rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в день Всех Святых

Публикации
"Души святых Ты привлек к Себе, Господи, и они текут к Тебе как тихие реки. Ум святых прилепился к Тебе, Господи, и влечется к Тебе - Свету и радости нашей. Сердце святых Твоих утвердилось в любви Твоей, Господи, и не может забыть Тебя ни на минуту даже во сне, ибо сладка благодать Святого Духа..."

Сегодня, дорогие мои братья, прославляем божественный Собор Святых, которых собрал Дух Святой во все времена из всех племен и народов, "тех, которые пришли от великой скорби земли, омыли ризы свои слезами великими и убелили одежды свои Кровью Агнца"; сегодня ублажаем звезды многосветлые мысленной тверди, таинственного Сиона непоколебимые столпы, миродохновенные цветы райские, имиже Церковь украшается и благоухает в жизнь вечную.

Каждый день совершаем мы память святых, и их небесная жизнь переплетается с нашей жизнью, их молитва соединяется с нашей молитвой, и таким чудесным взаимопроникновением любви земля становится небом, проклятие упраздняется, и дается нам благословение, исчезает время, и царствует вечная божественная истина, вечная божественная любовь, вечная божественная жизнь. Святые с нами невидимо, таинственно живут, и общаясь со Святыми, мы в дивном раю, где пышно благоухает все божественное, бессмертное, истинное, прекрасное, евангельское. Потому что в каждом Святом крестом процветает древо жизни нетленной и приносит много плода... И этими сладкими плодами Духа Святого питают они тайно всех алчущих, и многоводными реками, истекшими из чрева их, напояют они все концы земли.

Святые - это простые люди, которые на земле живут святыми, божественными истинами, люди, для которых заповеди Христовы стали единственным законом бытия и временного, и вечного, люди, которые просветились до конца Светом Христовым, и сами стали светом, озаряющим и определяющим судьбы народов земли.

Святые уподобились до конца своему Учителю и Господу, Иисусу Христу, подвигом крестным стяжали они ум Христов, и в них живут те же чувства, что во Христе Иисусе. У них нет ничего своего, все у них Христово, и с Апостолом Павлом восклицают они: "уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2,20), молится во мне Христос, любит во мне Христос..."

Жития святых - это и доказательство, и свидетельство того, что мы - не от мира сего, что человек есть настоящий человек только Богом Христом, что наше жительство - на небесах (Флп. 3,20), что наше призвание - стать одушевленным небом, питаясь Хлебом Небесным... "Лик Святых обрете источник жизни и дверь райскую..." Как? Возлюбив Бога всем сердцем своим, всем существом своим и возлюбив брата до конца. Запечатлели они любовь свою кровию своею, ибо любовь жаждет жертвы, и добровольно грядет она вслед за Агнцем Божиим и в Гефсиманию, и на Голгофу. И там, в Гефсиманском плаче и Голгофских муках, Святые обогащаются разумом Святых, и познают они опытно закон жизни вечной, тайну божественной крестной любви. "Чем больше любовь, тем больше страданий души", посему жизнь Святых - это сплошное мучение любви, и на Небе эта любовь непостижимо плачет и рыдает о страждущем мире. "Чем полнее любовь, тем полнее познание", только сострадательною, милующей любовию дается истинное познание бытия и Божеского, и человеческого, открываются в нас Небесные тайны. "Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва": Святые объяты пламенем Духа Святого, и в этом огне молятся они с великим плачем, да познают Христа Духом Святым все народы, чтобы все спаслись...

"Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь...": любовь побеждает грех, любовь во Святых желает до конца уподобиться Христу безгрешному, святому, прекрасному, и Святые - суть совершенные Иконы таковой любви: всемилующей, всепрощающей, всеобъемлющей, всепокрывающей... и прославляя их, и поклоняясь им, прославляем и поклоняемся Христу их прославившему. "Яко злато в горниле искуси их Господь и яко всеплодие жертвенное прият я... судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки..." (Прем.Сол. 3).

Святые - суть непорочное самосознание народов, чистое зеркало, в котором отражается народная душа. Во Святых реализовывается до конца не только Христоподобное личностное начало, но и святое призвание целых народов. Почему нам так дорог великий Сергий Радонежский, как стал он Игуменом Земли Русской, нравственным мерилом жизни русского народа? Да потому, что чрезвычайным крестным подвигом своей жизни он вобрал и воплотил в себе самые лучшие качества русского народа и стал как бы его святой совестью. И так каждый великий Святой: и Серафим Саровский, и Ксения Петербургская, и Нина Грузинская, и Савва Сербский... - собою являющий Бога, тем становится уже причастен пророческому служению. Каждый Святой есть и пророк, и апостол-посланник Бога, и, преимущественно, мученик - по гречески мартис - т.е. свидетель реальности Воскресения и жизни вечной, свидетель о всепобеждающей силе веры и любви.

Каждый Святой многообразно является новым, живым и одушевленным Евангелием, сладкозвучным благовестием о том, что "тако возлюби Бог мир, якоже и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный".

В высотах, недосягаемых житейским бурям и историческим катаклизмам, непоколебимо пребывает град Святых, откуда сегодня изливается нам источник грядущих радостей и вдохновений всё терпеть ради любви Христовой, источник новой жизни и творчества.

Христос Воскресе, братие !

Схиигумен Серафим (Барадель), 14 Июня 2009 г. Валаамский монастырь
16.06.2009
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: