rus | eng
RSSВеб-камера

Интервью Владимира Миллера

Публикации
Интервью Владимира Миллера - Владимир Робертович, когда вы впервые побывали на Валааме?

- Впервые, я побывал на Валааме около 20 лет назад, когда на острове только начала возрождаться монашеская жизнь, когда всё было разрушено. Впечатления тогда были, конечно, совершенно противоречивые: с одной стороны великолепная природа, с другой, повсюду царила, как говорил Святейший Патриарх Алексей, “мерзость запустения”; была полная разруха. Смотреть на всё это было жалко и больно. С трудом верилось, что когда-то это всё можно будет восстановить. Помню, заходил тогда в Спасо-Преображенский собор, фрески были в катастрофическом состоянии, лохмотьями свисали со стен. Разрушалось на глазах, то, чтобы было деревянное, сожжено или разломано. Такой Валаам я видел в начале, и, конечно, то, что произошло за эти 20 лет здесь – дело удивительнейшее, - за столь короткий срок провести такую реставрацию. Хотелось бы отметить, что причина такого быстрого восстановления заключается не только в том, что власть поддерживала и в том, что за этим пристально наблюдал глава церкви, но и миллионы приезжих, которые за эти годы приезжали на Валаам и своими скромными пожертвованиями оказывали посильную помощь.    

- С чем был связан ваш приезд 20 лет назад?

- С открытием Валаамского подворья в Санкт-Петербурге: меня пригласили петь в создаваемый тогда хор. Первый состав был сформирован под руководством Игоря Ушакова, с которым мы в своё время учились в консерватории. И вскоре, после того, как мы выработали цикл песнопений на подворье, состоялась первая поездка на Валаам.

- Расскажите о специфики валаамских распевов…

- Сразу же, когда был собран наш хор, было принято решение петь не многоголосием, а начали восстанавливать древнюю традицию. Для этого был использован «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря», изданный в 1902 г., где были зафиксированы все эти древние распевы. В этом заключается главное отличие – на Валааме никогда не поются яркие авторские произведения известных композиторов, которые можно слышать практически в любом храме, куда ни зайдёшь. Как правило, можно услышать красивые произведения Рахманинова, Чайковского и мн. др., не таких значительных. Древние одноголосные распевы можно сравнить с древними иконами, которые не подписывались автором, это было не принято. Часто авторство древних напевов не только неизвестно, но его, может быть, и невозможно определить, поскольку в течение долгого времени изначальные распевы оттачивались, шлифовались, вносились какие-то маленькие изменения до тех пор пока совершенный и окончательный вариант не устанавливался. Важный момент, который всегда отмечают, что эти древние одноголосые распевы лучше сообщают человеку молитвенный дух, который соединяет его с Господом. Человек не отвлекается на красоты сугубо музыкальные, как это обычно имеет место с многоголосными авторскими композициями. В валаамских же напевах всё очень строго, сурово, величественно, молитвенно, для чего, собственно они и писались.    

- Возвращаются ли к древним распевам в других российских монастырях?

Да, это возвращение постепенно совершается в наши дни. Но 20 лет назад, насколько мне известно, Валаамский монастырь был, если не первым, то одним из первых российских монастырей, который обратился к древней певческой традиции. Другой интересный факт ещё заключается в том, что в последние годы некоторые особенности греческого пения просочились в валаамские распевы. Это проистекает из того, что Валаамский монастырь имеет особую, тесную связь с греческими монастырями, в частности, афонскими. Получается очень интересно и необычно, когда русские песнопения поются в греческом стиле.  

- Таким образом, через древние распевы валаамские службы обретает ещё большую духоносноть?

- Совершенно верно. Они составляют одно целое с текстом молитвы: то есть, здесь нет какого-то украшения молитвы, а именно выражение молитвы… И видно, конечно, какое впечатление это производит на людей, как впитывают каждое песнопение, которые в других местах обычно не услышать. Поэтому многие стараются посещать Валаам из года в год, чтобы иметь возможность услышать этот хор, после чего оставляют какие-то пожертвование, идущие на восстановление монастыря, что, конечно, очень приятно. 

23.07.2012 г.

Валаамский монастырь
20.12.2012
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: