rus | eng
RSSВеб-камера

Контрасты острова Валаам

Публикации
В канун освящения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 60-квартирного дома в городе Сортавале, построенного для светских жителей с острова Валаам, группа петербургских журналистов побывала на острове.

В 1989 году Валаамский монастырь обрел статус ставропигиального, то есть находящегося в прямом подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и началось возрождение обители, закрытой в 1940 году. Именно 1940-й стал годом, принесшим на Валаамский архипелаг два образа жизни - духовный и мирской.

Вернее будет сказать, что впервые за 1000-летнюю историю Валаамского монастыря в его стенах поселились светские жители, а монахи ушли в Финляндию и основали там Ново-Валаамскую обитель. В монастыре же была размещена школа юнг, а с 1945 года - интернат для инвалидов войны. Их свозили на Валаам - искалеченных, никому не нужных, чтобы не портили победный вид городов Советского Союза, и они доживали свой век на острове. Их сделали островитянами, не спрашивая, - по приказу. А вот обслуживающий персонал для дома инвалидов - медсестры, нянечки, повара, уборщицы и другой люд, прибывали на Валаам в поисках работы. Эти люди стали жить на острове по собственной воле. Тех и других, а также их детей и внуков называют ныне коренными жителями острова Валаам.

Около 500 мирян проживают ныне на Валааме: часть имеют жилье в так называемом внешнем каре (корпусе), часть - в постройках вблизи него, но за пределами монастырских стен - бывшем работном доме, здании интерната, который давно переселен с острова, в других постройках. И все это жилье неблагоустроенное, как мы говорим, без удобств. Но дело не в этом, а в двух практически несовместимых образах жизни.

Во внутреннем каре живут монахи. В кельях по 2 - 3 человека, соблюдающих строгий монастырский устав - утренняя служба начинается в 5 утра, аскетичная трапеза, послушание. А во внешнем дворе монастыря в это время кипит мирская жизнь. Женщина везет младенца в коляске, старушка с палочкой - местная жительница - вышла погреться на солнышке, подростки что-то шумно обсуждают прямо у входа во внутренний монастырский двор, а мимо них проходят иноки и послушники. Черные одежды - монашеские, пестрые - светских жителей, все здесь перемешано.

По мере нашего пребывания на острове мы наблюдали все большие контрасты духовной и светской жизни. Женщина с испитым лицом, не обращая внимания на укоряющие взгляды монахов, просила у нас деньги. Из окон бывшей кельи сначала была слышна ругань, потом зазвучала разухабистая мелодия. И так было странно видеть это несоответствие.

Странно было слышать и такие словосочетания, как мэр острова Валаам, участковый острова. Дело в том, что Валаам административно, как территория, подчинен Республике Карелии, в частности отнесен к городу Сортавале. В этом тоже два образа жизни - власть светская в лице администрации со всеми ее структурами и власть духовная - монастырская. И судя по всему, они находят взаимопонимание. В частности, по строительству дома для мирян с острова в городе Сортавале. В 1992 году фундамент жилого дома был построен за счет бюджета, но стены так и не были возведены. В прошлом году было принято решение передать готовый фундамент под строительство 60-квартирного дома для отселяемых из внешнего монастырского каре жителей Валаама. 13 млн. руб. выделил на эти цели Международный фонд православных народов, и к сентябрю этого года дом был готов. 31 августа было подписано распоряжение о распределении в нем квартир.

Благоустроенные 2, 3, 4-комнатные, просторные светлые квартиры в центре города Сортавалы для многих островитян стали большой радостью. 13 сентября прошло торжественное вручение ордеров, но сначала в город прибыл патриарх Алексий II. Проведя молебен в Никольском храме, он прибыл к дому на Октябрьской улице, где при его участии прошло освящение дома и нескольких квартир. 87 жителей Валаама меняют свой статус - из островитян они становятся жителями материка.

Не все помещения внешнего каре монастыря уже освобождены. Здесь еще остаются местные жители, а также размещены администрация, небольшая гостиница для приезжающих паломников и даже поселковая библиотека. В последней мы побывали. Первое, что увидели, - стенд с детективами и фантастикой: библиотека ведь поселковая, и светские жители спрашивают больше эту литературу. Всего здесь 215 читателей. Книжный фонд немалый - около 10 тысяч экземпляров, но за этот год из ЦБС города Сортавалы поступили всего... 6 новых книг. Зато 332 экземпляра изданий - подарки читателей.

Около 450 жителей остаются на острове духовной обители, и два мало совместимых образа жизни будут продолжать сосуществовать.

Сияют купола скитских обителей Валаама - Никольского, Воскресенского, Всех скорбящих радости и других, строгостью очертаний привлекают глаз колокольня и сам Спасо-Преображенский собор, и едут сюда паломники, туристы. Не пугают людей трудности дороги - чего стоит плавание по неспокойному Ладожскому озеру.

Но жизнь на острове - это другое. Это испытание, которое не под силу многим. 87 мирян в той или иной степени прошли его. Возможно, кто-то из них и вернется на остров, решив для себя вопрос островного синдрома. Светские жители здесь по-прежнему будут трудиться на реставрационных работах, которые кипят в Спасо-Преображенском соборе. Идет своим ходом островная жизнь, по-прежнему не смешивая два уклада.

Елена Кузнецова Невское время No 169(2629) 20 сентября 2001 г.
10.09.2001
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: