rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Публикации
Любой церковный Праздник переживается нами всегда двояко, тем что мы видим в данный момент, и тем что сокрыто от наших телесных взоров, над чем не властно время, что открывается лишь нашему сердцу, нашему духовному взору. Может здесь кроется одна из причин того, что после многих лет хождения в храм у нас пропадает ревность к посещению богослужений. У нас все еще закрыты духовные очи, наш ум не вырвался из скорлупы земного мудрования, наша вера в Бога все ещё остается на уровне знания о Боге, а не является живым опытом Богообщения. За много лет нам внешне уже стало все до боли знакомо в Церкви, песнопения, Таинства, её святые, из года в год чередующиеся одни и те же Праздники. За стенами Церкви мир живет иначе, каждый день человечество скрашивает свою будничность, изобретая всё новые и новые для себя развлечения, питая своё сердце тем, что есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Иоан.2:16)», о чем писал в своём послании Иоанн Богослов. Мы с детства привыкаем жить той видимой реальностью, которая нас окружает, нам удобнее, легче, отдавать себя этому видимому миру, настоящему моменту нашей земной жизни, со всеми её красочными впечатлениями и ощущениями. Печальная действительность этой временной жизни нам открывается лишь тогда, когда мы осознаем, что именно в этом нашем стремлении, дьявол удобно расставляет в нашем сердце сети, уловляя нас к совершению греха, закрывающего нашу душу для Бога и для Царства Небесного.

По сути своей, Церковь для современного мира всегда будет оставаться такой же старомодной, консервативной, не идущей в ногу со временем. Сегодня Церкви еще тяжелее бороться за человеческие души с внешним миром, владеющим современными технологиями, различными информационными ресурсами, которые порабощают человеческие сердца в служение князю мира сего, довлеют над человеческим разумом и волей. Как донести до человека, до его сердца, что он образ Божий, что он потомок того самого Адама, который отпал через преслушание от общения с Богом, когда этот человек страстно увлечен миром, когда его сердце жаждет земных удовольствий и наслаждений, его горделивый рассудок воспринимает христианство, как религию слабых, непросвещенных людей.

В чем была сила апостольской проповеди в первые века христианства? В Духе Божьем, сопутствующем апостолом в их служении, а также в их ревностном свидетельстве пред людьми того, что они видели сами, о чем просто и ясно говорит апостол Иоанн Богослов: «О том, что было от начала, - пишет Иоанн Богослов, - что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Иоан.1:1-4)». В чём же сегодня сила христианской проповеди? В вере тому, о чём свидетельствовали апостолы в первые века христианства, и оставили нам в своих Посланиях, и в Духе Божьем просвещающим всякого верующего этому апостольскому слову, уразумевающего это слово и выстраивающего свою жизнь по этому слову.

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все…(Иоан.14:26)», - говориться в Евангелие от Иоанна. Ведь благодаря действию Духа Святого, наше общение с апостолами не прекратилось, хотя внешне и стало иным. Живые свидетели, с уходом из земной жизни, стали не видимыми для телесных глаз, их слово потеряло для нас внешние характеристики живого общения, на что мы так часто обращаем внимание в нашей земной жизни, теряя при этом внимание к сути того, что говорится, читается, или поется, но истина, сила этого слова осталась той же, и она также передается нам, как и в первые века христианства, если у нас открыто для неё сердце, если у нас есть желание общения с апостолами, а через них и их слово, с Богом: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Иоан.1:1-4)».

Обращение к апостольским писаниям, их чтение, есть наше общение с апостолами, общение не душевное, не праздное, но духовное, живая проповедь нашему уму и сердцу вне времени, в действиях благодати Духа Святого, исцеляющего и просвещающего наши сердца. Ведь быть живым свидетелем апостолов, слушать их живое слово, ещё не дает нам гарантии того, что мы последуем этому слову, примем его сердцем. Как при живых апостолах, так и сейчас, нужен ключ, действие в нас благодати Духа Святого, чтобы открыть дверцу нашего сердца, и впустить туда возглашаемою нам Истину. «И одна женщина из города Фиатир,- говориться в Деяниях апостольских, - именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел (Деян.16:14)». И если мы не верим написанному слову, если наше сердце закрыто, то причина этого не в том, что мы не были рядом с апостолами, и не слушали их живое слово, а в том, что мы не ищем в правоте сердца Бога, и Он не открывает наши сердца, чтобы в нас вошла с читаемыми словами и та благодатная сила, которая дает этим словам в нашем уме и сердце очистительную и просвещающую способность. Подтверждением вышесказанному может послужить диалог из Евангелия от Луки между Авраамом и немилосердным богачом после смерти попавшим в место мучения, и просившим Авраама, воскресить умершего Лазаря, и послать его к своим родным братьям, чтобы он просветил их в отношении загробной участи человека, тем самым, заставив своим чудесным явлением исправить их жизнь. На его желание Авраам отвечает ему следующее: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Богач же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лук.16:29-31)». Следуя привычному для себя образу познания внешнего мира, наш рассудок и в духовной жизни может требовать для себя видимых доказательств веры в Бога, в загробную жизнь, и судя по словам, которые сказал Авраам богачу, к удивлению, он же предательски их и отвергает. И проблема не в том, что этих доказательств не достаточно, или они ничтожны по своей сути, а в том, что мы не готовы их вместить, так как нельзя влить воду в сосуд, если он перевернут дном к вверху, как бы не старались это сделать, вода всегда будет проливаться мимо. Эту проблему в своих посланиях раскрыл ещё апостол Павел, в послание к Коринфянам, он пишет следующее: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно (1Кор.2:14)…Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор.1:21)».          

Юродство проповеди, о которой говорит апостол Павел, это то, что идет в разрез с нашим привычным мирским мышлением, что режет наш слух, возмущает наш плотской разум своей невероятностью, бьёт по нашему сердцу, одержимому самолюбием и эгоизмом, привыкшему к одинокому существованию с собственными страстями и пороками, отказывающемуся делиться своею любовью со Христом и ближним. Проповедь апостолов о распятом Христе, это призыв любви, которая в силе Божией способна сокрушить нашего ветхого человека, наше самолюбие, наши страсти, если мы откликнемся на этот призыв всею душою. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор.5:14-15)».

Пусть никто не подумает о том, что апостолы подобной проповедью призывали людей к чувству жалости по отношению к распятому Христу, подобной той, которая возникает у людей при виде страдающих или умерших близких. Сам Христос не нуждался в наших слезах и в нашей жалости по отношению к Нему, когда шел на Голгофу, на страдания и смерть ради нашего спасения. Об этом Он сам нам говорит в Евангелии от Луки: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Лук. 23:27-29)».      

За двухтысячелетнюю свою историю, будучи мировой религией, христианство проникло почти во все области общественной и культурной жизни людей, особенно на европейском континенте. В этом есть положительная сторона, но в тоже время, за этим внешним усвоением христианской морали, остается без внимания духовный смысл и главная цель нашей христианской жизни, которую прекрасно выразил апостол Павел в послание к Филиппийцам: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью (Фил.3:7-8)». Это не просто слова человека, который таким способом выражает свою личную симпатию ко Христу, это слова откровения о пути к обновлению и преображению человека порабощенного грехом, который не в собственной праведности ищет гарантию своего спасения, а в Личности Христа и в единении с Ним.

Как старая одежда, которая лишь внешне покрывала человека, не была частью его самого, его души, подобно этому христианская мораль, которая в современное время теряет к себе интерес у большинства людей, оставляется за ненадобностью, как вышедшая из моды одежда, если за собой не несёт преображение и обновление внутреннего человека во Христе, не ставит человека в добровольную зависимость от Личностного общения с воскресшим Христом ради освобождения от греховной зависимости дьяволу. «Истинное исцеление, - говорит прп. Макарий Великий, - подается душе единым Господом, ибо сказано: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1,29), то есть грехи души, уверовавшей в Него и возлюбивший Его от всего сердца».     

Первоверховные апостолы Петр и Павел, память которых мы сегодня празднуем, шли ко Христу путем любви, каждый их них встал на этот путь через собственное падение и преступление по отношению к любви Христовой. Сколько бы мы не делали добрых дел, не страдали за Христа, нам не дано превзойти в этом ближайших учеников Христа, но нам дана возможность научиться у них смирению и любви Христовой, научиться искать оправдания не во внешних своих добрых делах и подвигах, а в общении со Христом и в Его любви к нам, которая расщепляет наш эгоизм, полностью исцеляет наши души, и возжигает наши сердца искренней любовью к ближним. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, - пишет апостол Павел, - то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем (1Кор.13:1-9)».

Богу же нашему слава всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

иеромонах Игнатий (Смирнов)
14.07.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: