rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в неделю всех святых

Публикации
Над нами, дорогие братия и сестры, голубеет тварное небо, которое освящает чувственное яркое солнце, луна и множество звезд. Но есть иное небо, намного прекраснее и чудеснее - это мысленная твердь, где Солнце Правды – Господь наш Иисус Христос, вечно светиться. И небо сие, умное, украшено словно луною – Пречистою Богородицею, и миллионами прекрасных и чудных светил. Это все от века святые Божии, которых Господь прославил, и в которых Он прославлен. На них сбылось предкрестное моление Господа: "Отче, которых Ты дал Мне, хочу чтобы там где Я и они были со Мною, да видят славу Мою…"

И вот через неделю после Пятидесятницы, после сошествия Святаго Духа, мы возводимся к созерцанию сего богоизбранного собора, к размышлению о тайне душ святых. Пришествием Утешителя в радости и творческом вдохновении - новое чудо Церкви, как жизнь во Христе духом Святым, единство любви церковной родилось в мире - соборное чувство церковного единства, во исполнение таинственной заповеди Христовой: "Запведь новую даю вам да любите друг друга…". И это есть первый и основной дар Духа Святаго - органическое многоединство Церкви, собора святых по образу Святой Троицы.

Господь распростертыми руками на кресте собрал во единую семью расточенные чада Божии, расточенных грехом и диаволом, ниспослал им Духа Святаго, Он соеденил небо и землю нерасторжимыми узами крестной любви.

В небе святых едина жизнь, едина воля, едино стремление, едина любовь. Ибо в них живет и действует и глаголет Дух Святый, в них живет Христос, как сказал великий Павел: "Не я живу теперь уже, но живет во мне Христос". В них живет Отец Небесный, по обещанию Господню: "Кто любит меня тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим".

Итак, святые стали обителью Святой Троицы, храмами Духа Святаго. Каждый святой – есть новое, живое Евангелие, написанное тростью Духа, небо умное, поведающее нам славу распятого и воскресшего Христа, благая весть о том что милость Божия украшает человека благодатию Святаго Духа, и он становиться подобен Иисусу Христу, Сыну Божию. И со дерзновением он говорит к Богу небесному: "Отче наш, Авва Отче…"

И это есть конечная и единственная цель человеческой жизни, в этом мире. Душою, телом и умом стать селением Святой Троицы. И это освящение человека происходит исключительно через непорочное хранение заповедей Христовых. Гоподь сказал: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их – тот любит Меня, а кто любит Меня – тот возлюблен будет Отцом моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам". Какой Я есть, кроткий и смиренный сердцем, милующий и сострадательный, послушный воле Отца небесного, даже до смерти крестной.

И когда Христос Духом Святым открывается таким образом человеку, то тот возгараеться любовию и желанием уподобиться ему до конца. Но сначала он, человек, поражается нестерпимою болью, когда видит как далеко он отпал от богоподобной красоты своей. Как страшно он омрачился, и эта боль покаяния есть начало святости, ибо все святые желали видеть только свои грехи. И эта боль источает в нас источники слез, и слезы эти угашают в нас всякую похоть, всякий гнев, всякое властолюбие, и человек делается кротким и милостивым и желает только смиренного духа Христова.

И это есть путь святых, которым шли все святые – путь смиренного плача, покаяния и послушания, "Лик святых обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаяния…" Святые возлюбили Бога до конца, возлюбили Христа даже до ненависти к себе. Они ничего и никого во всех мирах не предпочли Христу Страждущему, распинаемому по безмерной любви к творению Своему. И они Духом Святым неудержимо жаждали страдать за Христа и за людей: "Тебе женише мой, Христе, люблю и Тебе ищуще страдальчествую, и сраспинаюсь крещению твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе…"

Испытанные как злато в горниле, пройдя через все возможные испытания и искушения, чрез бездну отчаяния и богооставлености, гонимые людьми, терзаемые бесами, удрученные болезнями, угнетенные скорбями всего мира, всеми ненавидимые – но Богом сокровенно любимые, все победившие силою креста Христова, всех и вся возлюбившие крестною любовию, они светло поют песнь победную: "Кто ны отлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или нагота, или опасность, или меч?". Но все сие преодолеваем силою возлюбившего нас Христа, ибо я уверен – что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, во Христе Иисусе Господе нашем.

Но куда влечет святых любовь Христова? Глубина и сила пережитых во своей жизни страданий – делает сердца святых, исполненными великой жалости к всякому страждущему. Любовь сострадательная во святых достигает готовности пожертвовать собой, всем своим бытием ради блага ближних, и вместе любовь неудержимо влечет к Богу всего человека – ум, сердце и самое тело, в горячей плачущей молитве за мир – страждущий и погибающий.

Но после того, как принесена жертва любви, то есть отдано все – в человеке рождается покой за все, наступает глубочайший и сладчайший мир, мир Христов, который превосходит всякий человеческий ум, рождается в человеке тогда крестная, всепобеждающая радость, радость любви о Духе Святом. Та радость, которую обещал нам Господь: "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша исполнится. Сия есть заповедь Моя – да любите друг друга как я возлюбил вас, то есть крестной любовию. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"

Сила любви – жертва, и высшая любовь есть всегда жертвенная. И Господь хочет и дает такую любовь и силу ее святым избранникам своим. Вся жизнь их есть подвиг самопонуждения, самоотречения, жертва, страдания, умирания. Таков совершеннейший образ любви Матери Божией – начальницы лика святых.

Вся Ее жизнь посвящена жертвенной любви, и оружие печали крестной, всегда и непрестанно, пронзало Ее материнское, девственное сердце. Таков же путь Иоанна Крестителя – ему дано было вкусить лишь жертвенной любви, не расти но малиться, и – никакого умягчения, никакого услаждения, никакой радости человеческой не было на пути его одиноком и священно ужасном, и страшном.

И печать духа Предтечева лежит на всех избранных душах святых, они идут жесточайшим путем напряжения, подвига и жертвы до конца. Только не останавливаться, нельзя отдыхать – таков голос их души – и идут, идут они восходя от славы Голгофской, во славу Фаворскую, путем Педтечевым – к сонму Царицы неба и земли, Матери утешения на нашей безутешной земле.

Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев, и блажен человек со святыми Божиими. Как имя Христово – всежеланно и сладчайшее есть, так имя Пречистой Девы – всеблагоуханно и всерадостно. И также сколько сладости, сколько нежности в Духе Святом, в имени каждого сятаго: Николай, Серафим, Амвросий, Ксения, Матрона… И каждый святой отвечает нам, посещает нас, утешает нас по-своему. И это есть тайна личности каждого святаго, который открывается нам в молитве к нему, в таинственном общении с ним. Лик святых – святое кольцо человеческой взаимности, взаимопроникновения любви, связующей небо и землю, грешных человеков и Божиих святых. Это ощутимость Церкви видимой и невидимой, это прекрасная радуга Божия – мира, благоволения и света, возводящая нас от земли на небо.

Поэтому, братия и сестры возлюбленные, пусть непрестанным и вдохновляющем пением нашей многоскорбной жизни, будет дивная молитва нашей Церкви: "Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу – Христу Богу предадим" Ибо только Пречистою Богородицею, только всеми святыми, мы вводимся во святая святых любви Божией. Ими в нас открываются небесные тайны, ими научаемся мы святым добродетелям. Ихже молитвами и болезнями прими и нас пречудный Господи наш Иисусе Христе, когда оставим мир сей, и всели с ними и нас грешных, в землю кротких, в землю живых, идеже Ты царствуеши, в крестной славе Твоей, со Отцем и Духом Святым, во веки веков. Аминь

Схиигумен Серафим (Барадель), 3 июня 2007 года Валаамский монастырь
05.06.2007
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: