rus | eng
RSSВеб-камера

Воскресное слово Валаамского иеромонаха Игнатия (Смирнова) в неделю 27-ю по Пятидесятнице: (Лк, 14: 16-24)

Публикации
С чего начинается наше истинное приближение к Богу? С веры и осознания того к чему мы призваны, чтобы во всех своих мыслях, словах и действиях не посрамить божественного достоинства своей разумной души, и тем самым, не огорчить создавшего нас Бога, подражая тем званным отказавшимся прийти на вечерю из услышанной нами Евангельской притчи. Напротив же, как сказано в сегодняшнем послании к Колоссянам апостола Павла, обратившись всем своим сердцем к Богу, всегда благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,  избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол. 1, 12-15)».   

Что же нужно сегодня человеку от Бога? Заглянем внутрь своего сердца, что там у нас на потребу? Можем ли мы сегодня искренне, всем своим желанием и с полным осознанием того, сказать слова, подобно тому возлежащему со Христом за одним столом, предварившие сегодняшнее Евангельское повествование о званных на вечерю: «Некто из возлежащих со Христом сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!». Думается, что Христос не стал бы распространяться и продолжать эту тему, если бы сказанные слова были естественным искренним желанием большинства людей, как тогда, так и сегодня; по силе, таким же, или лучше превышающим, например, те же пожелания супружества или владения землею, о которых было сказано в сегодняшнем Евангельском отрывке, а также множества других земных благ и занятий, которыми увлечен современный человек. Как много может быть у нас красивых слов и цитат о спасении, о Царстве Божием, о любви к Богу, но чем являются эти слова, как не мысленной пылью, лежащей на поверхности нашего сердца, привязанного своим желанием к миру, которая мгновенно сдувается от веяния наших страстей, даже при самом малом искушении дьяволом нашего произволения. Некто из святых сказал о падшем человечестве следующее: «Горе нам, что не знаем душ своих и того, к какому житию мы призваны, и эту жизнь немощи, это состояние живущих, эти скорби мира и самый мир, пороки его и упокоение его, почитаем чем-то значительным».

Пустое ли воодушевление возлежащего или не ясное осознание им сказанного, или то и другое вместе, побудило Христа сказать слова, послужившие уже для нас реальной картиной собственной христианской жизни, где званые есть мы, православные христиане, а ужин есть та Тайная Вечеря, о которой упоминается нами в молитвах ко Причастию: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими..».

Итак, Господь повествует следующее, - «один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться». Что побудило этих людей сделать такой выбор, отказать Тому, кто их позвал? Несомненно, их личный интерес, ещё, ощущение собственной самодостаточности и независимости от Позвавшего их, и в довершение, их любовь к тем вещам или благам, которые предпочли они Личности Позвавшего, а вместе с Ним и Трапезы, которая была для них устроена. Страшные слова звучат на славянском языке из этого повествования, - «имей мя отречена», эти слова не останавливаются только на самой Трапезе, которая также связана с Личностью Того кто предложен на ней, а восходят и к самой Личности Позвавшего Бога-Отца, отделяя сказавшего их не только от Христа, но и от Личности Бога-Отца. И если теперь вспомнить слова сегодняшнего послания апостола Павла к Колоссянам, вырисовывается картина, где вместо благодарения Бога - Отца призвавшего к участию в Божественной Трапезе, на которой предложены Тело и Кровь «возлюбленного Сына Своего в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов», следует отречение и отказ. И что же это за важные причины у христианина для подобного отречения? Из сегодняшнего Евангелия, они следующие: «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти». Сегодня список этих причин, скорее всего, был бы другим, но суть остается все той же, привязанность христианина к миру более чем к Богу и Творцу, несмотря на то, что Божественная Личность Христа в своем человечестве страдает и умирает на Кресте, призывая к Себе Своей Жертвенной Любовью каждого из потомков падшего Адама.

Достоверно, из собственного опыта писали святые отцы в Добротолюбии, что «корнем всех зол служит неведение. Ибо невозможно, чтобы тот, кто как должно познал природу вещей, и то, откуда каждая из них и какое имеет назначение, забыв потом о своем последнем конце, устремился к земному. Душа не пожелает такого блага, о котором знает наверняка, что оно только кажется благом. Пусть даже тирански влечет ее к чему-либо привычка, она, в силу точного и ясного познания дела, может победить и самую привычку. Но и когда еще не было привычки, она по причине неведения прельщаема была. Так что более всего и пораньше надо стараться приобрести верные о всем сущем познания и потом в соответствии с тем и волю свою окрылить стремлением к Первому Благу (Богу). Презреть же все настоящие блага не трудно тому, кто верно познал полную их суетность». Мы можем как-то оправдаться в том, что у нас нет сил для великих подвигов, что мы не можем строго поститься, по многу часов пребывать в молитве, но как нам оправдаться в том, что нося в себе после Крещения Христа, снова привязываемся душой к миру, и услаждаемся им. Что мешает нам полюбить Христа, как мы любим этот мир, и все то, что в нем нас утешает или упокоевает? Разве не неверие наше, а также неведение и неразумие, о котором уже говорилось выше. Кому-то может показаться, что он не страдает этими недугами, считает их надуманными, а потому, и не старается уврачевать их. Ведь искренне признать человеку, даже перед самим собой, что он лишен истинной разумности в своих мыслях, словах и действиях, это значит отказаться от самого себя, от своей привычной жизни. Разве не хочется большинству из нас идти средним в кавычках путем, любить Бога и мир, Бога и Царство Небесное любить одной половинкой души, а мир другой. Сегодня миру что-то отдадим, говоря Богу «имей мя отречена», а завтра, если никто и ничто нас не привяжет к себе, проведем время с Богом. Выявляется лишенное всякой логики лицемерие не только по отношению к Богу, но и по отношению к собственной душе, можем говорить подобно возлежащему из сегодняшнего Евангелия: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!», а своими желаниями и делами показываем для себя блаженство в ином. «К чему любовь в тебе возмогает и преобладает, то и живет в тебе», - пишет некто из святых отцов. Получается, что сегодня я поживу со Христом, а завтра, уже что-то из этого мира упокоит мою душу. Но ведь, проводя свою духовную жизнь таким образом, наши души никогда не исцеляться и не возлюбят Христа. В таком случае, если сегодня мы не признаёмся в болезни своего ума и души, страдающих неверием и неведением, и пристрастием к миру, и не прилепляемся этим больным органом ко Христу, ища у Него исцеления от этих зол, а называем нашу суетную жизнь неким особым в 21 веке путем к Богу, то что же остается человеколюбивому Христу, как не попытаться через некоторое время опять призвать нас к Себе, но уже при других обстоятельствах нашей жизни, и получается, что не захотев уврачевать болезни скрытые, нам невольно приходиться лечить уже болезни более явные для нас, чтобы вовсе без них, или иных скорбных испытаний в этой жизни, нам не лишиться своего сердечного обращения к Богу. И таким путем, через этот спасительный Божественный промысел, мы попадаем уже в другую категорию званных на Божественную Трапезу, о которых сказано так: «Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных  (Лк.14;15-24)». Как же быстро наполнился дом Позвавшего! Какая же причина такому чуду, как не явная немощь человеческого естества, которая делает нас смиренными перед Лицом Божьим, уготовляя этим наше избранничество и спасение душ. Это подтверждают и слова одного из великих отцов: «Слава Спасающему нас десными и шуими и всем этим Доставляющему нам случай к обретению жизни нашей! Ибо и души тех, которые слишком слабы, чтобы по своей воле приобрести жизнь, скорбями невольными приводит Он к добродетели. И оный нищий Лазарь не по своей воле лишен был благ мирских, и тело его поражено было язвами, и терпел он два горькие страдания, из которых каждое было хуже другого, однако же после почтен был на лоне Авраамовом…Если кого и подвергает (Бог) иногда телесным лишениям и иным скорбям, то претерпение этого обращает нам в помощь, как и врач в тяжкой болезни восстанавливает здравие сечением членов». И никогда Евангельское откровение, - «не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лук.5:31)» не потеряет своей действенной силы и тайны нашего спасения; если не признаём болезни своего ума и души, и не прилепляемся этим умом ко Христу, ради нашего душевного исцеления, то уже вынужденно признаем свою явную телесную болезнь или иное что скорбное для нас, ради того, чтобы, опять же, обратить наше внимание и сердце от суетного мира к Богу, и этим спасти свои души.

Но и в этом случае, к сожалению, из-за дарованной нам Богом свободы, не всегда происходит изменение в жизни человека, один Старец со скорбью в сердце делился в письме со своим духовным братом о том, что одна его знакомая чудесным образом исцелилась по его молитвам, но через некоторое время последовал рецидив. «Естественным для меня было последовавшее снова ухудшение здоровья М. – пишет Старец, - Для меня также было уже невероятно тяжело снова просить Бога, потому что моя первая надежда была обманута: они не переродились, не возродились. Ведь молитва за больных, за их выздоровление силою свыше, чудом, возможна только при «обещании» покаяться, т.е. в корне изменить всю жизнь, чтобы слава Божия нашла свое место в них, чтобы вся последующая жизнь их проходила уже в плане именно Божией славы».

Когда слова пророка Исаии о том, что «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Матф.13:13)» перестают относиться к нам, благодаря исцелению Господом нашей слепотствующей души, то участвуя в Литургической жизни Церкви, переживаемой для нас реальностью уже становятся Евангельские слова Христа обращенные к апостолам: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Матф.13:16-17)».

Молитвами этих ветхозаветных праведников и пророков, память которых мы сегодня празднуем, да исцелит и просветит Господь наши души, чтобы нам при ярком сиянии любви Христовой не спотыкаться и не падать в мирские увлечения и чувственные удовольствия, уподобляясь тому, кто по слову Господню, «ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Иоан.11:10)». Аминь.
29.12.2013
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: