rus | eng
RSSВеб-камера

Поздравление с днем ангела Игумену, епископу Троицкому Панкратию, от братии монастыря

Публикации
Поздравление с днем ангела Игумену, епископу Троицкому Панкратию, от братии монастыря В воскресение 10 сентября, в день памяти преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, братия монастыря поздравляла своего Игумена, епископа Троицкого Панкратия, с днем ангела. Небесным покровителем владыки Панкратия является преподобный Панкратий, затворник Киево-Печерский. Со словом поздравления от лица братии обратился к о. Игумену о. Серафим.

О. Серафим: Сегодня день Вашего тезоименитства дает нам снова возможность обратиться к Вам, к Вашей святыне. Конечно, нам это нелегко, по двум причинам. Первое – мы не забываем о том, кто Вы и кто мы, и поэтому благоговеем перед Вашим архиерейским саном и нам, конечно, удобнее молчание. А во-вторых, я не уверен, что глас мой является выражением сердец всех присутствующих. Но поскольку мы должны творить послушание и поскольку любовь сыновняя вынуждает нас, попытаемся сказать несколько слов по поводу сегодняшнего дня.

Прошел год, и, конечно, не стало меньше скорбей в мире, не стало меньше проблем в Церкви, и мне думается, что Ваш игуменский крест тоже легче не стал.

За этот год очень многое сделано, восстановлено. Но мы знаем, что легче восстановить стены, кирпичи, здания, чем восстанавливать ту великую культуру, духовную, монашескую, которую мы унаследовали от наших отцов. И мы, действительно, переживаем сейчас времена, когда, по слову Господа "за умножение беззакония, оскудеет, охладеет любовь многих". А без любви, как преподобный Силуан говорил, все тяжко.

И горе нам: во многом мы, действительно, оставили путь отцов наших, путь тихости, кротости, смирения, любви к Богу, терпения, послушания. И даже порой не боимся обсуждать и осуждать наших старших, Игумена. И из-за этого все наше духовное здание колеблется и, порой, разваливается. Какой тут выход? Тут вспоминаются слова Господа: "Кто любит Меня, слово Мое соблюдет, и вы друзи мои есте, аще творите, елико Аз заповедаю вам".

Для нас жизнь только Христом, и для Христа, и во Христе. И, к сожалению, в наше время слишком много дел, проблем, второстепенных и вообще ненужных, затмевают нам именно этот истинный вид Господа нашего Иисуса Христа, распятого и Воскресшего Христа, страждущего, но и победившего, такого, какой Он нам открывается в Евангелии. Слишком многое мешает нам видеть Бога таким, какой Он есть, и уподобиться Ему до конца покаянием – что и является нашей целью.

И что получается: казалось бы, мы все собрались здесь для того, чтобы послужить Богу, Христу, а зачастую выясняется, что у каждого свой Христос, даже свой Бог, свое богослужение. И из-за этого сколько центробежных сил, и физических и духовных, уходит впустую. А ведь апостол говорит, что "творяй волю Божию, пребывает в Боге", а сия воля Божия ясна для нас, Господь ее выразил многажды: воля Божия, чтобы все люди спаслись и чтобы мы любили друг друга. И поэтому, если мы будем желать спасения всем и каждому, и молиться о всех, и любить друг друга, то вечная жизнь будет жить в сердцах наших. Это будет уже тот союз совершенства, о котором говорил апостол Павел, который будет связывать нас друг с другом, в единодушии и единомыслии.

И Вы являетесь как раз тем связующим, объединяющим началом, как отец, пастырь, учитель и путеводитель, несмотря на всю разность наших возрастов духовных, нашего происхождения, нашего образования. И тут тоже можно вспомнить слова Господа: "Аще кто Мя любит, слово Мое соблюдет, вы друзи мои есте, аще творите, елико Аз заповедую вам ". Если мы действительно любим Вас как Отца и Архиерея нашего, то должны и в малом и в великом соблюдать Ваше слово. Не просто внешне, формально, а именно внутренне, направляться всякой Вашей заповедью и всякой Вашей мыслью. Потому что у монаха не может быть личного мнения. И это будет, конечно, залогом нашего единства. И на самом деле не важно, кто что делает, один несет послушание Игумена, другой духовника, третий – повар, четвертый – садовник, водитель и т.д.: на каждом послушании можно любить Бога и ближнего, и кто больше любит, тот будет выше у Бога.

И тогда наш монастырь не будет скучной каторгой, где нам нужны греховные или полугреховные развлечения, это будет воистину рай, богоизбранное селение, селение явления Славы Божией, Преображения Господня и место завета Бога Живаго с нами.

И что можем мы подарить Вам, Владыко, в этот святый день, прежде всего, конечно, нашу сыновнюю любовь, верность, послушание внешнее, а более внутреннее, готовность последовать за Вами, за Христом, куда бы Он ни пошел. Напоследок пришли на сердце слова сладкопевца: "Да услышит тя Господь в день печали, да защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою и всесожжение твое тучно будет. Да даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит". И в знамение того, что наша жизнь должна быть благовонным приношением Отцу Небесному, приносим Вам это сладкозвучное кадило.

О. Панкратий: Спасибо вам, братия, спасибо, дорогой о. Серафим, за такое глубокое, проникновенное слово. Вот, действительно, крест выпал нелегкий, и насколько этот крест становится тяжелым, когда встречаешься с непослушанием, непониманием, с отчужденностью, грехом, неправдой, злом. И насколько легчает этот крест, когда видишь, что братия преуспевает, видишь искреннее стремление к Богу, искреннюю любовь друг ко другу. Но, правду сказать, последнее встречается не так часто, как этого хотелось бы. Потому что все мы для этого призваны, именно для этого мы пришли в нашу обитель, чтобы для каждого из нас она сделалась пристанью спасения, местом, где мы очищаемся, освобождаемся от всех страстей, душетленных, пагубных, где мы просвещаемся благодатию Духа Святаго, где становимся чище, лучше. Это именно и есть наша цель, не та цель, чтобы только лишь восстановить все то, что здесь было поругано, испорчено, разрушено, осквернено за десятилетия богоборчества и равнодушия к христианской жизни. Мы до сих пор с этим сталкиваемся, но все-таки главное – не это, хотя это и хорошо, и необходимо, но все же, если мы будем только лишь восстанавливать храмы, скиты, но сами останемся в нерадении, если сами не будем трудиться, изо всех сил, каждый над своей душою, то тогда, конечно, горе нам. Потому что Господь дал нам жить в удивительное время, когда, с одной стороны, мы сталкиваемся со все возрастающими грехом, злом, неправдой, а с другой стороны, Господь дает нам возможность жить по-христиански, жить по-монашески, жить так, как Он нам заповедал.

И я помню другие времена, и многие, наверное, тут их помнят, когда люди всего этого не имели, но странным образом тогда многие жили лучше, чем сейчас. И это нам в укор, потому что, имея все возможности для того чтобы спасаться, для того чтобы помогать другим спасаться, мы этого не делаем. И не делаем по самым ничтожным причинам, потому что мы привыкли жить по своей воле, жить в свое удовольствие, не бороться со своим грехом, со своими страстями, не отсекать свою волю, привыкли осуждать, роптать, короче говоря, привыкли жить так, как живет всякий мирской, ветхий человек. И нам нужно помнить об этом, помнить о нашем призвании, о той борьбе, без которой наша жизнь здесь, в монастыре, лишена всякого смысла и даже подлежит осуждению. Поэтому каждый из нас должен стараться каждый день, каждый час, каждую минуту помнить о Господе, о Его святых заповедях, о том, что Господь нас зовет, любит нас и призвал в эту обитель, чтобы мы исправились, стали лучше и чтобы мы, наконец, и другим людям, нуждающимся в этом, могли помогать. Я благодарю Вас, о. Серафим, за любовь, за молитвы, спаси Вас Господь.

Схиигумен Серафим (Барадель), 10 сентября 2006 г. Валаамский монастырь.
11.09.2006
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: