rus | eng
RSSВеб-камера

Путешествие к святым местам

Публикации
Белоснежный корабль, мягко покачиваясь на плавной невской волне, отплыл от причала речного порта - так начался путь нескольких сотен паломников, которые дважды в год - 9 июля и 16 августа - совершают путешествие к святым местам Валаамской обители. В организованную паломнической службой Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря поездку в числе немногих журналистов удалось попасть и мне - корреспонденту "Новой газеты".

11 июля святая обитель отметила очередную годовщину со дня своего основания.

Немного истории

Люди среднего и старшего возраста помнят многочисленные поездки на Валаам в советские годы. Тогда поездки на архипелаг по копеечной (в прямом смысле слова) профсоюзной путевке назывались "пьяными рейсами". Немногие из 160-170 тысяч туристов, ежегодно посещавших острова, могли осознать красоту и неповторимость этого заповедного уголка России. Часть пассажиров даже не сходила на берег, предпочитая монастырским красотам спиртное в баре. Вот и расписывались стены церквей и часовен нецензурной бранью, а туристы изголялись друг перед другом: кто сможет выцарапать свой "автограф" повыше на ликах святых.

Валаамский архипелаг, с 1811 года входивший в Финляндское княжество, попал под беспощадный каток советских атеистов сравнительно недавно - в 1940 году. Тогда, в конце советско-финской войны, когда стало ясно, что территория монастыря войдет в состав СССР, монахи на санях, по льду Ладожского озера вывезли большинство церковных святынь, богатейший архив и даже колокола вглубь территории Финляндии. Святыни были спасены от уничтожения и надругательства, но потеряны для России - сейчас это государственная собственность иностранного государства.

В конце 1989 года, после почти 50-летнего перерыва (единственного, кстати, за всю более чем тысячелетнюю историю обители) на Валаамские острова вновь приехали монахи. Началась кропотливая работа по восстановлению порушенных святынь. Сегодня на островах более 100 монахов (до революции их число превышало 1000 человек). Остановлено разрушение и поругание храмов, во многих скитах начались службы. На месте безвозвратно утерянных поднялись новые часовни. Архипелаг очищен от многолетнего мусора. Более 15 миллионов рублей выделено в этом году из бюджетов России, республики Карелия, фонда "Единство Православных народов" и собственных средств обители на восстановительные и реставрационные работы. Но общая сумма, необходимая для полного восстановления святыни, на порядок больше.

Валаамские чудеса

11 июля, на второй день нашего пребывания на Валаамских островах, состоялся Крестный ход вокруг центральной монастырской обители. В этот день с утра была пасмурная погода, густой туман, который поднимался над землей на несколько десятков метров, а уж затем разворачивался плотной пеленой. Кроме того, дул сильный, штормовой ветер, но несмотря на это туман и не думал рассеиваться, а в облаках не наблюдалось ни одного просвета. В белесой дымке тонули кресты Спасо-Преображенского собора. Вертолет, на котором на праздник должны были прилететь съемочные группы, покружив над Валаамом (все присутствующие слышали гул винтов), не смог не только приземлиться, но и увидеть сами острова.

Верующие выстроились у выхода из собора, ожидая начала крестного хода. Появились священнослужители, и в тот же момент в сплошной пелене тумана и облаков как будто бы отворилось окно и сквозь небольшой проем ярко засветило солнце. Так начался Крестный ход. На этом чудеса не закончились. В считанные минуты половина небосклона полностью расчистилась, при яростных порывах ветра ярко светило солнце и бесследно исчез туман. Кроме того, с подветренной стороны сплошным фронтом неподвижно(!) стояли плотные тучи. От облачного фронта отрывались мелкие, прозрачные облака, которые не могли даже закрыть солнце, и с необычайной скоростью уносились за горизонт. Такое лично я за три десятка лет видел только по телевизору при ускоренной съемке.

Крестный ход закончился. Небо сияло чистой голубизной.

Не раз приходилось слышать о необычных явлениях, которые происходят на Валааме, но сознание журналиста-скептика не давало поверить на 100 процентов. Объяснить увиденное собственными глазами я не берусь.

Еще одно, трудно объяснимое явление пришлось мне наблюдать во время поездки на Валаам. На Предтеченском острове расположен одноименный скит. Монахи, которые несут там послушание, отличаются особым аскетизмом: они не только не едят мясо, как и все православные, принявшие постриг, но вообще питаются только растительной пищей (ни рыбы, ни молочных продуктов). Остров запрещено посещать не только туристам, но даже паломникам, тем более женщинам. Мне посчастливилось побывать на нем, сопровождая архиепископа Евлогия, митрополита Владимирского и Суздальского, который по благословению патриарха Алексия второго возглавлял в этом году паломничество.

В центре острова, который по сути представляет собой высокую каменную скалу, густо заросшую деревьями, на небольшой поляне расположен удивительно красивый деревянный скит. Рядом с ним, прямо в скале, еще в позапрошлом веке был выдолблен колодец 14 метров глубиной. Откуда в нем берется вода - скит расположен очень высоко над озером - не ясно. Тем не менее, она, удивительно чистая и вкусная, поднимается из глубины на высоту не ниже полутора метров от края колодца.

Жителям не до святости - надо заработать...

Если проблема туристов теперь в достаточной мере решается силами Валаамского монастыря, то во взаимоотношениях с местной властью и населением, не обойтись без вмешательства светской власти. Далеко не все местные жители на архипелаге понимают, что столь близкое соседство монашеской обители и поселян (церковные помещения главного подворья монастыря сейчас частично заселены местными жителями, организациями и органами местной власти) несколько противоестественно.

"На самом деле монастырю не так уж много здесь принадлежит, - говорит игумен Валаамского монастыря Архимандрит Панкратий. - Мы влияем, конечно, на то что здесь происходит, но лишь в определенной степени. Мы не определяем то, что вы здесь видите: коммерция, причем, скажем так, не в самых лучших видах. Мы даже протестуем против этого, потому что человек приезжает на остров соприкоснуться со святынями, с красотой дивной природы первозданной, и когда он видит эти лавки, бары, шашлычные, - мы считаем что это просто недопустимо. Но пока, к сожалению, нас никто не слушает. Мы много раз обращались к властям Карелии, чтобы, уж если нельзя это совсем прекратить, то хотя бы в приличные формы облечь. Чтобы это не было столь вызывающим и не кололо глаза. Но, к сожалению, ничего не делается в этом направлении".

Оправданность слов игумена подтвердит любой побывавший на Валааме - рядом с пристанью тут и там притулились кособокие ларьки, палатки, навесы, в которых раза в два дороже, чем на Невском продаются не только спиртные напитки, но и безвкусные поделки, сувениры, причем, далеко не православного вида. К примеру, вам предложат множество буддийских статуэток и прочей атрибутики из магазинов "Ганг", причем втридорога. Монастырь предпринимает попытки переселить часть местных жителей с островов на "большую землю". Для этого в Сортавале строится 60-тиквартирный дом. Но далеко не все хотят уезжать - заработок на туристах весьма неплох. Кто и уезжает, получив бесплатную квартиру за счет монастыря, зачастую возвращается.

Встречает монастырь противодействие и с другой стороны. "Из земель сельхозназначения нам принадлежит всего 30 гектаров. Парадокс: наше стадо крупного рогатого скота где-то под 30 голов, а у нас земли в несколько раз меньше, чем у местных жителей, у которых всего 2 коровы. Но землю нам не передают", - говорит отец Панкратий.

По неофициальной информации, из 300-500 человек местного населения лишь единицы посещают храмы, верят в бога. Почему так? Однозначно ответить нельзя. То ли привычка к легким деньгам за счет туристов отворачивает их от церкви, то ли сказывается то, что на протяжении полувека на их глазах и с их молчаливого согласия осквернялись и разрушались валаамские святыни. Когда я спросил местного плотника, возводящего очередной кособокий торговый "лабаз", много ли таких "магазинов" еще будет, он, нисколько не смущаясь, ответил: "Не остановимся, пока не застроим весь остров".

Валаам - это культурная ценность всей России. На сегодняшний день в той или иной степени сохранилось 7 скитов. Три уже утрачены. В сезон около 60 тысяч туристов и паломников со всего мира посещают Валаамский монастырь. Неумелое вмешательство человека, попытки превратить острова в развлекательный центр могут привести к невосполнимой потере этого заповедного уголка первозданной природы и русского православия.

16.07.01 Вадим Мольков Новая газета (Санкт-Петербург) 049
16.07.2001
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: