rus | eng
RSSВеб-камера

Проповедь в день Святой Троицы

Публикации
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Со Дня Пятидесятницы свершилось домостроительство нашего спасения, то, что от века благоволил Отец Небесный, в назначенное время исполнил Его Единородный Сын, воплотившись от Приснодевы Марии, соединившись в своем Божественном Лице с человеческим естеством, затем страданиями и Крестной смертью Сын Божий искупил человеческий род, воскрес и вознёсся на Небеса, ниспослав на апостолов обещанного Духа Святого, в общении с Которым, и обетовал человеку получить спасение, открывая это в Евангелии в разговоре с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоан.3:5)».

За все время своего существования, до пришествия Христа, человечество не имело возможности так близко сродниться с Богом, соединиться с Ним в единый дух, имея с Богом одно сердце, как об этом в своем послании упоминал апостол Павел: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор.6:17)». Потому как, не была еще открыта человечеству Божественная Личность Христа, Новый Адам, в котором нераздельно соединилось бы несоединимое, Божество и человечество. Став Посредником между небесным и земным, восстановив в своем Божественном Лице поврежденную Адамовым грехопадением человеческое естество, Христос должен был вернуться туда откуда и снизошел на землю, к Богу и Отцу, представив Ему в своей Ипостаси обновленную человеческую природу, как итог исполнения Отеческой воли и завершение Божественного замысла о блаженном и бессмертном существовании человека в единение с Богом. Вместо видимого Своего присутствия на земле с возлюбившими Его, Христос испрашивает от Отца для них и для всех последующих Его стопам, иного Утешителя, Духа Святого: «а теперь иду к Пославшему Меня (Иоан.16:5)- говорит Христос в Евангелие от Иоанна - … лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Иоан.16:7)». В этих событиях, в возвращении Христа к Богу и Отцу, а затем последующее сошествие Святого Духа, исполняются другие Евангельские слова сказанные Спасителем в разговоре с Самарянкой, ещё до Его страданий, раскрывающие человеку истинный опыт общения с Богом, с Божественными Личностями, Отцом и Сыном и Святым Духом: «Но настанет время и настало уже, - говорит Спаситель, - когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан.4:23-25)».

Если для живших свидетелей земной жизни Христа, началом общения с Ним стало Его Рождение, то после Его Крестной смерти и славного Воскресения, для всех остальных Его последователей, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, стало событием, открывшим им путь к общению с воскресшим Христом и к истинному Богопознанию. «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том, - пишет Иоанн Богослов. - А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам (1Иоан.3:24). Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Иоан.4:13)»

С какими чувствами мы переживаем этот великий праздник Пятидесятницы? Какой духовный смысл он несет для каждого из нас? Если мы  вспоминаем сегодня лишь историческое событие, далеко минувших времен, при этом оставаясь в стороне от глубокой живой внутренней связи с ним, в стороне от радостного переживания явления в мир Духа истины, о Котором перед своими страданиями говорил Спаситель апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все…» (Иоан.14:26), если мы остаемся в стороне от осознания преемственности нами от апостолов Дара Святого Духа, который каждый из нас, православных христиан, получает через святое помазание в Таинстве Крещения, о чем в своем послании упоминал апостол Иоанн Богослов: «самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1Иоан.2:27)», если мы остаемся в стороне от апостольского и святоотеческого опыта общения со Христом, который описывает апостол Павел в послании к Филиппийцам: «Господь близ. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4:5-8)», если мы остаемся в стороне от всего вышесказанного, то это может быть только по причине нашего внутреннего духовного помрачения, по причине того, что не Дух Божий владеет нами, а иной дух, чуждый Богу. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1Иоан.4:1)» - пишет в своем послание Иоанн Богослов.

Традиционно, День Святой Троицы принято считать в нашей Церкви днем ее рождения: «Господь Милостивый послал на землю Духа Святого, - пишет прп. Силуан Афонский, - и Духом Святым утвердилась Святая Церковь... Духом Святым мы познали любовь Господню».

Не дано человеку самостоятельно, даже самому проницательному, имеющему всю полноту знания этого видимого мира, сведущему во всех областях земной жизни проникнуть в мир духовный, в мистическое Тело Церкви, о котором писал апостол Павел, где царствует «Дух истины, Которого мир, - по слову Спасителя, - не может принять, потому что не видит Его и не знает Его (Иоан.14:17)».

Если мы, представляем Церковь не просто лишь религиозным и административным учреждением, лишенным мистической составляющей, на которое всегда враждебно смотрит наше земное мудрование, то в нас должно присутствовать ясное понимание того, что формирование мистического Тела Церкви, единение всех нас в едином Теле, во главе которого пребывает Христос, осуществляется не нашими человеческими усилиями, не земными средствами, а Святым Духом, проникающим в тайники наших душ, нашего сознания, Который просвещает божественной любовью и истиною наш собственный дух, помраченный дьявольской прелестью и злобою.

В наше время всё сложнее в сознании христиан сохраняется истинное понимание того, что есть Церковь, чаще всего на первый план выступает лишь видимая ее составляющая, которая занимает наши умы и сердца, отнимая их у Христа, от живой связи с Ним. И проблема, из-за чего это происходит, состоит в том, что нами порой забывается цель христианской жизни, о которой говорил прп. Серафим Саровский: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Нелегко признаться самому себе, что то, что ты делаешь в Церкви, твои многочисленные посты, молитвы, милостыни, участие в Таинствах, твоя активная религиозная и социальная деятельность, без твоего внутреннего исцеления и преображения души благодатью Божью, не принесут тебе пользы. На пути покаяния, душа должна вместить в себя нечто необычное для своего естества, спасительную благодать Святого Духа, перед этим, пережив отчаяние от собственного бессилия в борьбе со страстями, не мало страданий, чтобы изгнать из себя то зло, которое за время нашего жительства по греховным страстям обратилось в навык, и стало нашей второй природой.

Некто из афонских старцев говорит о том, что на пути к Богу, самое тяжелое для христианина расстаться со своим ветхим человеком, со своим «я», которому полюбились собственные греховные страсти и наклонности. «Итак, давайте, - пишет старец, - попросим однажды и мы, и давайте станем перед Богом как подобает (стоять), чтобы нам получить (от Него) просимое. Ибо обычно как мы стоим (перед Ним)? С плотскими и закрытыми сердцами, занятые своими страстями, которые служат нашим земным интересам, мгновенному смыслу, продолжению нашей жизни и сохранению ветхой нашей сути. Все, что я имел в мои ранние годы, во что веровал, я не хочу, чтобы кто-то во мне это все переменил. Я хочу сохранить мое «Я». Но не может сосуществовать мое «Я» с Божественными опытами: оно должно погибнуть, чтобы вошел Бог». 

Каждый человек ищет для себя полноту и счастье, испытывая в этом стремлении естественную от природы потребность своей души, но к сожалению, не зная где это находят, большинство пытаются вместить в себя весь видимый мир, максимально насытиться его благами, не подозревая о безграничности и бесконечности своей души, которая сколько бы не впитывала бы в себя воду земных наслаждений, по-прежнему будет оставаться сухой и жаждущей. «Ибо жажда человеческих душ нуждается в некой беспредельной воде, - пишет святитель Николай Кавасила, - а ограниченный мир сей как может быть для неё достаточен?». Евангельское откровение, призывает нас сменить образ нашего поврежденного мышления, и поиска человеческого счастья в собственных индивидуальных ощущениях и желаниях, с которыми сталкивается каждый из нас в этом мире, которые пытаются прельстить нас земным, и овладеть нашим сердцем, оно указывает нам на Христа, Божественную Личность, Который один лишь способен до конца утолить жажду ищущей души, останавливая её поиск на исполнении первой заповеди, о любви к Нему: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе…(Иоан.7:38-39)», Которого мы и приняли с вами в Таинстве Крещения, и прославляем сегодня с Отцом и Сыном, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

иеромонах Игнатий (Смирнов)
08.06.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: