rus | eng
RSSВеб-камера

Монастыри приоткрывают свои тайны

Публикации
В советские времена жизнь церкви, а тем более монастырей была для большинства наших соотечественников тайной за семью печатями. И вот эта таинственная завеса упала. В монастырь теперь может приехать любой желающий и не только совершить по нему экскурсию, но даже пожить несколько дней в его стенах. Кто-то делает это из любопытства, кто-то хочет в тиши и уединении приблизиться к Богу, разобраться в себе и очистить душу. Паломничество и религиозный туризм стали в последние годы почти массовыми. И, что интересно, монахи и монахини этому не препятствуют. Более того: при монастырях создаются паломнические службы, которые по сути выполняют функции туристических агентств. Однако это вовсе не значит, что при посещении гостей внутренний уклад святой обители претерпевает изменения. Монашеское гостеприимство особенное: здесь не выполняют прихоти туристов, а дают им возможность приобщиться к тихой, созерцательной иноческой жизни.

- За последние годы у всех категорий населения наблюдается устойчивый рост интереса к посещению монастырей, - говорит Игорь Степанов, руководитель паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского мужского ставропигиального монастыря. - Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса - не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители. Это попытка понять, что собой представляет русский православный монастырь, разобраться, что есть монашеская жизнь и почему такой элемент бытия, как монашество, настолько устойчив в нашем государстве. Именно поэтому поездки по монастырям становятся все более продолжительными, людям не хватает двухчасовой экскурсии, они хотят остаться в святой обители на два-три дня. А для тех, кто приехал с целями духовными, пребывание в монастыре должно занимать не менее недели. Учитывая эти пожелания людей, которые едут участвовать в жизни обители, преображать самих себя, мы и ориентируем работу паломнической службы. Мы не делим гостей жестко на две категории - туристов и паломников. Для нас одинаково желанны как люди воцерковленные, посещающие богослужения, так и те, кто интересуется духовными аспектами жизни православной церкви. И требуется очень высокая степень подготовленности экскурсоводов, чтобы работать с разными категориями людей.

- В этом году Валаам посетило около 60 тысяч туристов и паломников, - продолжает Игорь Степанов. - Мы столкнулись с проблемой нагрузки на экологические ресурсы. Дабы остров не потерял своей самобытности и присущей монастырю изолированности мы решили в будущем более тщательно планировать экскурсионные маршруты и рассредоточивать туристские группы. Теперь, чтобы посмотреть весь остров, нужно будет приехать туда не единожды. Второй вариант ограничения нагрузки на экологию - это квотирование туристской деятельности. Но по такому пути мы бы идти не хотели.

Эти слова как нельзя более красноречиво говорят о растущей популярности религиозного туризма, который уже столкнулся с теми же проблемами, что и мировой туризм в целом. Однако если в мире уже и существует практика полного закрытия некоторых туристских объектов для посещения, то православных монастырей это никогда не коснется. Ведь любовь к ближнему, помощь ему, сердечность, открытость лежат в самой основе христианской веры...

Ольга Лоскутова Ж-л "ГОСТЕПРИИМСТВО" Сентябрь-Октябрь 2002 г
10.10.2002
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: