rus | eng
RSSВеб-камера

Проповедь схиигумена Серафима (Покровского)

Публикации
Проповедь схиигумена Серафима (Покровского) Слово Валаамского схиигумена Серафима (Покровского) в неделю пятую Великого поста, прп. Марии Египетской
Слово первое: О начале Крестного пути Господа в Иерусалим

Вот Господь уже начал Свое шествие в Иерусалим на Распятие, на Страдание, на смерть. Через восемь дней будем праздновать Его торжественное вхождение в Иерусалим как Царя Израилева, и поэтому в сегодняшнем Евангелии раскрывается нам путь Крестный, путь Крестной Славы, путь Крестного Воцарения. Но, как мы видим в этом Евангелии, путь Мудрования Крестного не от человека и не по человеку, это тайна Божья, которая открывается человеку только Духом Святым. В другом месте, когда Господь тоже готовил учеников Своих к предстоящим Страданиям, сказано, что они не разумели Его слова, и слово сие было сокрыто от них. Иудеи во главе со своими первосвященниками фарисеями-книжниками ждали, чаяли Миссию, Спасителя, Царя Израилева, но сделали роковую ошибку: они ожидали, что Он воцарится силою меча, мечом будет покорять врагов и даст славу земную, изобилие земное народу Своему, Израилю. А пришел Господь, явился Господь на землю, «зрак раба прием, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея (крестныя)»*, и поэтому весь путь Его служения, весь Его облик был совершенно непонятен и неприемлем для них. Но видите, даже самые близкие, любимые и любящие ученики, которые три года были с Господом, слышали Его, тоже пока не могли усвоить это новое мудрование, то есть образ мышления и повеления, которые нам открыты во Христе. Господь открывает нам, что Слава Его не от мира сего; когда Пилат спросил: «Царь еси Ты?», Он ответил: «Царство Мое не от мира сего; аще бо царство Мое было от мира сего, слуги мои подвизалися быша, да не предан бых; ныне же царство Мое несть отсюду» (Ср.Ин.18,36). Царство Христово — это Царство Крестное Смиренной и Жертвенной Любви, это царство святых, которые сами прошли вслед за Господом путь унижения, страдания, умирания до конца и тем вошли в славу вечную.
* Тайная молитва Евхаристического канона в литургии свт. Василия Великого.
Велик соблазн хотеть славы без унижения, то есть без смирения, хотеть покоя без борьбы, без войны, хотеть радости без печали, но воистину только во Христе и через Христа открыта сия тайна путей во спасение вечное, Он дал нам ведение и благословение знать путь крестный, путь жизни, путь радости непреложной и вечной. В других религиях тоже ищут путь к жизни, однако везде пытаются найти его помимо креста, через знание (гнозис). Это было искушением даже для Адама в Раю, там было древо ведения добра и зла, и от этого древа было заповедано Господом не вкушать до времени, потому что Адам был еще младенцем, он должен был еще развиваться, расти, окрепнуть для того, чтобы вместить знание, ведение крестное. Но он искусился горделивым помыслом, он захотел получить власть, стать богом, получить моментально полноту ведения, то есть тайн бытия, вместо того чтобы пройти долгий процесс развития. Мы знаем, что произошло: он все потерял и погрузился в страшную тьму, непроглядную тьму неведения; в этой тьме мы все его потомки до сих пор находимся, блуждаем туда-сюда, не зная, куда идти и что нам делать.
Поэтому пришел Христос, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истиннаго. Мы молимся: «Христе, свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир (светом крестного ведения)». И мы как христиане и тем более как монахи призваны отставить плотское мудрование, то есть тот образ мыслей, действий, поступков, который принят в миру, мы должны усвоить подвигом крестным, несением креста новый образ мышления и новое поведение. Христос Своим пришествием в нищете, смирении, кротости, в полном нестяжании, будучи Царем Небесным, «на земли явися и с человеки поживе»*, опрокинул пирамиду иерархии мира сего. Обычно цари одеты в горностаевые мантии, они восседают на высоком славном престоле и с этой высоты смотрят на мир, на нищету своих подданных, на страдания их, а Господь показал нам и всем обратный образ — образ благородства и величия смиреной любви. Он говорит: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою. Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом, ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать Душу Свою для искупления многих» (См.Мф.20,26-28). Собою и Своим личным примером, Своим подвигом Господь открыл нам новый закон, новый порядок бытия: кто хочет быть большим, да будет всем слугою, кто хочет быть первым, да будет всем рабом; иными словами, кто больше любит, тот больше смиряется. Смирение Христово — это совсем не слабость, как неверующие люди думают, это абсолютная сила. Князья, цари и тираны мира сего господствуют над людьми через насилие, и эти правители обречены на крах, как показывает и показывала история множество раз. А образ воцарения и возношения, который нам показал Христос через Смирение, через Жертвенное и Крестное Служение — эта слава, это величие пребывает вечно. Как нам трудно усвоить этот урок! Если бы президенты и все люди усвоили этот урок, то всем было бы хорошо жить на земле, везде были бы мир и радость, был бы рай на земле. А из-за того, что мир не хочет жить по этому закону, отвергает его и продолжает жить по законам гордости и насилия, земля наша уже превратилась в ад преисподнейший, где нет мира, нет света и нет выхода. Единственный выход — это последняя катастрофа, то есть уничтожение мира, когда земля и небо сгорят для того, чтобы пришли, настали новое небо и новая земля, где будут царствовать кроткие.
* Слова из догматика 8-ого гласа.
Ладно еще в миру, в обществе, где люди не просвещены разумом Христовым — это можно понять, но печально, что даже в Церкви и в тех местах, где люди посвятили себя страждущему Христу, страждущему брату, то есть в монастырях, в монашеских общинах, мы видим, что очень много того духа, изобилуют почти те же ценности, что и в миру: карьера, желание первенства во всех своих проявлениях, нежелание смиряться, нежелание жертвовать собой, нежелание служить, желание получить почетное место. И поэтому вся наша жизнь очень мало отличается от жизни неверующих людей, поэтому и нас не перестают терзать неверность, смущение, зависть, ревность. Если бы мы действительно поняли, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы служить и отдать Душу Свою для искуплении многих! Если бы мы захотели уподобиться Ему и ничего своего не желать и не искать, но всего себя отдать на служение Богу и ближнему, на жертвенное служение, то есть даже до смерти! Было сказано: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам; не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин.15,13-15). Господь нам раскрыл все тайны небесные, все законы Нового Завета, нового бытия, чтобы мы стали в Нем и через Него новыми людьми, новой тварью. Но мы не хотим этого обновления, мы не хотим пить Его чашу и не хотим креститься Его огненным и крестным крещением. Конечно, без благодати Святаго Духа кому хочется страдать, скорбеть, болеть, тосковать Гефсиманской тоскою, кому хочется переносить унижения, оскорбления, гонения, утеснения, ущемления? Никому. Если бы каждый из нас носил в сердце эти слова: «Я пришел в монастырь не для того, чтобы мне служили, то есть не для того, чтобы мне давали покой, радость, любовь, но для того, чтобы служить всем, чтобы для всех быть слугою и рабом, для того, чтобы отдать свою душу, отдать свою жизнь в жертвенном служении ради Христа, ради брата», тогда вся наша жизнь преобразилась бы моментально. Конечно, всем хочется любви, всем хочется покоя, всем хочется радости, но Господь нам открыл другое измерение: я не должен искать, чтобы меня любили, у меня есть заповедь любить, любить до конца. Господь, Царь Небесный, Творец неба и земли, для Себя ничего не искал, у Него даже не было Своего дома, Он жил, говоря нашим современным языком, как последний бомж, и поэтому к Нему было такое отношение со стороны почетных, маститых старцев израильских.
В конце концов, можно сказать, все упирается в любовь. Вот видите, апостолы, — они в тот момент не были еще просвещены Духом Святым и поэтому продолжали мыслить по-старому, но они действительно любили Господа; Иаков и Иоанн на вопрос Господа, готовы ли они разделить чашу Его страданий, немедленно отвечают: да (См.Мф.20,22). И на Тайной Вечери, когда Господь говорит, что все Его оставят, Петр по горячности своей любви и преданности отвечает: «Даже если все Тебя оставят, я не оставлю Тебя» (См.Мф.26,30-33). Но он рассчитывал на свои человеческие силы, он еще не был укреплен Духом Святым, и для того, чтобы он понял всю свою немощь, для того, чтобы и мы получили через него хороший урок никогда не надеяться на себя, на свои силы, произошло его троекратное отречение. Только один Иоанн Богослов, самый молодой, сохранил верность любви до конца, и он стал, он назван возлюбленным учеником, потому что он больше всех любил Господа, больше всех вмещал Любовь Божию в своем сердце. Вот я и говорю, что все упирается в любовь; любовь, огонь Любви Божьей дает нам желание и силу страдать за Христа. Когда наше сердце горит любовью, то не будем бояться никаких страданий, и слово крестное не будет пугать нас, наоборот, оно будет нас вдохновлять, и с великой готовностью мы потечем за Господом, пойдем за Господом, куда бы Он ни пошел.
Нам, дорогие мои, предстоит уже восхождение не только в земной Иерусалим, но и в небесный, то есть нам предстоит с Господом небесное восхождение. Через неделю будем праздновать торжественное небесное воцарение Господа в Иерусалиме. Начнется Страстная седмица, и мы будем молитвенно и бытийно сопереживать со Христом весь Его Крестный путь. Мы уже прошли поприще Великого поста, усиленно готовя себя воздержанием и богомыслием к крестному подвигу, но и сейчас надо особенно и усиленно себя настраивать и просить прежде всего, чтобы Сам Господь Духом Святым открыл нам тайну крестной и жертвенной Любви Своей, чтобы Он вложил в сердца наши огнь Своей Божественной Любви, чтобы мы возгорелись мученическим вдохновением. Помните, когда старец Силуан сподобился увидеть Живого Христа, и, по его словам, через это лицезрение Господа он весь исполнился благодатью, благодать была в душе, в сердце, в уме и в теле, то он «жаждал страдания за Христа». Значит, так действует благодать Божья, и кто имеет в себе хоть немного благодати Святаго Духа, тот с радостью, с готовностью несет, терпит скорби, болезни и даже больше — он жаждет страдать за Христа. Отцы наши показывали таким путем свою верность, преданность Богу, все святые, и мученики, и преподобные, и другие, вошли во славу свою через страдания за Христа, все святые шли этим путем, потому что у всех святых были те же мысли и те же чувства, что во Христе Иисусе.
Такова наша задача, дорогие мои братья, — чтобы в нас жили те же чувства, те же мысли, что во Христе, то есть те мысли и чувства, что в сегодняшнем Евангелии изрядно открылись нам как путь ко спасению, как путь к славе, как путь к жизни и вечной радости. Если бы мы действительно чуть-чуть понуждали себя в этом духе, то вся наша жизнь была бы другой. Мы все страдаем и жалуемся, что у нас нет мира ни в себе, ни между нами, что нет радости, нет той жизни в избытке, которую обещал нам Господь. Почему так? А просто мы имеем уши и не слышим, имеем очи и не видим. Столько лет уже мы слышим Евангельские слова, но, к сожалению, они еще в наше сердце, в наше бытие не вошли. А если бы они были, как добрые семена в земле нашего сердца, то, орошаемые благодатью, росою Святаго Духа, они бы приносили дивные плоды мира, любви, кротости, милосердия, долготерпения. И все эти плоды — любовь, кротость, милосердие, — это плоды древа крестного. Поэтому если мы будем нести свой крест, свое жертвенное, крестное служение со всяким разумом, со всякой готовностью положить душу свою за братию, как Христос положил свою Пречистую Душу за нас, то в нас будут процветать эти дивные райские цветы. Так что запомним: Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы служить Жертвенным Крестным Служением Любви и отдать Душу Свою для искупления многих; а в библейском языке это «для искупления многих», как и «сие есть Кровь Моя, за многие изливаемая», — это значит «для всех». Это тоже важный момент: пришел Господь отдать Свою Душу для искупления всех людей без всякого различения. Так и наша любовь крестная и жертвенная, наше служение должно простираться на всех одинаково, на любящих, ненавидящих, принимающих и отвергающих нас, то есть на друзей и на врагов, и тогда мы будем действительно сынови Отца Небесного.
Да, вот так будем настраиваться уже ко сретению Господа грядущего.

Валаамский монастырь
22.04.2013
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: