rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в день памяти российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны

Публикации
Слово в день памяти российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «если в каком-либо законе будут написаны две заповеди; который человек будет совершенный? - тот кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин, 15:3).

***

И вот сегодня мы с вами собрались в храме Смоленской иконы Божией Матери исполнить две заповеди, два праздника, два события. Одно из них торжественное, Пасхальное - память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Второе – трагическое, воспоминание того дня, когда ровно 100 лет назад на нашей русской земле и во всем мире началась Первая мировая война, в которой наш народ, как всегда, положил бо́льшее количество жизней, верных воинов, которых мы сейчас поминали – за Веру, Царя и Отечество жизнь свою положивших.

И дивно, как всё духовное, как все духовные Таинства и догматы, всегда содержат в себе эти две антиномии, казалось бы, противоречащие друг другу заповеди.

Первую заповедь мы видим в лице преподобного Серафима, дивного угодника Божиего, кроткого и смиренного старца, который заповедовал – «стяжи мир в своем сердце и вокруг тебя спасутся тысячи».

Вторую заповедь - мы сегодня воспоминаем в лице этих угодников Божиих, которых наша православная Церковь пока еще не прославила, но мы верим, что всякий воин с верою и любовию душу свою, жизнь свою положивший на поле брани за Отечество, стал угодником Божиим, исполнив эту высшую заповедь любви Христовой – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин, 15:13).

Мы все знаем сущность Православия, сущность христианства, которое осуждает войну в нравственном отношении, нарушающую всякую мораль, разрушающую всё живое и, в первую очередь, посягающую на самое ценное – на человеческую жизнь, созданную по образу и подобию Божию, на которую никто не может посягать.

Ведь в каждой душе человека, Бог положил две силы души - желательную и раздражительную. Сила праведного и святого гнева, который призван простираться на всякую злобу и тьму, на всякую ложь. И, силу желательную, ту силу, которой мы любим, которой мы все тянемся, желаем и ищем: через единого источника жизни – Бога, и через Бога любви ко всякой твари.

Вот и преподобный Серафим Саровский, как мы видим на иконе, изображён держащим в одной руке чётки – символ кроткой, смиренной, покаянной молитвы, и второй рукой, благословляющий всех приходящих к нему.

И ныне мы поминаем трагический день, трагическую дату российской истории – 1 августа –  ровно 100 лет назад, в 1914 г. началась Первая мировая война, как её называли старцы – Первое мировое братоубийство. Всякая война – это страшное событие, в котором нет правых и неправых. Ибо в любой драке обнажается наша человеческая немощь. Война - это всегда зло. Но иногда, когда исчерпаны все остальные средства возможного диалога, по-христиански приходится выбирать из двух зол меньшее. По слову равноапостольного Кирилла: «когда эта злоба наших врагов простирается по отношению лично ко мне, я призван Христом терпеть и смиряться. Но если вы прострёте вашу саблю, ваш вражеский меч на ближних наших, то всякий из нас и жизнь свою положит за народ свой, за други своя, за Церковь, за Веру, за царя -  как за образ Царя Небесного - Христа».

Мы к сожалению, мало сегодня молимся о воинах, положивших жизнь свою на поле Первой мировой войны. Так случилось, что окончание этого страшного события, этого мирового братоубийства, простёрлось до страшных событий в нашей стране – Октябрьской революции. Когда в Гражданской войне, во внутренних страшных бедах и скорбях страны, растворилась и забылась эта трагедия Первой мировой войны. И затем идеология Советской республики постаралась полностью стереть из памяти страшные жертвы и героический подвиги наших дедов и прадедов, а ведь почти 20 миллионов юношей и мужчин легли на поле брани в этой войне, половина из которых были русскими воинами.

Мы имеем множество памятников героям Второй мировой войны, Великой Отечественной Войны. Но  только сейчас начинают воздавать должное почитание, должную память, должную любовь, должную честь тем героям, которые «положили душу свою, жизнь свою за други своя» в той Первой, не менее страшной чем Вторая, мировой войне.

В эти дни будет поставлен памятник в Царском селе, который изображает, наверное, наиболее точно и дух события, и особенность подвига воинов - Святых воинов этой Первой мировой войны. Монумент представляет собой собирательный образ полкового священника, благословляющего воинов на ратные подвиги перед боем. Одной рукой священник опирается на импровизированный аналой, сложенный из трехлинейных винтовок, а другой рукой он благословляет Святых воинов на ратный подвиг Священной войны, на защиту Веры, Царя и Отечества.

В окопах не бывает людей неверующих, тогда весь наш народ был еще православным. В те времена народ действительно шел, - за Веру, Царя и Отечество, по-христиански понимая этот подвиг. И дивно, что сегодня Промыслом Божиим, мы с вами оказались в этом дивном храме Смоленской иконы Божией Матери, который связан именно с этим событием - Первой  мировой войной.

Вот на кирпичах этого храма мы можем найти эту страшную дату – 1914 год, когда Великий князь Николай Николаевич Романов, прежде посещавший эту Святую обитель, и сердцем прилепившийся к ней, и в тот страшный и кровавый 1914 год -  был поставлен Главнокомандующим русской армии. Как истинного отца заботящегося не только о плоти, но и о душе своих солдатах, которые исполнив сей подвиг ратный, погибнув отходят в «обители вечныя», была о том, что нужно построить сей храм, в котором бы приносилась непрестанная молитва за всех воинов Святых, которые действительно исполнили делом заповедь – «положили жизнь свою за други своя».

И ныне мы, воспоминая те исторические события, видим как зеркально они отображаются и в наши дни. Почти так же развиваются события и сейчас: вновь можно повторить слова благочестивого императора Александра III: «у России нет друзей кроме ее армии и флота». И вновь Россия,  как носительница истинной Православной веры, окружена множеством озлобленных и ненавидящих её. И мы должны исполнить также и вторую заповедь, о которой говорил нам преподобный батюшка Серафим – «стяжать дух мирен в сердцах наших». Ибо это главное «оружие» мира, крестное «оружие», «оружие» крестной любви, без которой этот подвиг Святых воинов не будет Святым. Ибо это отличие Священной войны, когда мы осуждаем грех, ненавидим зло, но прежде всего уважаем человека, даже уважаем врага и молимся за него.

И мы видим эту прямую связь с теми событиями Первой мировой войны, простирающейся на всех нас, ибо причина всякой войны прежде всего лежит в сердцах наших. Как говорит Господь в Новом Завете, что: «из сердца человеческого исходят ненависти, убийства, зависти, корысти и татьбы» – т.е. воровство, жадность, гордость и эгоизм. Если мы посмотрим в наши сердца, мы найдём всё это в них. И это -  источник и причина всякой войны. Как бы она не пряталась за политические и экономические события, –  война прежде всего имеет причину духовную. И не будем считать себя непричастными к событиям происходящим, сейчас в нашем мире. Мы все носим имя христиан, но нужно в первую очередь быть христианином в сердце своем. Ибо как мы видим из страниц Нового Завета, Господь говорит также: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;  претерпевший же до конца спасется» (Мф, 24:6,7,12,13). Господь, как опытный врач, видящий в больном развивающуюся болезнь, которая неизбежно должна вытекать во что-то, говорит: «подобает сему быти».

И вот, после этой проповеди за Спасителем идут множество учеников Его, и почитателей. Но не всех Господь причисляет к Своим ученикам, не всем разрешает идти за Собой. Некоторым Он говорит: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф, 8:21). Т.е. Спаситель говорит, что истинный христианин должен быть свободен от всякой корысти, от всякой ненависти. И другому человеку: «Иисус сказал иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф, 8:23).

Часто в своих сердцах мы носим те причины несущие в себе динамику, которой сейчас наполнен весь мир: динамику ненависти и бесконечной мести, потери веры в человека. И за преумножение беззаконий в сердцах наших - иссякает любовь. И из-за прекращения любви наступают страшные войны, которые охватывают весь мир. Весь мир как бы ждёт, куда излить ту ненависть, ту месть, которая накопилась в сердцах людей.

И, если мы -  православные, если мы – христиане, то прежде начнём с себя. Чтобы в сердце каждого из нас был этот мир Христов, по примеру слов апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал, 5:22-23).

Так и мы будем молиться, чтобы наши сердца были действительно христианскими, чтобы мы, как бы сейчас не развивались события этого мира – сохраняли действительно дух Христов, дух мира. Но, если нужно будет, то станем действительно и воинами Христовыми. Если эта защита касается тех ценностей, тех принципов жизни, ради которых Христос взошёл на Голгофу, взошёл на Крест, то и мы должны быть готовы жертвовать, должны утеснить свою жизнь, должны быть готовы отказаться от той комфортности, к которой мы уже все так привыкли. И действительно, по духу, по жизни, быть христианами.

Да поможет всем нам Господь Бог, молитвами дивного Своего угодника, преподобного Серафима Саровского и всех Святых воинов. Аминь.

рисунок художника А. Чикина

иеромонах Давид (Легейда)
04.08.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: