rus | eng
RSSВеб-камера

Слово в неделю Ваий

Публикации
Сегодня, братия возлюбленные, грядет Господь воцариться во Граде Святом по писанному пророками: "Радуйся зело, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, кроток, и праведен, и спасаяй".

И вот и мы, множество богособранное священных монахов, с простым народом, собрались встретить с вайями Христа, зовуще: "Благословен грядый спасти род человеческий страстию Креста и безстрастие всем подать за благость Божественную". Ныне торжествуем блистание Царствия Христова, которое благоволил Он явить, грядый на вольную страсть, прежде шести дней Пасхи, в преддверии Царствия Своего вечного, которому не будет конца.

Смирив себя до зрака раба, закрыв человеческой плотию блистание Божества, Господь закрыл и царствие Свое, умален быв паче сынов человеческих. Но пред страстию Своею в уверение учеников, в укрепление веры их при страданиях Его, во свидетельство о Себе, Господь явил ученикам славу Свою на горе Преображения, "якоже можаху вместити" они. И ныне, в шествии царственном с горы Елеонской, являет Он Себя как Царя и Господа, Владыку твари, Которому дается всякая власть на небеси и на земли.

Господь есть Царь твари, но в чем же проявляется царское достоинство Его во дни Его земного служения? Господь чудотворил, свидетельствуя тем о подвластности Ему творения. Но Он не проявлял Своей власти над людьми, оставляя их свободе любить Его или ненавидеть, служить Ему или враждовать против Него. Он свидетельствовал, что Он кроток и смирен сердцем, к нему относится и пророческое речение: "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит", и нищете духовной Он обещал Царство Небесное.

Зраком раба, уничиженного и умаленного паче всех человек, закрывал Господь блистание и славу Своего царства. И когда Пилат спросил Его о царстве, Он ответил: "Царство мое не от мира сего", и еще прибавил: "ныне царство Мое не отсюда". Это царство еще невидимо и как бы не существует для людей, ослепленных страстями, они не ведают божественной власти Царя царствующих и Господа господствующих, приходящего заклатися и датися в снедь верным как Хлеб Жизни, как Вино нетленного веселия. Но это жертвеное самоприношение, в зраке уничижения, и было образом истинного воцарения. Кротость и смирение сердца были путем к Царствию Божию, знамением победы – Крест, местом ее – Голгофа. И на кресте Его, по воле Пилата, по смотрению Божию, было написано: "Царь Иудейский".

В славном Воскресении Христа открылась Его власть над миром, над грехом, над смертию. И посему Страсти Христовы есть истинное венчание Его на царство: "Препояши меч твой, меч креста, по бедре твоей сильне, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради и кротости и правды". И последнее Его обнищание нас ради есть Его воцарение, путь к Голгофе, есть путь к победе. "Господь воцарися, в лепоту облечеся", – в лепоту распятой плоти Своей, обагренной Божественной Кровью, облечеся Господь силою крестною и препоясася лентием жертвенного служения. Сын Давидов, Царь Израилев, Царь Сиона и Иерусалима, Царь будущего века, идя на вольную страсть и этот мир оставляя, явил Себя Царем на этой земле. Он совершил Царский вход во Иерусалим, и это явление царственности Его ублажает Святая Церковь в нынешнем празднике: "Приидите и мы, новый Израиль, яже от язык Церковь, со пророком Захарией возопиим, яко се Царь твой грядет, кроток и спасаяй". И пред царственным величием кротости и смирения преклонились люди, постилая одежды свои с вайями, знамением победы, с ликующими возгласами "Осанна". Ибо кроткий и спасающий Царь царит не страхом, но любовию, любовию крестною, как возлюбленный Жених церковный, "красен добротою паче сынов человеческих". Не страх, не оружие, не внешний блеск, но кротость и смирение, соединенные с явленным всемогуществом, покорили сердца людей.

В образе смирения и жертвенной решимости вдруг стала ощутима сила и слава Божия. Праздник Входа Господня в Иерусалим, открывающий Страстную седмицу, есть преддверие Пасхи, явление победы силою крестной любви Царя, Который пришел не для того, чтобы Ему служили на земле, "но да послужит многим", явление Голгофской славы, которую имел Господь у Отца прежде сложения мира, предвосхищение невечернего дня Царствия Христова. И восторженной хвале народа ответствует глас спасенных в Апокалипсисе, глаголющих: "Аллилуиа, яко воцарися Господь Бог Вседержитель, радуйтеся и веселитеся, и дадим славу Ему, яко прииде брак Агнчий".

В день и час Входа Господня во Иерусалим, здесь, во юдоли греха и страдания, явлена была слава и красота Царства Христова. И мир помнит это явление. Как луч фаворского света пребывает сокровенно действенным в судьбах мира и порой озаряет лица духоносных мужей, как архидиакона Стефана или преподобного Серафима, так и на земле пребывает слава царственного Входа Господня, и укрепляет, и вдохновляет, и облагораживает жизнь любящих Бога и ищущих Его всем сердцем своим.

Но будем помнить, что Царство сие побеждает лишь на пути крестном, в противоборстве, скорбях и гонениях. Через это проторгается дух наш к Царствию Божию, вечному. И Господь вышел из града Своего воцарения, чтобы войти в него для страдания, для вечной победы, силою крестной любви, и зовет к тому же и нас, верных, сегодня. Нам надо устремиться всем сердцем, всею силою решимости и воли туда, куда зовет нас Господь, грядущий сегодня на вольную страсть, к Царствию вечному мира, кротости и правды, через мрак, и ужас, и позор Гефсимании и Голгофы, к кроткому и мужественному несению креста своего, к жертве любви до конца.

И тогда, братия мои волюбленные, мы уподобимся воистину Царю крестной славы и Архиерею смиренного служения любви, Который Голгофской жертвой сотворил нас царями и иереями Отцу Небесному. Тогда будем мы, воистину, царским священством, и царственное достоинство и высочайшее благородство сынов Божиих будет явлено в нас, а именно: служить в духе смиренной любви всем и каждому, отдать жизнь свою, дабы жили другие. Тогда Царствие Божие внутри нас воссияет, во всей красоте своей, мы будем свободны от ослепления, и бесчувствия, и ожесточения безумных фарисеев и книжников, которые не смогли увидеть и принять Царствия Божия. Но вдохновенное и любовное хваление незлобивых детей еврейских не умолкнет в нас никогда. О сем именно нашем высочайшем крестном призвании поет ныне Церковь: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземши крест свой, глаголем: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне". Аминь.

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь. Вход Господень в Иерусалим. 16 апреля 2006 года
16.04.2006
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: