rus | eng
RSSВеб-камера

Проповедь в неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

Публикации
В нашей жизни мы иногда сталкиваемся с вопросами, затрагивающими нашу наследственность, о том кто наши родители, какой у них характер, чем они занимаются и т.д. Ни для кого из нас не секрет, что родители передают характеристики собственной природы своим детям, как физические, так и духовные, будь то их страсти или добродетели, всё это как некий отпечаток накладывается на их потомство. Появившаяся на свет человеческая личность, включает в себя переданные ему от родителей характеристики, как уже нечто своё, что становиться самим человеком, то есть входит в его собственную природу. С этими характеристиками человек растёт, они во многом влияют на его выбор в жизни, влияют на его мировоззрение, отношение к Богу, к миру, к людям. Дополнительно, на наследственные характеристики налагаются характеристики приобретённые человеком в течение его жизни, реакции души в различных жизненных ситуациях, пережитые стрессы или радости, расположение души к греху или к добродетели, которые также передаются следующему поколению. Таким образом, наша природа в каждой человеческой личности всё сохраняет, и передаёт в себе, как в носителе всю информацию следующей появившейся на свет личности. Так одно поколение людей сменяется другим, налагая на последующее поколение приобретённые им качества, характеристики собственной природы.

Человеческая природа, в своём управлении для нас, по сложности, подобно космическому кораблю. В самом начале своей сознательной жизни, мы легкомысленно задаём траекторию своего полёта, исполняя множество своих желаний, следуя множеству приходящих к нам помыслов. Большим соблазном, камнем преткновения на пути к Богу, для человеческого сознания становится сильная привязанность к внешней жизни, к мирской суете, почти все наши желания, старания, связаны с этой временной земной жизнью. Мы оправдываем себя тем, что нам надо заботиться о своих жизненных потребностях, о том, что требует от нас наша природа. Но, в действительности, под этими желаниями скрываются не только наши естественные потребности, но также, и наши душевные болезни, наши страсти, неверное направление наших душевных сил, и прежде всего нашего ума, мыслительной силы нашей души, именно это делает нас глубоко зависимыми от мира и его утешений. Постоянно поддаваясь внутреннем движениям собственной природы, мы редко задумываемся о том, что нас ожидает дальше в нашем жизненном полёте, куда мы летим, каков конечный пункт нашего полёта?

Слово грех - по-гречески "амартиа" - в буквальном переводе означает "промах, выстрел мимо цели", т.е. по сути, действие, которое было направлено на достижение какой-то цели, но оказалось безрезультатным. По мысли блаж. Феофилакта Болгарского, грех есть уклонение человека от цели, назначенной ему по природе. Какая же цель человека, назначенная ему Творцом?

 Приближающийся праздник Рождества Христова, приоткрывает нам эту тайну. «В начале было Слово, - говорится в Евангелии от Иоанна, - и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Иоан.1:1-3)… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14)». Вочеловечение Бога-Слова, Одного из Лиц Святой Троицы, единение Его с нашей человеческой природой, стало всему миру откровением о том, к чему призван человек в своём существовании. Никто не жениться, и не соединяется со своей супругой в браке ради того, чтобы быть бездетным, а скорее наоборот, чтобы иметь наследников, сынов и дочерей. «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом», - пишет святитель Афанасий Великий. «Вас, Моя вся сродники, ныне положу, - поётся в каноне Предпразднества Рождества, - аще Моя заповеди соблюдете, глаголет Христос человеком, из утробы Чистыя прошедый…». Следующие слова апостола Павла в послании к Ефесянам приоткрывают нам тайну обновления нашей собственной природы через единение нас со Христом в лоне Церкви: «Посему оставит человек отца своего и мать – пишет апостол Павел, - и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. (Далее он продолжает). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф.5:31-32)». Оставление нами отца и матери, по апостолу Павлу, есть оставление нами ветхой наследственности, болезненности нашего естества зараженного грехом, полученной нами от наших родителей, а ими от их родителей, таким образом, восходя до первородного Адама, ради нового человечества, которое своим воплощением от Приснодевы Марии даровал людям Сын Божий.

Но, чтобы приобщиться каждому из нас к новому человечеству во Христе, нам надо отдать управление нашей природой, нашим космическим кораблём, наше самовластие в руки Божьи, настолько насколько человек способен довериться Богу, насколько способен всю свою жизнь выстроить согласно Евангельским заповедям. Ибо они, и есть та траектория полёта, которую задаёт для нас Господь, чтобы движение нашей природы пришло к благополучному результату, и не было бы у нас в конце жизни промаха, недостигнутости цели. Поэтому, недостаточно для спасения одного лишь нашего участия в Таинствах, ибо это работаёт только в том случае, если мы исполняем заповеди Христовы, ибо и то, и другое, есть соединение наше со Христом, и разрыв соединения в одном, способствует разрыву соединения и в другом, так как, и в Таинствах, и в заповедях, присутствует одно и тоже Лицо, - Христос.

Вспоминая память святых отцов, в частности преподобных, в Церкви положено читать следующие слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф.11:28-30)». У слова «иго» есть ещё одно устаревшее значение, которое означает ярмо, деревянный брус или рама, надеваемые на голову или на шею двух животных для их одновременной работы, эти животные в этот момент становятся одним целым, их действия представляют собой единый процесс. Христос, как начаток нового человечества, обновил в своей человеческой природе образ действия, наделил её Божественной жизнью, теперь осталось, чтобы всё это было воспринято каждым из нас в собственной подверженной греху природе, через благое иго исполнения Его заповедей, через Церковные Таинства. Человеку, привыкшему самовластно управлять собственной природой, представляется невыносимым надеть на себя ярмо, покориться иной жизни, иному мышлению, но не будем забывать Кто нам предоставляет это иго, и Кто идёт рядом с Нами, запрягаясь с каждым из нас в тоже ярмо, исполняя собственные слова, сказанные в Евангелии от Иоанна, - «без Меня не можете делать ничего (Иоан.15:5)». Не будем забывать и о высокой цене, которая была заплачена для того, чтобы предоставить каждому из нас нести это благое иго Христовых заповедей, ради нашего же спасения, ибо Сын Божий, Которому предстоят тьмы ангелов и архангелов, не постыдился уничижить Себя Самого «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил.2:7-9)»

Когда человек приходит в монастырь, его в первую очередь обучают тому, чтобы не доверять своему разуму, и отсекать свою волю и желания, и этот момент не является насилием над человеком, у него отбирают управление кораблём, его личной природой, по причине того, что сам человек осознаёт, что он не умеет самостоятельно, во благо себе и своего спасения, управлять ею, и находиться в постоянной опасности разбиться, и погибнуть.

Для исполнения вышесказанного, человеку нужна вера, о которой говорилось в сегодняшнем чтении апостола, которую приобрели и хранили в себе, подобно горящему светильнику в ночи этой земной временной жизни святые отцы, память которых Церковь сегодня празднует, ибо «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:6)». Аминь.

иеромонах Игнатий (Смирнов)
04.01.2015
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: