rus | eng
RSSВеб-камера

Почитание святынь

Публикации
Традиция почитания святынь основана на Священном Писании. В Ветхом Завете неоднократно упоминается о заповеди почитания святынь.  Пророк Давид в Псалтирь пишет следующие слова – «Хвалите Бога во святыне Его…» (Пс.150:1). Что же такое святыня и почему именно в ней Святой Дух устами Давида призывает хвалить Бога? В Библии «святыней» называется то вещество, знание и даже общество, которое освящено благодатью или принадлежит к Богослужению. Святыней названа: «диадима которая крепилась на священническом кидаре» (Исх.29:6), «мясо животных принесенных в жертву, сам жертвенник и все принадлежности его» (Исх.29:33-37), «кровь очистительной жертвы» (Исх.30:10), «умывальник и подножие его» (Исх.30:28-29), «священное миро» (Исх.30:31-32), «хлебное приношение» (Лев.2:3), «десятина» (Лев.27:30), «серебро, золото и сосуды принадлежащие сокровищнице» (Иис.Нав.6:18), «город Израиль» (Иер.2:3,Иоил.3:17), «земельные участки» (Иез.48:12), «гора Сион» (Авд.1:17). Святыней названо так же Евангелие (Матф.7:6) и Кровь Нового Завета (Евр.10:29).

Неуважительно отношение к священным предметам осуждается в Библии – «Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь» (Иез.22:8). К священным предметам Господь требует не просто почтительного отношения, а в крайней степени благоговейного. Наказание за непочтительное отношение было высшее – «Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь» (Лев.22:3).

Ветхозаветный Оза был умерщвлён только за то, что дерзнул прикоснуться к святому Ковчегу: «Когда дошли до гумна Хидона, Оза простёр руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу, и поразил его за то, что он простёр руку свою к ковчегу; и он умер тут же пред лицем Божиим» (1 Пар. 13. 6-7, 9).

Почему было столь благоговейное отношение к Ковчегу Завета? Разве евреи не знали разницы между предметом и Богом? Нет, но Ковчег связывал человека с его Создателем, и честь воздаваемая Ковчегу принадлежала Богу, а не предмету. Если бы Ковчег почитали отдельно от Творца, то это было бы самым обыкновенным идолопоклонством.

Слова о вознесение хвалы Богу в святынях означает то, что воздаваемая почесть к священным предметам переходит непосредственно к Богу. То есть через священные предметы человек служит Богу, поэтому воздаваемая честь святыни принадлежит не предмету, а Творцу. Как и молитва перед иконой предназначается не образу, а первообразу. Это древнейший духовный принцип.

Святынями являются вещи, которые имеют непосредственное отношение к Творцу в этом мире. Это храмовая утварь, иконы, Писание, богослужебные предметы и т.д. Все это требует особого, благоговейного отношения. Ведь тот, кто чтит Бога, будет с почтением относиться ко всему, что имеет к Нему прямое отношение. Таким образом, любая материя, чрез которую Творец действует видимым образом, или освящает благодатью - требует почитания.

братия Валаамского монастыря
04.02.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: