rus | eng
RSSВеб-камера

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Мф, 4:17)

Публикации
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Мф, 4:17) Крестившись от Иоанна, Господь наш Иисус Христос выходит в мир на общественное служение. Он начинает проповедовать миру Свое учение. Но с чего начинает Он Свою проповедь, с каких слов. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – говорит Господь.

Когда человек пробуждается к покаянию и начинает ощущать в себе любовь Божию, то и любовь к ближнему зарождается в нем. Он уже не гордится, не считает себя большим других и всем желает добра.

Покаяние открывает человеку подлинное состояние его души. Душа жаждет очищения и находит его в исповеди, в исповедовании грехов своих. Исповедь для человека как Голгофа, как распятие. В исповеди открывается чистота человеческого сердца.

Один отшельник, проживавший на Святой горе, среди скал, где ничего нет, спустился вниз в монастырь на исповедь. И когда духовник спросил его, в чем он хочет исповедоваться, он ответил: "У меня на душе большой грех. Я храню в кувшине сухарики, а мышь приходит и ест их. Я очень на нее сетую". Потом помолчал и добавил: "Эта мышь действительно приносит мне вред, но сержусь я на нее больше, чем она мне вредит".

Покаяние – это основа христианской жизни. Все, с чем мы сталкиваемся в Церкви, как общности верующих людей, приводит нас к покаянию. Это и богослужение и молитвы, и чтение Евангелия и пение Псалтири.

А искренне ли мы желаем покаяния? Покаяния как перемены, покаяния как преображения, покаяния как отвращения от греховной жизни. И готовы ли мы претерпевать нелегкие искушения ради этого.

Преподобный Арсений Великий некогда в миру занимал высокий пост, был вторым человеком в окружении императора. Потом решил переменить свою жизнь и удалиться в пустыню. Отцы – пустынножители решили испытать его смирение и готовность к подвигам. Во время трапезы они ему, как собаке, бросили кусок хлеба на пол. Мы можем только догадываться, каково было его внутреннее состояние в тот момент. Но внешне преподобный Арсений не смутился, встал на четвереньки и взял хлеб зубами, как собака. Это конечно великий пример из жития Великого святого.

Изучая жития святых подвижников, мы видим, что только через покаяние, через преодоления, которые всегда нам кажутся превыше наших сил, через осознание своей немощи, недостоинства пред Господом и ближними, можно приблизиться к Богу.

Однажды мы, будучи призваны Господом, с великой ревностью начинаем свое восхождение. Но по прошествии некоторого времени внимание наше рассеивается, ревность ослабевает. Мы вновь начинаем осуждать других, забывая о том, что сказано в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете». Забываем, что есть только один Судия – Господь, и что только Его Суд праведен.

Как-то к монаху, уже немало искушенному в подвигах, подошел другой. И поведал  ему о некотором нерадивом брате. Монах внимательно выслушал пришедшего, а потом немного помолчал и, тяжело выдохнув, еле слышно произнес: «Горе ему».

А после этого ему было видение: крест, на кресте распятый Господь и множество ангелов окружавших Его. Монах тоже хотел подойти к кресту, но Господь, увидя его, сказал: «Уберите от меня этого монаха, недостойного называться монахом. Он раньше суда Моего осудил брата своего». С него сорвали мантию и выкинули прочь. Он очнулся.

Так Господь вразумил монаха. Монах понял, что, произнеся только два слова: «Горе ему», потерял благодать Божию. Забыл о грехах своих, а брата осудил. Поэтому нам непрестанно нужно иметь при себе покаянное чувство.

Мы часто слышим эти слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Евангелие не говорит: «Веселитесь, радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», но «Покайтесь!». Покайтесь, пока есть еще время. Каждому из нас Господь дает время на покаяние и возможность изменить свою жизнь к лучшему.

А всегда ли мы помним об этом?

В последние часы земной жизни преподобного Сисоя Великого лицо его стало настолько светлым, что невозможно было на него смотреть. Отцы и братия, которые окружали его, спросили: «Отче, неужели и ты боишься смерти?». А он ответил им: «Не знаю, положил ли я начало своему покаянию». И это говорил человек, имевший святость на земле!

Осуждая других, забывая о недостоинстве своем, даже впадая в тяжкие грехи и теряя покаянное чувство, мы, тем не менее, всегда надеется на милость Божию, надеется войти в Царство Небесное.

Разбойник, распятый со Христом, только и произнес: «Достойное по делам моим приемлю». Он понимал, что наказан за злые дела. Если бы и мы так всегда осознавали себя, и говорили бы: «Господи, достойное по делам моим приемлю»!

Если бы мы действительно это всегда осознавали, если бы мы постоянно пребывали в покаянном чувстве, то у нас не было бы осуждения, ропота и обид на других. Мы понимали бы тогда, что все испытания, которые дает нам Господь – это не строгие наказания за грехи, а проявление Величайшей Милости Божией. Этими испытаниями Он ограждает нас от более тяжких грехов и с любовью препровождает в Царствие Небесное.

Учитель покаяния – Иоанн Креститель – говорит: «Сотворите достойные плоды покаяния». Каждый плод имеет корень. Чтобы принести плод покаяния, нужно иметь само покаяние. Духовный плод питается корнями покаяния.

Когда человек размышляя о жизни, читая духовную литературу и Евангелие опирается только на разум, не имея при этом внутреннего покаяния, то результаты его трудов не очень велики.

Наша земная жизнь непродолжительна. И безрассудно надеяться на завтрашнее покаяние. Придет наш час и мы предстанем на суд Божий… А покаяние необходимо нам сегодня, сейчас.

Так покаемся же, братья и сестры, ибо приблизилось Царство Небесное!

Труды Валаамской братии
21.12.2013
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: