Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ветхозаветный ковчег, имеющий в себе скрижали закона Моисеева, осеняли крылья золотые Серафимов, а Пречистую Деву, одушевленную Скинию Нового Завета Бога с человеками окружает священное молчание. И лишь в богородичные праздники поднимается сия завеса тайны "смирение рабы Господней" и Церковь велегласно, в боговдохновенных песнопениях возвещает нам о Богородичных тайнах, которые нам надлежит постигнуть творческим усилием молитвы сердца любящего и жаждущего.
04.12.2007 Трудами братии монастыря  12 343
Ветхозаветный ковчег, имеющий в себе скрижали закона Моисеева, осеняли крылья золотые Серафимов, а Пречистую Деву, одушевленную Скинию Нового Завета Бога с человеками окружает священное молчание. И лишь в богородичные праздники поднимается сия завеса тайны "смирение рабы Господней" и Церковь велегласно, в боговдохновенных песнопениях возвещает нам о Богородичных тайнах, которые нам надлежит постигнуть творческим усилием молитвы сердца любящего и жаждущего.

Образ шествия во храм богоизбранной Отроковицы стоит сегодня перед нами и зовет к себе и за собой. Куда и к чему этот зов? От мира к Богу, от земли к небу, от тьмы к свету, от тления к нетлению. Восходящая в храм отроковица оставляет мир со всеми его благами. И это удаление от мира ради ангельского общения и упокоения в Боге есть образ иноческого посвящения, приятие ангельского образа, который Ей, как Богоматери однако предстояло превзойти, ибо явилась Она честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

На земном пути своем Она освятила собою образ иноческого предстояния пред Богом, который в сокровенности сердца одинаково должен и может становится в равной мере доступен всякому христианину - и иноку, и не иноку. Ибо к каждому обращена заповедь о любви: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22,37). В своей свободе мы властны всецело посвятить себя к Богу, внимая словам Апостола Иоанна: "Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир - в том нет любви Отчей, ибо все что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская - не есть от Отца, но от мира сего и мир проходит и похоть его, а творящий волю Божию пребывает во веки" (Ин. 1, 2,15-16). Поэтому в человеке всегда происходит борьба духовная за его Святая Святых, и мы призываемся к ней со всей силой, со всей непримиримостью.

Таково должно быть в нас и наше жизненное участие в ныне празднуемом событии. Не сорадование только, но и соподвижничество, ибо Богоотроковица, трехлетняя юница по ступеням, безвозвратно восходила и к своему крестному подвигу, к самозаколению жертвенной материнской любви, к своей Богородичной Голгофе. И всех идущих Богородичным путем, Она зовет сегодня к этому крестному посвящению. И жизнь наша должна быть непрестанным умиранием для Господа: "Имени ради Твоего умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения".

И да вдохновит нас сие дивное, трогательное до слез видение: маленькое, хрупкое, беззащитное существо, трехлетняя Девочка мужественно и мужеумно с невозвратным желанием идет добровольно на сию великую жертву любви. Сказано Господом: "никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия" (Мк. 9, 62). И только святая ненависть к себе и ко всему, что в мире освобождает наш дух для вхождения во святая святых любви Божией и исполняет нас мученической благодати, желания пострадать за Христа. И чем больше любовь, тем больше жертва: "Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас".

Посему, дорогие братия, по образу Пречистой Богоматери, надо возгревать в сердце своем волю к высшему посвящению себя Богу, готовность к жертве, умиранию для Господа и для братии: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою, и мы должны полагать души свои за братьев" (Ин. 1, 3,16), но этого не будет пока наше сердце вяло, робко, хладно и самолюбиво.

"Кто близ Меня – тот близ огня", - сказал Господь, надо, чтобы наши сердца загорелись этим огнем божественной любви, божественного милосердия, божественно сострадания, и тогда совершенная любовь изгонит страх и породит нетленное, мученическое вдохновение. И вся наша жизнь, убогая, несчастная, серая и скудная преобразится во свете этой любви и станет прекрасным, торжественным, небошественным восхождением ко Христу, желаний краю, ко Отцу Небесному, таинственным вхождением во Святая Святых божественной Любви.

"Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т.е. Плоть свою … да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистившим сердца от порочной совести и омывшим тело водою чистою" (Евр. 10,19), т.е. слезами теплыми покаяния и милосердия.

Вслед за агнцем Божиим, закланным прежде сложения мира, вслед за Христом, Первосвященником во век по чину Мелхиседекову, "вошедшим в самое небо, чтобы предстать за нас перед лице Божие" (Евр. 9,24) грядет ныне Пречистая Дева и вслед за Ней все святые.

Пречистая "девственное сердце всего мироздания", призвана стать Храмом Храма через освящение Духом Святым. А в Ней, и через Нее, освящается и вся вселенная, явиться средоточием града Божия, о котором так поведано в Апокалипсисе: "храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель и храм его и Агнец" (Откр. 21,22). И все мы призваны стать живыми храмами Духа Святого, живыми евангелистами, испускающими вокруг нас светлость и благость и благоухание Христово в жизнь вечную.

И все это – начало и конец строительства нашего спасения – предзаложено и заключено в сем светозарном вхождении во храм Богоотроковицы: "Днесь благоволение Божия предображение и человеков спасение проповедование. В храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает". И Духом Святым вводится Она во Святая Святых руками первосвященника ветхозаветного Захарии, свидетельствуя тем о начале Завета Нового, о приближении Царства Божия.

Из недр прошлого, от града Эдемского сада, которое скрывается от первозданного человека после его падения, путь восхождения во святая святых возводит к пещере Вифлеемской, к месту Богорождения. Завершается же он и обетованным грядущим храмом в Апокалипсисе на горе Сионской и "святым Иерусалимом, который нисходит с неба от Бога, и имеет славу Божию" (Откр. 21, 10).
Но человечеству первому надо начать свое к Богу восхождение, дабы Он ответствовал Своим к нему нисхождением. Это преддверие совершилось в Богородице, введенной во Святая Святых и имеющей вместить во чреве своем "пространнейшей небес" Невместимого.

Творец вопросил свое творение, которое Ему ответствовало не словом, но безвозвратным движением любви, в священном молчании.

Потрудимся же и мы, братия, ответным творческим усилием отозваться на этот зов праздника в нашей душе звучащей. Подвигнемся мыслию и волею, освятимся молитвою, возгоримся пламенной любовью к Восходящей чрез храм земный в небесный и нас с Собою возводящей, да забудем землю и все, яже на ней в лицезрении крестной славы Дщери Царевой. "Станем добре, станем со страхом, станем благочестно в дому Бога нашего и возопим! Радуйся Благодатная с Тобою Господь, и Тобою с нами велию и непостежимую имей милость".

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь 4 декабря 2007 года

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 416841

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 00:09
Ветер
0.0 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
769.4 мм рт. ст.
Влажность
85%