rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в Неделю Всех Святых

Публикации
Какая радость истинный человек! Какая красота истинный человек! Какая сладость истинный человек! Какое величие и могущество истинный человек! А истинным и подлинным человеком можно назвать лишь того, кто хранением заповедей Христовых уподобился Богочеловеку Иисусу Христу, того, кто стал живым храмом Духа Святого, того кто стал святым по образу и подобию святого Бога. И каждый святой являет нам каждый по-своему совершенную радость о Духе Святом, приоткрывает нам красоту, сладость, мир, величие и могущество Духа Святого, и в каждом святом Дух Святый есть любовь совершенная, любовь жертвенная, любовь крестная, побеждающая мир, и каждый Святой как некий райский цвет благоухает нетленным благоуханием в жизнь вечную. В мире ныне оскудевает любовь, иссыхают и ожесточаются сердца, бессильно содрогаемы мы от леденящего холода нелюбви, неприязни, ненависти...

А ведь как нам всем хочется радоваться любви, увидеть ее в живом образе, образе святого мужа, святой жены, святого и подлинного человека по образу и по подобию Божию созданного ибо в таком освященном и обоженном до конца человеке созерцаем мы чудесное и неизреченное явление Святаго Духа. И вот, перед великими скорбями и страшными искушениями и унижениями, грядущими на землю Русскую дано было ей таковое явление в образе духоносного мужа пр. Серафима Саровского, подвигом крестным стяжавшего радость о Господе и любовь друга Христова. Его сердце – угль горящий, его уста – сладчайшее имя Христово, его очи – богородицино сияние. И тайна сего святого образа, кажется, более всего приоткрывается нам из двух его слов приветных, светящихся Радостию о Духе Святом. Первое – пасхальный привет его: Христос Воскресе!

Преподобный воспринял страждущую любовь Христа как неоценимый дар Духа Святаго приближающего его духовно к очищению смерти христовой на Кресте и вместе силы Воскресения. Соединенный со Христом подобием умирания в глубокой молитве о мире. Вспомним его трехлетнее стояние на камне с душераздирающим воплем: "Боже, милостив, буди мне грешному" в томительной жажде спасения людей в последние года его старческого служения бедствующему народу русскому. Преп. Серафим предвосхищал подобие воскресения, вводимый нисходящею свыше силою в этот новый образ Бытия, преп. еще на земле достигает конца веков, еще на земле он ощутимо прикасается к божественной Вечности и становится причастником нетленной Радости Царствия Святых и с Апостолом он восклицает: "и мы знаем, что мы пришли от смерти в жизнь, ибо любим братию". И в этой любви для него стало ведомо откровение о человеке, как возлюбил и почтил его Бог, вложивший в него образ Свой и высшую радость Премудрости Своей пребывающей в сынах человеческих прозревал образ Божий в каждом человеке, с радостью духовной о нем встречал его дивный Старец с небесным приветом: "Радость моя! Сокровище мое! Эти светлые, умильные, райские слова. Они таят в себе целое учение о человеке, они открывают любовь Божию и Радость Божию о человеке. "Человек человеку волк" гласит сатанинский ум или в более современных терминах безбожного Сартра: "Другие люди вот мой ад", а Дух Святый дарует Святым видеть каждого человека даже злейшего врага во свете Христовом, во свете крестной любви жалеть его утробою Христовою и плакать о нем слезами великими. И для преп. Серафима каждый человек Радость небесная, несказанная и Сокровище нетленное. На кануне величайшего поругания образа Божия в человеке и величайшего насилия и глумления над человеческой личностью в России восславил человека преподобный, он озолотил его лучами нежной любви своей и как бы благословил его на грядущие великие страдания. И сам он стал для Русских людей радость наша, ибо радостно и трепетно загорается сердце при мысли о белом Старце, убогом Серафиме...

Пятидесятница совершилась для всего рода человеческого, но требуется еще и для каждого из нас своя личная пятидесятница, по словам преп. Серафима, личное стяжание Святаго Духа, которое является целью всего нашего христианского подвига. Стяжи Духа Святаго и вокруг тебя спасутся тысячи, ибо Святые суть неиссякаемые источники, напаяющие жаждущую землю сердец наших струями воды живой, дарами Духа Святаго. Мужи и жены необыкновенной силы, терпения, самоотверженности, веры и любви, Иоанн, Сергий, Серафим, Николай, Силуан, Ксения, Матрона, Пелагия... десятилетиями плача, воздыханий, бессонных ночей и злостраданий стяжевали Духа Святаго и вокруг этих гигантов Духа собираются духовные семьи, по слову Спасову: "в дому Отца Моего обители многи суть".

Всякому человеку свойственна личность он любит, как и любил по-своему с каждым ведет душа свой разговор своим особым голосом. Любовь многолика во Святых, но не безлика, многообразна во Святых, но не единообразна. В полноте дара любви, ее радости совершенной включена и эта личная радость духовного узрения и встречи нашей во Святых. Как Господь сказал: "Не вы мене избрасте, но Аз избрал вас...", так и Святые таинственным образом избирают своих детей и скажут они на суде в последний день: "Се аз и дети, ихже даде ми Бог".

Для нас дорогие братия и сестры, Святость не есть прежде всего совокупность каких-то нравственных добродетелей, так как мы это видим в Ветхом Завете и Исламе. Христос явил нам иного Бога – Отца, иное бытие которое есть любовь и свет ведения Бога, как он есть через хранение его заповедей. Бог есть любовь всемилующая, всепрощающая, сострадательная, жертвенная, крестная. И Бог наш смирен и кроток сердцем есть Бог скорбных, опечаленных, страждущих и униженных тварей, от самых малых до самых больших, Он – Друг мытарей, блудниц и грешников. "Милости хочу, а не жертвы",- говорит Он, т.е. милосердие, сострадание даже до желания пострадать за всех: "Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". Милосердие непостижимо, значит свыше всякой буквы закона, всякой внешней нравственности. И в этом заключена жизнь вечная, в познании истиннаго Бога, кроткаго, смиреннаго, милосерднаго, сострадательнаго, и Егоже посла Иисуса Христа.

И все Святые покаянием, слезами, трудами безмерными, внимая заповедям Христовым: "Будите убо и вы милосердни якоже Отец ваш небесный милосерд есть, будите убо и совершени якоже Отец ваш небесный совершен есть" стремились стяжать милующее сердце, в котором является прежде всего наше богоподобие, по словам отца нашего Исаака Сирина: "Что такое милующее сердце? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великой болезни умягчается сердце его и не может оно вынести или слышать или видеть какого-либо вреда или печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы очистились и сохранились, а так и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу". Христос пришел спасти не здравых праведников, а погибающих и погибших разбойников, блудников, пьяниц, сумасшедших... и Святые, которые Духом Святым имеют те же чувства велия еже во Христе Иисусе желают, чтобы все спаслись. "Дух Святый избранникам своим дает столь много любви, что души их как пламенем объяты желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Божию" (Стар. Силуан).

Вот Вам, дорогие мои, и живой пример такой любви: "Был подвижник на Афоне, который имел дар слез. Он любил помышлять о страданиях Спасителя, как Господь, Царь Славы так много страдал за нас и каждый день проливал он большие слезы. Спросил я этого подвижника: "молиться ли мне об умерших", он вздохнул и сказал: "Я если бы было можно всех вывел бы из ада, и только тогда душа моя успокоилась бы и возрадовалась бы". При этом он сделал руками движение, как бы собирал снопы на поле, и слезы текли из очей его". Такова любовь Божия, такова любовь Святых, и проливают они слезы за всякое горе людское, за всякую скорбь, за всякую болезнь, за всякую печаль, за всякий грех... и душа их не хочет утешиться, пока не все спасутся.

Итак дорогие мои братия и сестры, "имея вокруг себя такое облако свидетелей (любви Божией), свергнем с себя всякое бремя (житейское) и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащий нам подвиг, со Всеми Святыми во главе с пресвятою, пречистою, преблагословенною и славною Владычицею нашею, Богородицею и Приснодевою Мариею, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа" и "Сам же Бог мира да освятит и вас во всей полноте и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен и Призывающий вас Бог, который и сотворит сие... Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь".

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаам, скит Всех Святых 22 Июня 2008 г.
23.06.2008
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: