rus | eng
RSSВеб-камера

Валаам - источник русской духовности

Публикации
Изучая язык, мы, прежде всего, изучаем историю, культуру, традиции и обычаи народа, который на нем говорит. "Язык" и "нация" - слова-синонимы, так считал Ф.М.Достоевский. Ему, гениальному философу, принадлежит мысль, что православие и есть "наш русский социализм", а русский человек - "значит, православный". Таким образом, изучая русский язык, нельзя обойти стороной духовный мир русского народа, православную мораль, православные святыни, историю славянских народов.

В языке содержится культурная, историческая информация о народе, его нравах, обычаях, традициях, психологии. Язык отражает внутренний мир человека и даже целой нации. Язык - это и есть народ. Уже Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э.), греческий философ, полагал, что язык, в частности слово, является вместилищем знания. Позже эту идею развивали Платон и Аристотель. Дискуссия о социальности языка, взаимодействии языка и действительности продолжается вплоть до нашего времени.

Передовые отечественные лингвисты исходили и исходят из принципа неразрывной связи изучаемого языка с соответствующей национальной культурой. Так, К.Д.Ушинский писал: "В языке одухотворяется весь народ и вся родина, в нем претворяются творческой силой природного духа в мысль и звук небо отчизны, ее воздух... ее леса и реки... в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной отчизны, но и вся история духовной жизни народа".

Любопытно, что самый первый учебник русского языка для иностранцев - "Русская грамматика" Г.В.Лудольфа (1696) - уже предвосхищает ряд методических приемов, ценных в лингвострановедческом отношении. Изучая русский язык по этому пособию, иностранец мог познакомиться не только с русским языком, но и с действительностью Руси XVII века.

В последнее время получили распространение различные концепции в обучении иностранным языкам, которые, по сути, обозначают одно и то же: ознакомление изучающих язык с новой для них культурой. Лингвострановедение, культурология, Cross-Cultural Awareness, Realienkunde, Landeskunde, Methode Orange - все эти направления в методике преподавания иностранных языков нацелены на повышение эффективности обучения иностранным языкам путем формирования страноведческой или культурологической компетенции.

Существует такой термин как "реалия". Под реалией обычно понимают явление национальной культуры, не имеющее соответствия в национальной культуре изучающего язык. Слово или словосочетание, отражающее реалию, не переводится на родной язык устойчивым эквивалентом, поэтому оно и называется безэквивалентным. Примеров безэквивалентной лексики можно найти множество, начиная от лаптей, матрешки, щей, пельменей и кончая такими тонкими и высокими понятиями, которым сложно дать лаконичное толкование. Порой это вызывает немалые затруднения. Как объяснить, кто такой старец, старица? В чем разница между духовным отцом и исповедником, что на английском языке звучит одинаково - confessor? Как растолковать иностранцам, в чем смысл подвига юродства, когда юродивый, блаженный, благословенный и святой - sainted?

Возникают новые вопросы. Почему западное христианство огнем и мечом насаждало свою веру на планете? Почему именно западное христианство готово было идти в крестовые походы, на что и получало благословение папы? Почему именно православие призывает к смирению, послушанию, покорности? Все это привело к возникновению двух христианских культур: западной и восточной. Мы воспитаны на умении любить, прощать, быть терпимыми. Семьдесят лет богоборческой власти это не перечеркнули Связь между поколениями остается: передается от дедушек и бабушек внукам и правнукам. Так формируется национальный характер.

Русский язык по праву является одним из богатейших языков мира. Словарь В.И.Даля охватывает свыше 220 тысяч слов. Однако неслучайно родственными являются такие слова, как душа, духовность, духоносный, духовник, духовенство, Дух Святой. В них присутствует один и тот же корень Мы говорим духовное родство, духовное очищение, духовное звание, духовная нищета, духовная пища, духовная сила и сила духа, духовные качества, душеспасительный. Где, в каком еще другом языке, такое богатство и разнообразие "духовных" и "душевных" терминов? При поиске эквивалентов теряется глубина этих понятий. Поэтому путь один - познакомить изучающих русский язык с источниками русской духовности, истинными столпами православия.

Один из таких источников находится не так уж далеко от Санкт-Петербурга, в 220 километрах, и имя ему - Валаам. Какие ассоциации возникают у русского человека, когда он слышит это слово? В первую очередь Валаам соотносится с названием православного монастыря, история которого тесно переплелась с историей государства Российского.

Так сложилось, что русский человек особенно любит монастыри и святые места. Именно эта любовь вызвала на Руси обычай странничества, или паломничества. Многие русские люди, мужчины и женщины, старые и молодые, с котомкою за плечами, с посохом в руке и с молитвою на устах, терпеливо во всякое время года шли из одного монастыря в другой. Они часто несли туда свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду и утешение. Для некоторых из них это было началом иноческого пути. Наши предки считали, что монастыри являются рассадниками веры и духовного просвещения, что они являются оплотом Православия, без которого не могло бы быть и самой Руси.

Православие, в лице церкви, создало русское единство, явившееся как следствие религиозного единства. Создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственный закон. Без монастырей не было бы и Руси. В вере наша сила. Могущество и слава начали возвращаться к нашей стране. Возрождаются храмы и монастырские обители, строятся новые. В этом есть своя закономерность.

Как и Россия, Валаамский монастырь не раз восставал из пепла и руин, возвращался к нормальной жизни. Двенадцать лет назад после долгого времени иноки прибывают на остров, возобновляются службы, ведутся строительные и реставрационные работы. Вновь, как и прежде, Валаамский монастырь восстанавливает свою былую славу Северного Афона

История Валаама - древняя. Этот остров, самый большой из всех островов Валаамского архипелага, затерянного в северо-западной части безбрежного озера-моря Нево (ныне Ладога), был гигантским языческим жертвенником. По преданию, первый из учеников Христовых, святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест, так же как и на горах Киева. Он предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Традиции монашества Египта и Византии были восприняты на Руси вместе с крещением в X веке. Согласно монастырскому преданию, к этому времени относится и житие Преподобных (то есть достигших христианского совершенства в иночестве) Сергия и Германа - основателей Валаамского монастыря. Они пришли на дикий скалистый остров "от восточных стран" (возможно из Греции), пребывая вначале в Киеве, откуда удалились, спасаясь от гонения на христианскую общину.

Расположенный на границе владений Новгорода Великого со Швецией монастырь неоднократно разорялся шведами. Шведы без жалости убивали валаамских насельников. Монахи, следуя заповеди "не убий", ни разу не взялись за оружие. Заботами царей Федора Иоановича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В начале XII столетия вместе с иными землями остров отошел к Швеции.

Век XVIII начинается с Северной войны. До подписания Ништадтского мирного договора было еще долгих шесть лет, когда Петр I приказал восстановить Валаамский монастырь. Далее следуют реформы великого императора, позднее реформы Екатерины II. Вместе с другими обителями претерпевает упадок духовной жизни и Валаамский монастырь. В конце XVIII века происходит возрождение монастырей, в первую очередь духовное. Возрождается древняя аскетическая практика старчества и внутреннего "делания" - совершенствования. Старцы принимали душу и волю учеников "в свою душу и свою волю", так об этом писал Ф.М.Достоевский. Конец XVIII века - эпоха расцвета монашества в России, в том числе и Валаамской обители.

Новый подъем и высочайшее процветание монастыря имеют место сто лет спустя, в середине XIX столетия, в период управления игуменом отцом Дамаскиным. Ведется активное строительство храмов и скитов, строятся дороги и мосты, открываются различные мастерские и рыбные ловли, процветает фермерство, садоводство. Насельники обеспечивают себя всем необходимым, а излишки своей продукции продают, доход поступает в казну монастыря.

После Октябрьского переворота 1917 года Валаам оказался на территории Финляндии. Это были непростые годы для обители. На какой-то период времени монастырь был сохранен.

Именно в 20-30-е годы прошлого столетия Валаам был олицетворением России для русской эмиграции. Сюда приезжали те, кто был оторван от Родины. Наступил 1940 год. Конец Советско-финляндской войны. Монахи покидают обитель: кто отправляется в Россию на верную погибель, кто в Финляндию, в "Новый Валаам", кто в Сербию.

В последующие 50 лет здесь был совхоз, дом инвалидов, школа-интернат, турбаза. Урон, нанесенный за эти годы монастырю, был неописуемый. Погибло все, что смогло противостоять забвению прошлых лет, натиску и разорению шведов, финскому господству. Минуло двенадцать лет. Как преобразился монастырь! Трудами и молитвами монахов вновь освящены храмы и часовни, возрождена жизнь в скитах. Десятки тысяч паломников и туристов посещают этот удивительный уголок Русского Севера. Что движет этими людьми? Зачем отправляются они в путь? Значит, сильна вера наших предков; значит, следуя духовным заповедям, мы стремимся побывать в святых местах.

Весьма отличаются российские туристы и паломники от европейских и американских. Для последних природа и прогулка кажется более привлекательной, нежели история монастыря, жизнь его насельников, уклад монастырской жизни, памятные даты и праздники обители. Туристы приехали и уехали. А изучающие русский язык пытаются понять, почему неделями и месяцами живут мирские люди в монастырях, трудятся во славу Божию, молятся, посещают службы. Наверное, понять их чрезвычайно сложно. Это другая Россия, это другой мир. Однако без этого мира немыслимо существование государства Российского.

Традиционно на Руси на пожертвования прихожан и меценатов строились храмы. Так было и на Валааме. Еще в 1896 году, по изволению Божию, как пишут монастырские источники, посетил Валаам в качестве паломника известный благотворитель И.М.Сибиряков. Он сочувственно отнесся к благому делу построения скита во имя Воскресения Христова и храма Воскресения Христова в той части острова, где, по преданию, Апостол Андрей водрузил Святой Крест. Он выразил пожелание, чтобы эти планы осуществились, и сделал добрый почин, пожертвовав 10 000 рублей. Так было положено начало Воскресенскому скиту. Позже, когда Воскресенский храм был построен, на его колокольне было установлено восемь колоколов. Самый большой весом более 50 пудов (более 900 кг) был даром московских благотворителей. К сожалению, до наших дней колокола не сохранились, так же как и интерьер Воскресенского храма. Среди икон была одна, именуемая "Иерусалимской", в серебряной ризе. Это тоже был дар от московских благотворителей в благодарность за устройство подворья в Москве. Поднесение этой иконы было приурочено ко дню закладки скита. Остальные иконы этого храма - письма Валаамских иноков. Надо отметить, что иноки делали все своими руками, строили, писали иконы, обжигали кирпич, разбивали сады и огороды, где выращивали яблоки, груши, вишни, виноград, малину, крыжовник, помидоры, огурцы, морковь, даже арбузы Около двадцати лет порой требовалось, чтобы разбить небольшой сад на каменистой почве острова. Некоторые фруктовые деревья, возраст которых более 150 лет, плодоносят до сих пор.

Традиции возрождаются. Монашество - это призвание. Монах не думает только о своем спасении. Он молится за всех: за живых и мертвых, за любящих и ненавидящих. Это великий подвиг. Кроме молитвенного труда иноки несут послушание, выполняют различную работу в большом монастырском хозяйстве.

В Валаамском монастыре насельники получали послушание в зависимости от своих талантов и наклонностей, своей мирской профессии. Так, все живописные работы в Спасо-Преображенском соборе, главной соборной церкви обители, выполнялись монахами и послушниками под руководством художников-иеромонахов отца Алипия и отца Луки.

Отец Алипий получил свое имя при пострижении в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Учитывая живописные наклонности, отцу Алипию было поручено украшать храмы монастыря рукописями, писать иконы. Отец Лука в прошлом был профессиональным художником академического направления. Усердным трудом этих иеромонахов вместе с 50 их учениками и под руководством игумена отца-настоятеля Гавриила были созданы неповторимые образцы русской иконописи. Говорят об особом "валаамском" стиле. Писали золотыми красками по золотому фону.

Среди подвижников монастыря, известных своей несокрушимой духовной крепостью, прославленных Церковью, есть светочи русского Православия Первое место в Соборе Валаамских святых составляют Преподобные Сергий и Герман Валаамские, основатели обители. Их мощи покоятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Над этим местом установлена рака с изображением Преподобных.

В X веке на Валааме подвизался Преподобный Авраамий Ростовский, чудотворец. В Валаамском монастыре он принял святое крещение и был пострижен в иноческий чин. Позднее утвердил Православие на юге России, основав в Ростове Богоявленский монастырь.

В XIV веке в Валаамский монастырь прибывает Арсений Коневский. Он искал уединения. В это время в обители было много иноков. Тогда он решается искать место для устроения новой обители. Буря принесла его на остров Коневец, что расположен в южной части Ладожского озера. Здесь он построил храм и устроил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где теперь возобновлена монастырская жизнь.

Столетием позже некоторое время служил на Валааме Преподобный Сав-ватий Соловецкий, один из основателей Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. На Соловках снова возносится молитва к Господу. Туда стекается множество паломников.

В том же XV веке на Валааме был пострижен в иноческий чин Александр Свирский, который основал Троицкий монастырь на берегах реки Свири. Там Преподобному явилась Пресвятая Троица. Этот монастырь также пережил свое второе рождение.

В XVII столетии Духовная миссия, состоящая из иноков Валаамского и Коневецкого монастырей, отправляется на русскую тогда Аляску. Первым американским православным священником по праву считается Герман Аляскинский. Более сорока лет он отдал подвигу и проповеди Евангелия среди язычников Алеутских островов Деятельность Валаамской миссии положила начало распространению Православия в Америке Образ Германа Аляскинского и рака с частицами его мощей находится в Спасо-Преображенском соборе.

История России неразрывно связана с Православием, с Валаамской обителью в том числе. Сюда в качестве простых паломников приезжали члены царской фамилии.

Валаамская обитель и сам остров Валаам обладают удивительной притя гательной силой. Соприкоснуться с этим чудом стремились издавна художники, композиторы, писатели. Школой живописи Валаам стал для И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, Н.К.Рериха, И.И.Бродского. Источником вдохновения был он для П.И.Чайковского, А.К.Глазунова, М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова. Здесь бывали Д.И.Менделеев, И.И.Левитан, А.Н.Толстой, М.Шагинян, Ф.И.Тютчев, А.Дюма. О Валааме писали Н.С.Лесков, Вас.Ив.Немирович-Данченко (брат Влад.Ив.Немировича-Данченко, основателя и режиссера МХАТа), И.С.Шмелев, Б.К.Зайцев.

Без Валаама мы не увидели бы многие картины, не услышали бы прекрасные мелодии, не прочитали бы великолепные поэтические строки, не познакомились бы с образцами удивительной прозы. Валаам сформировал мировоззрение не одного поколения русских людей. Он обладает особой притягательной силой, как пишет один из наших современников "заякоряет".

Службы в обители идут по старинному монашескому уставу. Начинаются в пять утра. Электрическое освещение почти не используется. Только свечи и лампады. Образа горят, и глаза святых внимательно смотрят на молящихся. Поют старинным "знаменным", или "столповым", напевом. Это одноголосое унисонное мужское пение. Каждый столповой знак имеет не только музыкальное, но и духовное значение. Певчие должны настроить свои мысли и чувства так, чтобы привести их в согласие со смыслом. Так пели в церквях Древней Руси. Теперь это возрождается в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре.

Ныне в год обитель посещает 60 000 человек: паломников, туристов, богомольцев. Зачем они едут? За духовной мудростью. Это наша история, наша жизнь, наше будущее

По словам академика Д.С.Лихачева, начиная с эпохи позднего Средневековья, западноевропейский тип культуры был "университетским", а русский - "монастырским" и "библиотечным". Древнерусские монастыри с их библиотеками были своего рода "школами" и "университетами" того времени.

Тем не менее есть чему поучиться в монастырях и теперь: труду, терпению, терпимости, добру, искренней молитве; можно услышать красивейший русский язык, не засоренный междометиями телевизионных рекламных роликов; а еще там можно научиться мудрости, глубже понять мир, осознать свое предназначение и место в этом мире. Возобновление монастырей жизненно необходимо для Возрождения России.

Перед теми, кто преподает русский язык как иностранный, стоит трудная задача. Надо попытаться объяснить учащимся, какую роль играет Православие в становлении русской государственности, как влияет на формирование русского национального характера, какое место занимает в жизни современного российского общества.

Не менее сложная задача и у тех, кто изучает русский язык как иностранный. Им необходимо понять, как тесно переплелись судьбы нации и Православной церкви, как духовная красота иконы влияет на мировоззрение православного человека, как православная мораль предопределяет мысли и поступки тех, чьи предки были православными. А в заключение позвольте искренне пожелать всем успехов в изучении и освоении русского языка!

Журнал "STUDIO" №1 2002 г. (Журнал для изучающих иностранные языки) Алла Жученко
10.01.2002
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: