rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в преддверии Рождества Христова

Публикации
Дорогие мои братья и сестры, приближаются прекрасные дни Рождества Христова, Богоявления. Вы знаете, что в первых веках эти два праздника — Рождество Христово и Богоявление, то есть Крещение Господне, праздновались вместе, и этот праздник назывался праздником Светов. И как мы должны себя настраивать в эти немногие дни, оставшиеся до праздника, чтобы достойно, насколько это возможно при всем нашем недостоинстве, встретить грядущего Христа в виде Маленького, Безгласного, Смиреннейшего Младенца?

После падения Адамова весь мир, все человечество и вся тварь погрузились во тьму, во мрак, в темноту, в ночь. И поэтому в пророчестве Исаии, относящемся к Рождеству Христову, которое мы будем петь на Великом повечерии, сказано: сидящим во тьме и сени смертной, Свет воссияет на вы (см.Ис.9:2). Рождество Христово — праздник Света. Свет Христов, Сам Христос, который является Светом Непреступным и Вечным, Присносущным, снисходит, спускается в нашу тьму, в нашу ночь, чтобы просветить ее Своим Божественным Блистанием — Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин.1:5). Значит, Рождество Христово является праздником Света. Но этот Свет, в отличие от Света Пасхального, является Светом Тихим. И тихость этих Рождественских дней действительно поражает. Хотя, конечно, вокруг нас бушует мир, веселится, безобразничает шумно и безобразно празднует и Новый год, и все новогодние, Рождественские праздники. Но Христос рождается в тишине, далеко от безумия этого мира, Он рождается в нищете и в тишине. Это значит, что только в нищете духовной, в тишине сердца, ума и тела мы можем или мы сможем созерцать этот тишайший и кротчайший Свет Рождества Христова и в этом Маленьком Существе, в этом Младенце узнать, познать, Богомладенца, познать Бога, приемшего образ раба, чтобы спасти обнищавшего Адама, спасти человеческий род.

Мы к этому празднику готовились длинным, подобно Великому посту, постом. В этот пост, как и всегда постом, бывали великие искушения, и это неудивительно; все-таки мы должны помнить, что в искушениях, в испытаниях, в скорбях испытывается наша вера, испытывается наша верность, испытывается наша любовь, в конце концов. Как нам не умиляться перед зрелищем Рождества Христова, когда Великий Бог, одеяйся светом яко ризою (см.Пс.103:2), снисходит во тьму и в ночь нашего мира! И не только во тьму нашего мира, но во мрак души каждого из нас, ведь каждый человек, каждая человеческая душа должна стать богородящей, она должна также родить Бога. И как рождается Господь в нас? У Исаии есть такой стих: поболехом и родихом Дух Спасения (см.Ис.26:18), то есть мы пострадали, поболели и родили Духа Спасения. Значит, опять-таки, в скорбях, в искушениях, в страданиях глубоких рождается в нас Христос, и начинает изображаться в нас Его Пречистый, Кроткий, Смиренный Лик. Помните слова, даже возглас, апостола Павла к своим чадам: Детки, о которых я болезную муками рождающей, дондеже не вообразится в вас Христос (Гал.4:19)? Значит, в каждом из нас должен изобразиться Христос, мы должны стать светлыми, светозарными, мы должны стать Светом. Христос нам оставил заповедь о том, что мы должны быть светом миру, светом для этого отчаянного, измученного страстьми, и грехми, и скорбьми мира, а это возможно, опять-таки повторяю, если мы будем хранить Заповеди Христовы. Мы поем: «От нощи греха и отчаяния утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане (потому что) свет повеления Твоя на земли»[1]. Значит, Повеления Господни, Заповеди Господни — суть Истинный и Непреложный Свет на этой земле. Светильник ногама моима Закон Твой, и Свет стезям моим (Пс.118:105). Закон Нового Завета должен стать на нашем пути светильником и светом, благодаря которому мы можем не заблудиться, можем всегда ориентироваться во всех наших житейских обстоятельствах. Так что чем усерднее, чем аккуратнее, чем непорочнее будем мы хранить Заповеди Христовы, тем больше Света будем носить в своем сердце, и таким образом, потихонечку, сердце наше будет озаряться, ум будет озаряться, и, в конце концов, даже наша плоть будет озаряться Светом Божиим, Светом Христовым. Вы помните, что когда Моисей сошел с Синайской горы, где в течение сорока дней беседовал с Господом лицом к Лицу, то евреи, которые ждали его у подножия горы, не могли воззреть на его лицо — настолько светло оно было, лицо Моисеево все сияло Божественным Светом от этого богообщения.

Да, Рождество Христово — праздник Света, праздник тихости, тишины. И как не хватает нам этой тишины, как внешней, так и внутренней; внешне нас одолевают пустословие, празднословие и всякого рода ненужная для нас информация, а внутри постоянно звучат ненужные помыслы и не дают нам в тишине созерцать Свет Божественного Пришествия. Поэтому в преддверии великих этих праздников, которые будут продолжаться в течение двенадцати дней, — это так называемые Святки, Святые дни, освященные пришествием и явлением Бога во Плоти, — пусть утихнут в нас все ненужные и вредные помыслы. Дадим место благодати Божией, просвещающей, освящающей, возвышающей, утешающей и вдохновляющей.

Искушения неизбежны; особенно искушения обостряются во время праздников, когда изливается особая Благодать. Но мы должны быть мудры, дорогие мои братья, и не поддаваться разрушительным, злым и вредным помыслам. Много раз говорилось о том, что культура христианская, культура монашеская — это в первую очередь культура сердца и ума; как садовник культивирует самые прекрасные цветы, так и мы должны культивировать в своем сердце благие, божественные помыслы, и эти помыслы потихонечку будут просвещать, и освящать, и утешать, и возвышать, и вдохновлять нас. И тогда, таким образом, таинственным образом, мы сможем вникнуть в Тайну наступающих праздников, то есть сердечными очами, умными очами, внутренними очами, мы сможем узреть этот Свет — Свет Божией Крестной и Жертвенной Любви, который во тьме светит и которого тьма: тьма греха, тьма отчаяния, тьма нечистоты не может объять. На Великом повечерии мы скоро воспоем: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Бог хочет быть с нами; Он сошел с неба, Он воспринял образ раба, Он стал Рабом всех рабов, и Он пришел послужить нам как Раб, отдать Свою Жизнь, отдать Всего Себя, Свое Тело, Свою Кровь, чтобы мы жили. Он дал нам образ, дал нам пример, чтобы и мы стали рабами друг друга, чтобы служили друг другу в духе Смиренной, Кроткой и Жертвенной Любви; и тогда мы будем купаться в лучах этого дивного праздника Рождества Христова. Давайте изгонять из своего сердца всякую тьму, то есть всякий недобрый, злой, подозрительный, нечистый помысел, это в наших силах, и этого ждет Христос от нас. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин.13:15). Я дал вам пример, чтобы как Я поступил с вами, так и вы поступайте друг с другом. Иначе наше празднование будет пустым и бессмысленным, будет лицемерным; не дай Бог таким образом кощунствовать над этим Великим Таинством Божественного Истощания.

Все праздники церковные, особенно Рождество Христово, Пасха Христова, да и каждый иной церковный праздник, являются событием новым. Это не просто воспоминание какого-то далекого, очень далекого события, что совершилось две тысячи лет тому назад. Нет! Это сегодня. И во всех текстах, если вы будете прислушиваться, постоянно повторяется это слово: сегодня Дева рождает Богомладенца[2], сегодня волхвы поклоняются Богомладенцу[3] и так далее. Это сегодня! Это значит, в каждом празднике нам дается возможность войти в вечность, войти в вечное уже сегодня. Поэтому и говорил я, что Христос должен родиться в сердце каждого из нас. Но, как мы вчера слышали в писаниях нашего отца великого Силуана про Иоанна Кронштадтского, он говорил: «К гордому сердцу благодать не прикасается»[4]. Повторяю: к гордому сердцу благодать не прикасается. И в Писании сказано: гордым Бог противится, смиренным же дает благодать (Притч.3:34; Иак.4:6; 1Пет.5:5).

Поэтому, если мы хотим войти во всю силу наступающих праздников, давайте уподобимся Христу, Смиренному и Кроткому Сердцем, чтобы Он родился в смиренных яслях наших сердец. Аминь.

[1]     См.: Последование утрени.

[2]     «Дева днесь Пресущественнаго раждает», кондак Рождества Христова.

[3]     «Днесь…с дары волсви поклонишася», вечерня, стихира на стиховне.

[4]     См.: Преподобный Силуан Афонский. Часть 2, глава XIX. Отец Иоанн Кронштадтский.

схиигумен Серафим (Покровский)
06.01.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: