Затем, тяжкий подвиг удаления от мира может быть делом совершенно напрасным и даже вредным, если в основание его не будет положена цель благочестивая, спасительная (Лествица 1, § 5). Оставление мира бывает делом спасительным для аскета тогда, когда он оставляет его по следующим трем причинам:
а) по причине множества грехов,
б) ради будущего Царства
в) из любви к Богу (там же).
Характеризуя оставление аскетом мира как определенный обет, как решительный шаг в жизни, исключительно посвященной на служение Богу, преподобный Иоанн Лествичник дает решающемуся на этот путь некоторые советы и наставления, которые необходимо знать.
Можно указать пять таких советов.
1. Преподобный Иоанн Лествичник считает, что для следования за Христом к почести высшего звания (Флп. 3, 14) непременно должно быть особое Божественное призвание. Этому призванию грехи не могут быть препятствием, как бы велики они ни были. «Никто, ссылаясь на множество и тяжесть своих грехов, да не отзывается о себе, что недостоин он монашеского обета... Ибо где великое загниение, там потребно и врачевство сильное, чтобы вытянуть всю нечистоту» (Лествица 1, § 9). «И если, – продолжает он, – царь позовет и изъявит волю, чтобы мы служили пред лицем его, – не ждем другого указа, не отговариваемся, но, оставив все, с готовностью идем к нему», то тем более следует быть послушным, когда зовет нас «Царь царствующих и Господь господствующих к Своей небесной славе. Не станем отказываться по лености или нерадению», чтобы не явиться безответным на Страшном Суде.
2. Однако же не следует решаться на этот путь креста и лишений легкомысленно, нерассудительно, чтобы не оказаться потом в искусно расставленных сетях вражиих. «Все приступающие к сему доброму подвигу – подвигу тяжкому, затруднительному и вместе и легкому, да знают, что они решаются вринуться в огонь...Да искушает же себя каждый и так с горькими травами да ест от хлеба смиренномудрия и со слезами да пиет от чаши его, чтобы воинствовать ему не в осуждение».
Таким образом, святой учитель призывает всякого, стремящегося спастись на этом пути, к строгому самоиспытанию, самообследованию, чтобы, встав на путь брани, не ослабнуть в борьбе и не пасть жертвой своего же неразумия.
3. Очень похвально взять на себя иго Христово в юности, потому что этот период человеческой жизни более способствует «самоизменению», переустройству своего внутреннего человека, подобно тому как молодое деревце легко можно повернуть и наклонить куда угодно. «Усердно принеся Христу труды юности своей, – говорит преподобный, – в старости порадуешься богатству добрых дел. Собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости. В юности будем трудиться горячо и совершать течение трезвенно, потому что время смерти неизвестно, а враги у нас подлинно лукавы, жестоки, коварны, хитры».
4. Вступать на путь самоотвержения и креста следует, во-первых, бескорыстно и по чисто благочестивым побуждениям и, во-вторых, с радостью и бодрым духом, окрыляя себя надеждою на милость Божию и постоянную Его всесильную помощь.
Преподобный Лествичник пишет: «Подчинивший себя (сему игу) из-за страха подобен горящему фимиаму, который вначале издавал благоухание, а впоследствии разрешился дымом. Подчинившийся из-за награды – подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется. А кто удалился от мира по любви к Богу, тот в самом начале приобрел уже огонь, из которого в дальнейшем воспламенится сильнейший пожар».
Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник замечает, что какая бы цель этого благочестивого подвига ни предполагалась, однако наш Подвигоположник приемлет и таковых намерение. Не должно гнушаться и порицать тех, которые по некоторым несчастным обстоятельствам вышли из мира, «ибо видел я, – говорит Лествичник, – что семя, нечаянно павшее на землю, принесло обильный плод» (там же).
5. Вступая на путь аскетической самоотверженной жизни, следует, во-первых, избрать для себя опытнейшего духовного руководителя, во-вторых, быть к себе крайне внимательным, строгим, непослабными, в-третьих, – встречая на этом пути подвиги и труды, совершать их с бодрым и веселым настроением, без ропота и рабского страха. «С радостью приступим к доброму подвигу, – говорит преподобный, – не боясь врагов наших. Они смотрят на лицо нашей души... и ежели заметят, что изменилось оно от боязни, – с большим ожесточением вооружаются на нас». «Поэтому следует благодушно и решительно вступать в брань» (там же): Господь домостроительно облегчит борьбу для новопоступивших, чтобы при самом начале они не возвратились вспять. И очень разумен будет тот, кто сохранит горячность души своей неугасимой и все более будет «прилагать огонь к огню, горячность к горячности, ревность к ревности, любовь к любви» Такой подвижник, твердо став на первой ступени, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, поднимется еще выше, то есть на вторую ступень духовного совершенствования, где также решительно и успешно «совлечется» не только мира, но и всех мирских пристрастий.
Благодарим сайт azbyka.ru/ за часть предоставленных материалов