rus | eng
RSSВеб-камера

Воскресное слово в неделю 31-ю по Пятидесятнице, об иерихонском слепце

Публикации
Любое благодеяние, полученное нами от другой личности в земной жизни, заставляет нас отвлечься от погруженности в себя, от внутреннего одиночества, вырывая наше сердце от привязанности к безличностному, которым заменяется наше общение любви с другой личностью. В течение всей нашей жизни, внутри нас постоянно идет процесс поиска того, на чем можно сосредоточить все свое желание, всю свою волю, чтобы это нечто из внешнего мира, обнаруженное нами, принесло нам желаемое отдохновение и внутренний душевный мир. У каждого из нас, это нечто из внешнего мира свое, у одного это любимая работа, которая приковывает его ум и желание к себе, у другого человека это какая-нибудь вещь, у третьего разнообразные удовольствия и развлечения, у четвертого любимый человек, у людей же тяжело страждущих и больных, все их желание приковано к мысли о выздоровлении и исцелении. Если бы кому-то из нас довелось бы в течении какого-либо времени следить за мыслями здоровых и больных людей, то сравнивая их, мы бы увидели, насколько, они отличаются друг от друга. Страждущие люди большую часть времени погружены бывают в себя, их душу тяготит собственный телесный недуг, печальные мысли и страдания не дают им сосредоточиться на увлечении удовольствиями этого мира. Здоровый же человек, большую часть времени, мыслями отвлечен на внешнее, интересуется вещами этого мира, находится в поиске разнообразных наслаждений и эмоциональных переживаний.

Как сильно отличается образ жизни здоровых и страждущих людей! Это может продолжаться годами, один человек пребывает во внутренней скорби, другой живет в наслаждении и увлечениях. Как только страждущий получает выздоровление, он снова меняет свой образ жизни, и из внутренней скорби уходит во внешние удовольствия, другой же, будучи здоров, когда сковывается недугом, погружается в скорбные мысли. Весь мир людей, живя таким образом, переходит из одного душевного состояния в другое, пока не настанет финал их биологической жизни. В этом изменчивом материальном мире часто происходит беспокойство человеческого духа в страхе перед будущим, сегодня я здоров, а завтра я могу потерять все: здоровье, работу, семью. Неужели это все может случиться со мной, и моя личность со всем ее внутренним миром, переживаниями, познаниями станет смертельной жертвой, к примеру, мельчайшего вирусного микроба, или раковой клетки, которые обретут свое жизненное пространство в моем несчастье. Примиряясь с этой мыслью, человек открывает для себя два пути, каждый из них относится к состоянию его личности, в одном из них он рабски смиряется и вынужденно отдается природе своей болезни, которая постепенно поглощает его личность и свободу, в другом же, человек через свою веру превосходит собственное сознание подчиненное материальным законам этого мира, и выходит из автономности и замкнутости на себе в своей поврежденной природе, в поиске Того, кто способен поднять его над рабской зависимостью от законов материального мира, и кто смог бы помочь ему обрести не только здравие, но и личностную свободу.  

Любой земной врач, лечащий нас, есть подобная нам человеческая личность, которая также как и мы, зависим от собственной природы, и от природы материальных вещей с которыми он соприкасается. Прп. Максим Исповедник пишет следующее: «Ибо поскольку всё естество тел тленно и подвержено разложению, то какими бы способами кто–либо ни старался поддержать его, он только усиливает его тление». Мир и наука, несомненно, помогает человеку в подержании его биологической жизни, в борьбе с многочисленными болезнями, но во всем этом помимо положительных моментов есть огромная отрицательная составляющая, она заключается в культивировании нашего сознания, в котором постоянно ставится зависимость нашей личности не от иной Личности, а строго от материальной природы и ее абсолютного значения в нашей жизни. В таком состоянии человеческого сознания, в кризисные моменты своей жизни человек всегда чувствует свое одиночество, свою беспомощность, в его представлении материальный мир всегда выглядит противоречивым, с одной стороны он может сделать его счастливым, а с другой стороны, через какое-то время, этот мир может лишить его всего, включая и саму жизнь.

Христианство предлагает человеку выйти из зависимости от материальной природы, в которую он погрузился после грехопадения Адама, и войти в зависимость от Божественной Личности Христа, живя Им и завися уже от Него, как сказано в Евангелии от Иоанна: «Я есмь путь и истина и жизнь (Иоан.14:6)… ядущий Меня жить будет Мною (Иоан.6:57)». Каждый Евангельский эпизод, где происходило исцеление Христом страждущих, больных людей, было откровением человечеству о грядущей духовной свободе для человека, законы природы отступали перед волей воплотившейся Божественной Личности. Победа Христа над смертью, Его славное Воскресение стало финалом и окончательным освобождением человека от уз его поврежденной природы и довлеющей над ним материи.

Первый человек возмечтал стать богом без Бога, а в реальности поработился природным стихиям, из которых сам же и состоял, ибо потеряв общение и зависимость собственной личности от создавшей его по собственному Образу Божественной Личности, человечество в лице Адама обрекло себя на иную зависимость, на зависимость от материи: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:17-20)». В отношении к вышесказанному Иерихонский слепец и другие страдальцы исцеленные Спасителем обрели намного больше, чем исцеление от своего телесного недуга, в их духовном сознании воссиял некогда потерянный Адамом свет Богообщения, разорвалась вынужденная, по причине первородного греха, рабская связь и зависимость человека от материи. Через свою веру во Христа, а «Вера – это вечный порыв, неутолимая жажда слияния личности с Личностью», они открыли для себя общение с Божественной Личностью, находя уже в Ней опору своего бытия, а не в окружающем их материальном мире, и этот момент является наиважнейшим в исцелении Спасителем этих людей. Если одна телесная болезнь сменяется другой, и это непостоянство продолжается у человека в течение всей его земной жизни, то смысл исцеления Христом этих людей имел бы временное значение, и не рождал бы надежду человека на освобождение от уз собственной поврежденной природы, и от зависимости от противоречивого окружавшего их материального мира, подобно тому, как земной врач делает человека здоровым, давая ему лишь на время надежду и состояния призрачной свободы его личности от материальной природы, как актера на время спектакля облекают в царскую порфиру, а затем после спектакля снимают её, возвращая его в реальный мир.

Единственная Личность способна внутренне освободить человека от всякой гнетущей Его зависимости и поврежденности, будучи Сама свободной, это Личность Христа. Привлекая искалеченный грехом человеческий род к Себе, открывая ему надежду на освобождение в Своей Личности, Христос в Евангелии от Иоанна говорил следующее: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, (то есть как говорилось выше о вере, не соедините свою личность с Моей, поставляя всего себя во всем в зависимость от Меня) то умрете во грехах ваших (то есть в зависимости от своей поврежденной природы и окружающей вас материи). Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. (Иоан.8:23-25)…Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (Иоан.8:36)».

Иерихонский слепец, олицетворение падшего человечества, пребывающего во тьме неведения и греховной поврежденности, потерявшего состояние Божественного видения и Богообщения, сидящего в тени смертной, у града Иерихон, в бессмысленном ожидании милости для себя от окружающего материального мира, в котором абсолютно каждый человек играет роль скорее заложника, чем хозяина положения. Сколько времени нужно томиться человеческой душе в различных испытаниях и скорбях, чтобы углубиться в себя настолько, чтобы обрести понимание того с Кем человек истинно, бытийно связан, Кто его истинный Врач, его Благодетель. В душе иерихонского слепца, как и в каждой неудовлетворенной этим материальном миром душе происходит поиск, поиск истины бытия, томление духа в безвыходности и отчаянности рождает крик души, обращенный к Личности: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня», крик который уже не способна остановить никакая толпа, пытавшихся заставить замолчать его, никто и нечто в этом мире. Таким путем искренне ищущих истину Христос приводит к Себе, кротко спрашивая у души: «чего ты хочешь от Меня?... Господи! чтобы мне прозреть...Прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. (Лук.18:38-43)». Аминь.

иеромонах Игнатий (Смирнов)
27.01.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: