валааме наступили самые благодатные дни.

    Во вторник, 1/14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, нашу обитель вновь посетил схиархимандрит Иоаким Парр из США. В этот раз он откликнулся на настойчивые приглашения всей Валаамской братии. После праздничной литургии старец произнес проповедь (П 1_12). Вечером того же дня после ужина состоялась традиционная праздничная беседа почетного гостя с братией и паломниками (Л 1_12). Праздничная трапезная была заполнена желающими услышать назидательное слово. На эту встречу приехали многие братия со скитов – Всехсвятского, Владимирского, Никольского и Предтеченского. Все время своего краткого пребывания авва вел индивидуальный прием многочисленных желающих, невзирая на собственное весьма тяжелое состояние – постоянные сильные боли, наглядно демонстрируя всем нам высокий пример жертвенной Христовой любви.

    Сегодня праздник Торжества Православия совпал с памятью священномученика Тита и с ним 33-х преподобномучеников Валаамских – что, безусловно, придало окончанию 1-й седмицы Поста дополнительную торжественность. На том совпадения нынешнего года не закончились – сегодня Россия выбирала своего президента. Важность этих выборов ясно показал Игумен в своем слове к братии перед трапезой (С 2_12.). Поэтому после обеда большинство насельников обители по благословению владыки проследовали на избирательный участок в здание администрации (бывшем Морском доме).

   Вчера около 14.00 в Никольском скиту почил монах Вадим (Васильев), 1936 г.р., в мантии с 17.04.02 г. Чин отпевания Игуменом с братией был совершен сегодня в 16.00 в нижнем храме, после чего похоронная процессия проследовала на Игуменское кладбище, где тело новопреставленного старца обрело свое вечное упокоение.

    Сегодня о. Игумен совершил монашеский постриг в мантию рясофорного послушника Василия Качанова. Владыка нарек новопостриженного монаха именем Тихон – в честь святителя Тихона, исповедника, патриарха Московского и всея России, которого память будем праздновать вскоре (25 марта). В настоящее время монах Тихон несет послушание келейника владыки Панкратия.

   Прошедшим Постом как-то непривычно скудно было с пополнением братии – ни в подрясники, ни в рясы и камилавки не был облачен ни один человек. По сложившейся на Валааме традиции, перевод братии в очередной чин происходит именно в дни Святой Четыредесятницы. Но иначе обстоит дело с хиротониями – сегодня о. Игумен рукоположил двоих братьев с Питерского подворья: иеродиакон Досифей (Степанов) стал иеромонахом, а инок Роман (Янкевич) произведен в диаконский чин. И, если Бог даст, завтра состоится хиротония монаха Матфея (Акулиничева) во иеродиакона. Крестный ход сегодня был отменен из-за дождя.

   Еще сегодняшний день знаменателен окончанием автомобильного сообщения с материком – монастырские водители во главе с завгаром иноком Германом (Швецовым) сделали последний рейс в Сортавалу. В этом отношении (езды по льду на автомобилях) нынешний год был исключительным. Во-первых, «дорога» выдалась идеально ровная, без торосов – о. Герман говорит, что такой не было более шести лет. До Сортавалы машины «долетали» всего за 50 минут, что, конечно, существенно облегчило жизнь нашим братьям-водителям. А во-вторых, сильно запоздала в этом году зима – до 4 февраля по н.ст. еще ходили суда. Да и сейчас, во второй половине апреля по н.ст., на острове до сих пор много снега, а Ладога покрыта льдом – в то время как в Центральной России термометр давно перевалил за отметку +20̊.  Вероятно, стоит упомянуть, что в описываемый период движение по льду осуществляется на «воздушной подушке» и на автомобилях «Трэкол» с шинами низкого давления (первый «Трэкол» приобретен в 2006 г., второй – в 2007). Помимо прочих достоинств, главное преимущество этих автомобилей заключается в том, что они не тонут – что наиболее важно при движении по льду озера.

    На днях в монастырь заехал один из наших "камчатских" братьев – иеромонах Игнатий (Смирнов). Утешившись благолепием валаамского богослужения и братской любовью, получив поздравления с днем своего тезоименитства от о. Игумена и всей братии, о. Игнатий отправился к месту своего нелегкого служения.

    Поскольку в эти дни начался очередной паломнический сезон, то этой теме было уделено немало внимания – как в проповеди игумена Иосифа (Крюкова), так и в кратком обращении владыки к братии после праздничной трапезы. Затем Благочинный иеромонах Давид выступил с предложением несколько изменить богослужебный устав, в частности выделить три канона в необязательные и читать после ужина. Эта инициатива была вынесена на обсуждение братии – начиная от иноков и выше, которое и состоялось после ужина. Обсуждение проходило в истинно христианском духе мира и братской любви. Все желающие свободно высказали свое видение ситуации. Владыка Панкратий, хотя и активно вел собрание, рассматривая, к каким результатам может привести то или иное действие, собственного мнения, однако, не открывал вплоть до голосования, дабы не оказывать давления своим авторитетом. Наверное, благодаря этому большинству из братии впервые удалось ощутить воистину объединяющий дух соборности, когда любое решение принять гораздо легче, чем просто сообщенное сверху. При голосовании победили «старостильники» 12-ю голосами против 11-ти, при нескольких воздержавшихся. Как оказалось, сам Игумен был «за сохранение традиции». Впрочем, не это главное. Гораздо важнее был принцип принятия ответственного решения. И лишь сам Творец и Владыка всяческих Господь Иисус Христос знает, что произошло сегодня в древней Валаамской обители – не было ли это ответом Игумена Панкратия на тот самый вопрос, который расколол братство столетие назад и который вновь замаячил в начале сего года после выхода книги "Игумен Харитон"? Безусловно, ситуация ныне далеко не та, и монахи не те, и к таким трагическим последствиям оставление трех канонов вряд ли привело бы. Однако некоторая параллель все же имела место, что и почувствовали многие из братии. Сама инициатива о. Благочинного была вызвана «излишней затянутостью вечернего богослужения и практическим отсутствием на ней братии», что соответствует нынешней реальности. Основным аргументом оппонентов была для многих очевидная ошибочность подхода – ибо сокращение богослужения нигде и никогда не увеличивало их посещаемости. Конечным решением был компромисс, снявший все противоречия: обязательной для посещения остается вечерня. Затем желающие могут разойтись, и все снова собираются в конце малого повечерия на сход. Сам же чин богослужения остается неизменным.

    Всенощную служили в верхнем храме, что означает начало лета на Валааме. Переход в летний храм осуществляется обычно с наступлением тепла, поскольку верхний храм не отапливается и сильно промерзает. С этим же событием связано и начало самого сложного периода на острове – подготовка к престольному празднику прпп. Сергия и Германа Валаамских. Так как в эти дни обитель традиционно посещают Патриарх и глава государства В.В. Путин, множество народа усиленно трудится над благоустройством монастыря. Ввиду продолжающихся белых ночей, работа кипит с утра и практически до полуночи, что сопровождается сильным шумом различных инструментов и механизмов. На острове постепенно нарастает суетливость и некая нервозность. Основная тяжесть всех мероприятий ложится, безусловно, на экономскую службу, особенно на гараж; резко возрастает нагрузка на гостиничную службу, келарскую и службу благочиния.

    Сегодня монастырь отмечал юбилей своего Игумена – 25 лет со дня монашеского пострига владыки Панкратия. О. Игумен служил литургию в храме Владимирского скита с игуменом Серафимом (Звягиным). По окончании обеда в братской трапезной Центральной усадьбы игумен Иосиф (Крюков) от лица братии поздравил владыку с памятным событием, после чего о. Игумен обратился к братии с благодарением и наставлением.

    Поздно вечером 26 июня/9 июля с традиционным визитом в честь праздника прпп. Сергия и Германа Валаамских на остров прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Как обычно, встреча священноигумена во Святых вратах проходила на следующий день, во вторник, 27 июня/10 июля в 10.30. Патриарх в сопровождении насельников прошел к раке преподобных, где отслужил краткий молебен и обратился с приветственным словом к братии и гостям обители. Затем в братской трапезной состоялось заседание Патриаршего Попечительского совета по восстановлению монастыря, где были подведены итоги работы минувшего года и принят план на текущий год.

    Всенощное бдение проходило по традиции в нижнем храме, а праздничная литургия – в верхнем храме собора. После праздничной трапезы (куда неожиданно пригласили братию), Святейший освятил храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в «Летней» гостинице и покинул остров. Из гостей на всенощное бдение первоверховных апостолов Петра и Павла остался высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский. Владыка Феогност возглавил всенощную и литургию, по окончании которой произнес проповедь (ВФ 1_12). На праздничной трапезе Игумен Панкратий обратился к братии с поздравлением (С 4_12.).

    Из событий недели можно отметить забавный эпизод с трапезой. Обычно во время визитов Святейшего в братской трапезной работники одного из лучших ресторанов накрывают банкетные столы для почетных гостей, а братию с трудниками и гостями попроще угощает Келарь в паломнической трапезной на втором этаже. В этот раз события поначалу развивались вполне «канонично». Однако затем достаточно большая группа гостей где-то задержалась. Распорядители торжества решили заполнить пустующие места монахами. Не успели братия покончить с великолепной праздничной ухой, как пришел иеромонах Фотий (Жеребцов) и сообщил, что Патриарх приглашает их на оный банкет. Не без сожаления покинули отцы свои места, но, твердо памятуя из Евангелия участь отвергших приглашение на царский пир, тотчас последовали в братскую трапезную. Эконом о. Ефрем весьма изумился, увидев в зале родные лица, и шутя предупредил не торопиться с едой,  «а то еще выгонят»… А чуть позже появились опоздавшие во главе с о. Мефодием – и «не обретеся им места». Вот такой произошел казус. Будем надеяться, что братский «гений гостеприимства» игумен Мефодий нашел выход из такой сложной ситуации, и радость всех гостей пребыла совершенной. А благий и человеколюбивый Бог наш да воздаст о. Мефодию сторицею, как вземшему и понесшему наши скорби, аминь.

    В прошлое воскресенье, 2/15 июля, еще один насельник покинул обитель – рясофорный послушник Сергий Долгошей вернулся в свой монастырь, откуда он пришел несколько лет назад.

    А в минувший четверг, 6/19 июля, в монастыре состоялся уже ставший традиционным ежегодный фестиваль православного пения. Множество исполнителей и коллективов из разных стран демонстрировали свое искусство в верхнем храме собора. В этом году внимание всех гостей и участников было сосредоточено на выступлениях афонского протопсалта из Кареи монаха Иакова и известной певицы из Сербии Дивны Любоевич, которые на следующий день пели литургию в этом же храме. От монастыря, так же традиционно, выступал сводный хор профессионалов. Братия, в основном несущие клиросное послушание, ограничились ролью зрителей.

    С понедельника по благословению о. Игумена, богослужение снова переместилось в нижний храм. Причина такого решения – проводимый ремонт фасада. Шум от электрических перфораторов на протяжении рабочего дня настолько силен, что в храме почти ничего не слышно. Работы ведутся практически весь световой день; реставраторы очень торопятся максимально использовать наше короткое лето, которое в этом году не изобилует солнцем, что также сокращает драгоценные дни. В силу изложенных обстоятельств помолится на Усадьбе в этом сезоне возможно лишь в утренние часы – на полунощнице и на ранней литургии в храме Валаамской иконы Божией Матери. Более-менее тихо и на вечерних службах.

    Праздничное богослужение проходило в верхнем храме при большом числе молящихся. Праздник торжества и славы Всепетой Владычицы в нашей обители означает также и окончание очередного паломнического сезона, окончание еще одного лета из той огромной череды лет, которыми благословляет сей мир Творец и Вседержитель, и которую не способен вместить ограниченный человеческий разум. Год проходит за годом – как люди через этот мир – чем-то похожие друг на друга, и все же такие разные… Уникальность года нынешнего, как бы запоздавшего с приходом, проявила себя и в уходящем валаамском лете. Оно было на редкость благодатным для здешней природы. На протяжении всего лета солнечные и дождливые дни распределились равномерно, сменяя друг друга через 2-4 дня. Аскетически скудная каменистая земля острова расщедрилась невиданным обилием ягод: земляники, черники, брусники, а теперь и большим количеством грибов. Благодаря трудам паломниц, хозяйка верхнего сада инокиня Екатерина в этом году впервые заготовила для братской трапезной черничного варенья (помимо традиционных плодов своего хозяйства).

Валаамский монастырь
16.11.2012
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: