rus | eng
RSSВеб-камера

От первого лица

Публикации
В начале февраля состоялось заседание правительства республики, на котором принята концепция генерального плана развития Валаамского архипелага. Необходимость создания документа, четко определяющего будущее Валаама, назрела уже давно. Однако выработать такую концепцию, которая отражала бы интересы всех заинтересованных сторон - Валаамского монастыря, сортавальской администрации, республиканских и федеральных властей, - было довольно трудно. Если на федеральном и республиканском уровне с пониманием относятся к идее возрождения Валаама прежде всего как одного из крупнейших духовных центров России, то некоторые видят в нем только "раскрученное" место для развития туристического бизнеса, весьма далекого и от паломнических целей, и от уважения к исторической значимости и природной уникальности архипелага.

Прокомментировать концепцию генерального плана развития Валаама корреспондент "Курьера" попросил игумена Спасо-Преображенского монастыря архимандрита ПАНКРАТИЯ.

- Отец Панкратий, как вы оцениваете нынешний вариант концепции?

- Положительно. Я рад, что удалось создать документ, который удовлетворяет не только интересы республиканских и местных властей, но и учитывает мнение монастыря, а вместе с ним - всех православных россиян, которым небезразлична судьба Валаама. Прежние варианты концепции были во многом ориентированы на развитие светского туризма, главная цель которого - предоставить людям возможность отдохнуть и развлечься. Такие идеи противоречат исторической роли и призванию Валаама. Мы благодарны всем, кто выступил в защиту древних валаамских святынь и прежде всего председателю правительства республики Сергею Катанандову.

Основные положения концепции согласованы и приняты всеми сторонами. Сейчас в текст вносятся необходимые технические коррективы, и через месяц он будет утвержден постановлением правительства Карелии.

- Принятый документ предусматривает создание благоприятных условий для проживания на острове светского населения - коренных валаамцев. Как это согласуется с практикой переселения местных жителей в Сортавалу, где для них был недавно специально построен дом?

- Это, пожалуй, самая сложная проблема острова. Безусловно, необходимо создать нормальные жилищные условия для всех жителей Валаама, монахов и мирян, тем более что и сейчас, и в ближайшей перспективе на острове нужны квалифицированные специалисты-миряне. Но мы не считаем сложившуюся сейчас ситуацию нормальной. Дело в том, что все здания на Валааме строились с учетом монастырских нужд и монашеского уклада жизни. Жилые помещения - в том числе. Представьте себе длинный коридор, по обе стороны которого много однокомнатных келий для братии и где-то в конце - примитивные удобства. Такая историческая планировка помещений характерна для монашеского общежития XVIII-XIX веков, но она далека от элементарных норм проживания светских людей, тем более семейных. Улучшить их жилищные условия можно, но для этого необходимо либо разрушить историческую планировку зданий, являющихся памятниками культуры, либо возвести на острове современные строения, отвечающие всем необходимым требованиям. И то и другое невозможно.

Кроме того, на Валааме немало молодых семей, а это значит, что население острова будет увеличиваться. Но число постоянных рабочих мест при этом весьма ограничено, создание новых производств исключено. Это неизбежно приведет к росту безработицы, преступности, алкоголизма, обнищанию населения. Подобные явления отрицательно влияют на привлекательность Валаама для посетителей. Следовательно, необходимы разумные и корректные в правовом отношении меры по регулированию и поддержанию необходимой численности населения Валаама, в том числе и помощь в переселении на материк желающим получить там благоустроенное жилье .Поэтому мы стремимся к постепенному возвращению традиционной, исторической схемы устройства хозяйственной жизни Валаама, которая существовала здесь на протяжении веков, - сезонной занятости мирского населения. Рабочие будут приезжать с материка на время трудовой вахты, жить в общежитии, трудиться и в конце сезона или "вахты" возвращаться домой. В определенной степени это происходит уже сейчас. Принятая концепция предусматривает постепенное возрастание числа сезонных работников и уменьшение постоянно проживающих жителей. Но я хочу подчеркнуть: концепция рассчитана на 25 лет, этот процесс займет годы и будет происходить весьма неспешно, тем более что на него влияют многие факторы.

- И все же в некоторых средствах массовой информации нередко звучат обвинения в адрес монастыря о якобы насильственном переселении местных жителей-мирян с острова.

- К сожалению, у монастыря есть недоброжелатели, которые стараются сделать все, чтобы извлечь из любви россиян к Валааму некую выгоду для себя. В том числе и коммерческую. И проблемы простых жителей острова нередко становятся разменной картой в руках тех, кто выступает за коммерциализацию Валамма, за доступ к потоку людей, посещающих святыню.

В свое время на острове работала специальная комиссия правительства республики, которая изучала ситуацию в связи с обвинениями в "насильственном переселении" местного населения. Она не смогла найти ни одного валаамского жителя, который подвергался бы давлению при обсуждении вопроса о переезде на материк.

- Какие положения, представленные в предыдущем проекте концепции, вызвали у вас особое неприятие?

- Во-первых, строительство туристического комплекса на месте развалин бывшего финского военного городка. Во-вторых, создание плавучей гостиницы в Большой Никоновской бухте. Негативное влияние подобных проектов, если бы они стали реальностью, неоспоримо. Это - реальная угроза и уникальной природе Валаама, его экологии, и не менее уникальной духовно-нравственной атмосфере, существующей здесь на протяжении столетий. Хорошо известно, что любая гостиница тут же обрастает барами, дискотеками, казино и другим увеселительным сервисом сомнительной нравственности. Поскольку предполагалось участие в этих проектах частных инвесторов, то возникал вопрос о собственности на вновь сооруженные строения. Естественно, частный капитал в первую очередь заинтересован в извлечении прибыли, в возвращении вложенных денег пусть даже и недопустимыми на Валааме средствами. Однако туристический аттракцион на фоне древних монастырских святынь недопустим. Позволю себе напомнить, что 70 процентов россиян - православные и им небезразлична судьба Валаама. Внимательно следит за ситуацией Святейший Патриарх Алексий II, под непосредственным ведением которого находится Валаамский монастырь.

В связи с этим, благодаря поддержке общественности, видных деятелей культуры и республиканских властей, опасные положения были исключены из документа.

- Как вы думаете, в связи с принятием концепции будет ли скорректирована сортавальская программа освоения и развития острова?

- Я надеюсь. Потому что пока сортавальская программа в части, касающейся Валаама, в отличие от концепции, не только не учитывает интересы монастыря и паломников, но и откровенно обращена против них. Например, там есть весьма странное упоминание о необходимости какой-то "легализации" финансовых потоков, которыми якобы распоряжается монастырь. Видимо, имеется в виду деятельность монастырской Паломнической службы. Однако ее деятельность неоднократно проходила проверку налоговыми органами и признана абсолютно законной. В связи с этим обвинения в нелегальности в официальном документе выглядят по крайней мере неуместными. Меры по развитию туризма на Валааме весьма примитивны, так как сводятся главным образом к оборудованию так называемых "входных зон", которые якобы позволят снимать плату за вход с многочисленных паломников, не утруждая себя реальной заботой о них. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что сортавальская программа, в той ее части, которая касается Валаама, будет приведена в соответствие с концепицей и действующим законодательством.

Хочу подчеркнуть особо: мы, насельники монастыря, такие же сортавальцы, как и жители материковой части города. В будущем году исполнится 10 лет моего служения на Валааме и, соответственно, регистрации в качестве постоянного жителя города. Я даже был депутатом городского Совета. И монастырь заинтересован в тесном сотрудничестве с сортавальской администрацией. Но это сотрудничество должно быть построено на взаимном уважении. Увы, пока городская администрация относится к монастырю как к конкурирующей "фирме, занимающейся предпринимательской деятельностью" и никого, кроме "своих", на остров не пропускающей. Да, мы против блудниц, торговцев спиртными напитками и наркотиками, сутенеров, которым не место в святыне земли русской. И паломнической службе монастыря нелегко приходится, ведь она не может влиять на отбор людей в те группы, которые формируются в Москве, Петербурге, других городах туроператорами. И нередко выгружают на остров неподготовленных людей, которым надо объяснить, что они приплыли не на курорт, а в святое место. Этих людей надо образумить, открыть им глаза на подлинную, духовную красоту Валаама, раскрыть перед ними мир православной культуры. Эту задачу берут на себя специально подготовленные экскурсоводы Паломнической службы, и никакая светская турфирма с такой задачей не справится. И было бы очень разумно не возмущаться подобными действиями монастыря, а помогать ему в этом.

Или другой пример. Обитель уже в течение многих лет берет на себя заботы по обеспечению грузоперевозок между островом и Сортавалой. Но все наши просьбы к администрации о том, чтобы монастырю выделили или сдали в аренду небольшую часть сортавальского причала, остаются без внимания.

Все знают, что качество телефонной связи - одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются жители островной и материковой частей Сортавалы. Поэтому, когда наши благотворители предложили безвозмездно установить в Сортавале современный цифровой транзитный узел связи стоимостью в 2 млн. рублей, мы с радостью согласились. И подключены к этому узлу будут все сортавальские жители - православные и неправославные - весь город.

У монастыря есть возможности и готовность помогать городу. Мы надеемся на расширение сотрудничества. Нам небезразличны проблемы его жителей, потому что, еще раз повторяю, мы сами - сортавальцы.

Газета "Северный Курьер" №38 (168) от 27 февраля 2002 г. Сергей МЕДВЕДЕВ
27.02.2002
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: