rus | eng
RSSВеб-камера

У церкви и бизнеса разные виды на Валаам

Публикации
Власти райцентра Сортавала, к которому "приписана" святыня мирового масштаба - остров Валаам, продвигают свою концепцию развития туризма на территории Валаамского архипелага. Если она воплотится, заявляют оппоненты, тысячи российских и зарубежных "паломников" будут приезжать на Валаам, чтобы пить водку, танцевать на дискотеках, кататься на водных мотоциклах по Святому озеру и жарить шашлыки на том месте, где когда-то находилась хижина отшельника.

Проект договора с некоей лондонской фирмой BMB-SD Trading Corporation предполагает, в частности, строительство VIP-сауны площадью 50 кв. метров, приобретение скоростных катеров и прогулочных яхт, оборудование у причалов острова "входных торговых зон повышенной доходности" и финансирование евроремонта в зданиях, представляющих собой памятники архитектуры федерального значения. Планируется также подогнать к святому острову плавучую гостиницу с барами, бильярдом и дансингом.

Как известно, Президент России Владимир Путин, в августе прошлого года посетивший Валаам, обсуждал проблемы его возрождения с главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. При этом акценты делались не на светский туризм, а на паломничество верующих в эти святые для православных места. Однако для властей Сортавалы, до сих пор административно опекающих святой остров, гораздо привычнее (и прибыльнее) уже освоенный на берегу вариант светского "водка-туризма", подразумевающий ставку на праздно развлекающихся приезжих, включая соседей-иностранцев. Оно и понятно: прибывающие на Валаам паломники, покупая свечи и заказывая требы, будут финансово поддерживать Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. А "водка-туристы" в первую очередь кормят тех, кто предоставляет им услуги отнюдь не духовного плана, то есть местных, сортавальских предпринимателей.

Схема "грязного туризма" уже не первый год с размахом работает в самой Сортавале. Этот райцентр с 20 тысячами жителей давно обогнал Петрозаводск по числу баров и ресторанов на душу населения, а также по количеству местных жительниц, подрабатывающих проституцией. Не случайно Сортавалу в последнее время все чаще называют "карельским Таиландом".

Острое желание районных чиновников собственными силами "освоить" колоссальный туристический потенциал Валаама обусловлено еще и тем, что в самой Сортавале после двенадцати лет бессменной власти мэра В. Варья осваивать уже практически нечего.

В письме уже упоминавшейся лондонской компании BMB-SD Trading Corporation президенту Катанандову содержатся ссылки на "достигнутые ранее договоренности" с властями Сортавалы о предоставлении "в аренду на длительный срок старого причала в Большой Никоновской бухте. В качестве арендатора призвано выступить ООО "Туристический центр "Валаам", специально созданное в г.Сортавала для осуществления работ на территории Валаамского архипелага.

Как следует из протокола заседания у министра госсобственности Республики Карелия от 6 сентября 2001 года, представители сортавальской администрации уже дали "положительную оценку данного инвестиционного проекта". Под "работами на территории архипелага" помимо прочего понимается проведение евроремонта в так называемой "Зимней гостинице" - несмотря на то, что в этом памятнике архитектуры федерального значения по закону разрешено лишь проведение восстановительных работ. По мысли авторов проекта, превращение памятника архитектуры в отель с номерами для "водка-туристов" станет первым стратегическим прорывом частного бизнеса на остров.

Что касается святости, о которой так уважительно говорили в августе 2001 года Владимир Путин и Сергей Катанандов, то в понимании сортавальских властей она, видимо, должна обеспечивать особый колорит грандиозному парку развлечений и станет верной приманкой для туристов. А монахи, если следовать той же логике, призваны сыграть роль ряженых в валаамском "диснейленде", где молитва будет соседствовать с пьяным пением под гитару, колокола - с дискотекой, иконы - с игровыми автоматами.

- Не надо забывать, что валаамская земля в течение столетий привозилась монахами в мешочках с материка, поливалась потом сотен трудников, приезжавших сюда поработать во славу Божью со всей России и из многих других стран, - говорит насельник монастыря брат Михаил. - Знаменитая Валаамская благодать, на которую, как на удочку, хотят поймать туристов, буквально вымолена у Бога здешними святыми... Надо одуматься - нельзя смешивать паломничество и блуд, святыню и аттракционы.

Показательно, что и среди сортавальских бизнесменов есть такие, кто не приемлет идей вульгарно понятого "освоения" Валаамского архипелага. Если же местная власть будет упорствовать и пытаться все взять под свой контроль, она просто зарежет курицу, несущую золотые яйца.

- Туризм развивать необходимо, - убежден депутат Сортавальского городского собрания С. Рыжков. - Но не ценой распродажи валаамских святынь, а наоборот - всемерно сохраняя их, работая в тесном взаимодействии с монастырем. Если люди приходят в лес за грибами, не надо асфальтировать для этого тропинки, разбивать повсюду шашлычные и рюмочные - не станет ни грибов, ни грибников...

Судьба Валаама решается буквально в эти дни - на 25 января в Петрозаводске намечено обсуждение новой концепции освоения архипелага. Хочется верить, что разработчики этого документа учтут пожелание российского Президента и тысяч других сограждан сохранить Валаам как место паломничества верующих - в противоположность Кижам, которые Карелия может развивать как центр международного светского туризма.

Если этого не произойдет, мы станем свидетелями пирровой победы тех, кто желал бы превратить святой остров в подобие "северного Бангкока".

Николай Митрохин "Российская Газета" от 16 января 2002 года.
16.01.2002
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: