rus | eng
RSSВеб-камера

О нашем единстве

Публикации
В апостольском чтении сегодняшнего дня содержится рассказ о празднуемом нами сегодня событии – великом празднике святой Пятидесятницы, с которым всех вас, дорогие братья и сестры, я от всего сердца поздравляю. Мы читаем, как в пятидесятый день после славного и преславного Воскресения Христова благодать Святаго Духа излилась на апостолов и учеников Христовых и в виде огненных языков почила на каждом из них. Исполненные этой благодати, они стали говорить на языках, которых раньше не знали, но которые были понятны всем жителям Иерусалима, которые видели их в это время. И, как толкуют это повествование святые отцы, не на одном лишь языке стал говорить каждый из них, но Божественная благодать сообщила им силу говорить одновременно на языках всех народов, так что слова апостольского благовестия были понятны каждому.

Перечитывая начало книги Деяний святых апостолов, нельзя не обратить внимание на то особенное чувство единства, в котором, как подчеркивает Евангелист Лука, совершалось апостольское служение и проходила жизнь первохристианской общины. Отражено оно и в сегодняшнем чтении: "При наступлении дня Пятидесятницы, - говорит святой Лука, - все они были единодушно вместе" (Деян. 2:1). Вслед же за схождением на учеников Христовых Святаго Духа это единодушие получает совершенно новое измерение, разрушая даже языковые преграды и восстанавливая утраченное после вавилонского смешения языков единство человеческого рода.

Легко увидеть, что в этом рассказе единство выступает одновременно и условием, и следствием благодатного освящения апостолов. Как же это может быть так? Давайте посмотрим.

Немногие помнят, что отмечаемый нами сегодня праздник Святой Пятидесятницы имеет ветхозаветные корни. В дни Ветхого Завета в этот день воспоминались события пятидесятого дня после выхода евреев из Египта, когда Господь привел их к горе Синай и, после совершения людьми должного приготовления, вручил пророку Моисею скрижали с десятью заповедями. Доселе малоуправляемая и плохо контролируемая толпа людей, которых даже кровные узы не могли вполне удержать вместе (Исход 2:13-14), Израиль получает на Синае закон и правило веры, - веры, соблюдение которой делает толпу избранным и святым народом, царством священников, людьми, взятыми в удел, среди которых ясно звучит голос Бога (Исход 19:5-6).

И это – первое, нам следует обратить внимание. Единство правой веры – вот первая причина, почему единодушие является условием пребывания с Божиим народом благодати. Враг человеческого рода всегда восставал на Церковь, этот новый Израиль, чтобы поколебать это единство извне – посредством ересей и лжеучений, и изнутри – посредством расколов. Сквозь века Православная Церковь сохранила неповрежденным то совершенное откровение о Боге, которому Спаситель в дни Своей земной жизни научил Своих учеников и апостолов, а те передали последующим христианским поколениям. Возникали и уходили в небытие страшные и великие еретические учения, не прекращают появляться они и сейчас - а Церковь стоит и, по обетованию Христову, будет стоять даже до конца мира, так что и врата адовы не одолеют ее. Но сегодня мы сталкиваемся с еще одним лжеучением, которое преподносится нам современным обществом как признак культуры и широты мышления. Названием этого лжеучения пестрят страницы средств массовой информации, имя ему – толерантость. Нам говорят о том, что свидетельством подлинной твердости веры и христианской любви должна быть способность оставаться терпимыми перед лицом любого порока, любого кощунства. Но обратимся к святоотеческим примерам, посмотрим на примеры библейской истории, - найдем ли мы там нечто подобное? Господь изводит Свой народ из среды грешников, говоря: "отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение" (Числа 16:21). И в Новом Завете устами апостола Он снова повторяет: "Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2Кор.6:16-18).

Но единство веры подвергается нападкам не только извне, но и из среды самого церковного общества. И здесь мы подходим ко второй причине того, почему единодушие является условием пребывания с нами Святаго Духа.

Корни сегодняшнего празднования уходят намного глубже в ветхозаветную историю. Все вы помните рассказ о Вавилонской башне – о том, как возгордившиеся люди решили построить столп до небес, и Господь, сошедший, как говорит Писание, воззреть на плод труда человеческой гордости и самонадеянности, смешал языки строителей и всего человеческого рода, дабы воспрепятствовать дальнейшему отпадению человека от Бога.

Существует древняя легенда, которая повествует о том, что Вавилонская башня была столь высока, что когда строитель, несший камни для ее постройки, приходил наверх, он был уже совсем старый. И чтобы задумываться о том, что дальше с ним делать, его просто сбрасывали вниз. Вот такие "одноразовые" люди. И это нам урок того, как использование человека лишь как средства, равнодушие и безразличие к нему, убило человеческое единство тогда и продолжает убивать сейчас. Сегодня не только в светской жизни, но даже внутри наших приходов благодаря отсутствию искренней любви и заботы к тем людям, которых Господь послал в нашу жизнь, мы сплошь окружаем себя такими "одноразовыми" людьми. Отсюда и то, о чем мы так часто читаем в церковной печати, и что часто ранит нас самих: мы приходим в храм и под теми же церковными сводами, где мы называем друг друга "братья" и "сестры", мы не встречаем взаимной заботы и любви, не находим приходской семьи – лишь толпу случайно собравшихся и совершенно чужих друг другу людей. Что ж удивительного, что в своей жизни мы так часто страдаем от чувства богооставленности? Что удивительно в том, что язык христианского благовестия, с которым Церковь через нас обращается к внешнему миру, так часто оказывается не понят? Мы не выполняем в полной мере тех условий, которые необходимы, чтобы Дух Святой "пришел и вселился" в нас: мы не любим и не бережем друг друга и не бережем единства нашей веры, позволяя и себе, и сторонним раздирать церковное единство, прообразом которого, как пишет свт. Киприан Карфагенский, был нешвенный хитон Господень. Даже римские воины не посмели разделить его, а мы так часто жертвуем этим единством в угоду то ли чувства собственного превосходства, то ли ложного рвения о чистоте веры. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: мне стало известно, что между вами есть споры (1 Кор. 1:11). В церковнославянском языке здесь стоит слово "рвения" - между вами появилось странное рвение о следовании то одному духовному наставнику, то другому, но в конечном итоге этим на части вы разрываете единство Христианской Церкви. И вот, мы, ставящие зачастую вещи пусть и важные, но все же второстепенные по отношению к нашему единству в вере и любви, своим ложным рвением не созидаем, а разрушаем и Тело Церковное, и наш внутренний храм. Ведь именно тогда, когда наш ближний становится для нас "одноразовым", именно тогда возможно отчитать его за то, что он занял наше место в храме, или каким-то другим образом повел себя так, что от меня потребовалось проявить терпение, любовь и заботу. Как часто у нас их не хватает!

Мы стоим сейчас в храме – двести, триста человек, - и нам кажется, что нас, христиан, много. Но нас с вами на самом деле так мало, и по мере того, как общество все дальше отходит от Бога, становится все меньше. Как мы должны дорожить друг другом! Как мы должны быть благодарны Богу, что мы есть друг у друга – со всеми нашими страстями, немощами и несовершенствами, плохо и слабовольно, но все-таки стремящиеся хоть в чем-то оправдать в своей жизни величие нашего христианского призвания.

Мы стоим сейчас, ожидая, что по молитвам Церкви Господь ниспошлет на нас благодать Своего Пресвятаго Духа. Встанем ближе – так, чтобы почувствовать плечи друг друга, почувствовать, что мы не чужие друг другу, и едиными устами и единым сердцем вознесем к Богу молитву, дабы увидев наше стремление быть едиными в вере и любви, Он вдохнет жизнь в это единство и, освятив его Своею благодатию, сопричтет и соединит нас Себе и в этой жизни, и в Небесном Царствии Пресвятой Троицы – Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!

Валаамский монастырь 12 июня 2011г. игумен Иосиф (Крюков)
14.06.2011
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: