rus | eng
RSSВеб-камера

Слово на Вознесение Христово

Публикации
Закрылись небеса, земля опустела – Господь ушел от нас на небо – и вот стоят апостолы на Елеонской Горе с Пречистой Богоматерью, и мы с ними в недоумении взираем на небо и рыданием чрез скорби исполняемы взываем: "Куда скрылся еси, Свете сладчайший, где Ты, жизнь наша, где Ты, радость нашa? Душа наша возлюбила Тебя, но не видит Тебя больше и скучает по Тебе. Не остави нас сирых, Милостиве". И в ответ на наше недоумение звучат слова Господа, которые прелагают скорбь разлучения на радость нового, более совершенного познания: "Не оставлю вас сирых, прииду к вам, еще мало и мир ктому не видит Мене, вы же увидите Мя, яко Аз живу и вы живи будете… иду уготовати место вам, и паки прииду к вам и поиму вы к Себе, да идеже Есмь Аз и вы будете… уне есть вам, да Аз иду, аще ли не иду. Утешитель не приидет к вам, аще ли иду, послю Его к Вам, и пришед, Он наставит вас на всяку истину и утешит вас нетленным утешением… Ныне печаль имете, яко иду, обаче паки узрите Мя, и возрадуется сердца ваша, и радости вашея никтоже возмет от вас".

Так Господь всегда ведет и воспитывает сердце человеческое от временного к вечному, от обладания к разлучению, ради приятия большей благодати.

"Ныне же к Тебе иду, – молился Христос Отцу Своему, – и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную" – радость Вознесения. Вознесение на Небо и одесную Отца седение означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества. Вознесение есть сила Рождества Христова, ибо знаменует нерасторжимость божеского и человеческого естества. Вознесение есть сила Воскресения, которая не завершилась бы, если бы Воскресший не обрел Себе власти – вознестись на Небо с пречистою Своею Плотию – Вознесение есть прославление человеческого естества: "И славу, юже дал еси Мне, дах им, Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже Есмь Азъ и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира". Вознесение есть основание и предварение Пятидесятницы: "Господь вознесся на Небо, да пошлет Утешителя миру". Дух Святой имел излиться на Церковь – Тело Христово, прославленное и обоженное в Вознесении, – и Сам Дух Святой соделывает Небесное земным, сообщает силу обожения всей твари.

И мы, празднуя Вознесение Христово, любящим и благодарным сердцем славим любовь Божию к Своему творению, которая не знает границ. Недоумевает ум пред безмерностью любви Божией, прославляющей человеческую природу сидением одесную Отца, в недрах Святой Троицы, в Лице воплотившегося Сына Божия. Но и в самом разлучении проявилась любовь Божия к людям. Лишая нас внешнего с Собою общения, Господь охраняет нашу свободу. Он сохранил за нами всю свободу хотения, веры и любви – и Он обещал пребывать с нами до скончания века и дает узреть Себя очами веры, любящего сердца, вкушать Себя в Святых Тайнах. Господь сказал: "Аминь, аминь глаголю вам, вы восплачите и возрыдаете, а мир возрадуется, вы же печальни будите, но печаль ваша в радость будет". И ради этой радости совершенной, ради любви к Господу нужно быть готовым пойти вслед за Ним навстречу Его Вознесению: "желание имам разрешитися и со Христом быти". Господь вознесся от нас не для того, чтобы скрыться от нас, но чтобы привлечь нас к Себе, вознести нас за Собою: "И аще Аз вознесен буду от земли, то вся привлеку к Себе". Любовь к дальнему и ближнему, к Вознесшемуся и в нас Живущему, любовь как тайна души, сокровенность сердца, как совершающееся таинство Богообщения дается нам светлым Христовым Вознесением – о радостное разлучение, о светлая встреча!

Возносясь, Господь оставлял мир и человеческий род иными, нежели они были, когда Он к ним нисходил.

Земля же была земля проклятия и род человеческий – чада гнева. Но эта земля теперь зрела Его Преображение и просветилась Его Воскресением. И роду человеческому дана область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Благословение Божие паки дано творению: "Извед же их вон от Вифании и воздвиг руце Свои и благослови их. И бысть, егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на Небо". Господь вознесся, благословляя: он благословил учеников Своих и в их лице весь род человеческий. Он благословил землю и воды, воздух и вся исполнение их, и это благословение почиет на мире, спасенном, искупленном и снова благоловленном. И силою сего благословения земля будет плодоносить обильную жатву святых небожителей.

Ученики Христовы проходили долгий и трудный путь, приведший их к горе Вознесения. Господь постоянно возводил их к высшему постижению путей Своих и готовил их к Вознесению Своему, к последнему разлучению. И когда Господь вознесся, "тии возвратишася в Иерусалим с радостью велиею", они возросли уже до радостного разлучения.

Так бывает и в нашей жизни, дорогие братья и сестры. Господь сначала приходит и живет с нами Своею благодатию, научая нас всему благому, и как тогда все хорошо, все мило душе. Но наступает потом момент, когда ради высшего совершенства, ради высшего постижения тайны путей спасения, благодать отступает от нас ощутимым образом. Словно Господь делается уже недоступным и неумолимым, словно затворяются Небеса, и душа остается в недоумении, и снова наваливается на нее серая, безотрадная действительность, и начинает она болезненно тосковать о Возлюбленном, уже познанном Господе, и искать Его со слезами.

И это искание утраченного райского блаженства может длиться годами. И тут нужно проявить благороднейший подвиг веры, верности, терпения и любви, стараясь всеми силами жить так, как научила нас благодать Божия в ее бытность с нами: не поддаваться лукавым нашептываниям, будто это все был лишь жестокий обман, какое-то страшное издевательство, но твердо верить, что воистину непреложны обетования Божии и верны словеса Господа, обращенные к нам в растерянности и покинутости нашей. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки. Теперь вы имеете печаль, но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас, и в тот день Мене не спросите ни о чем".

Божии озарения должны остаться в нас ликующими и неугасимыми, побеждающими и не изнемогающими в подвиге веры и упования, христианского мужества и терпения перед лицом всех бед, скорбей и болезней земли.

Но как же это осуществить в себе, как этого достигнуть нам, чтобы печаль богооставленности превратилась в неотъемлемую радость нового познания и обретения? Мы должны уподобиться Апостолам, которые по Вознесении возвратились в Иерусалим с радостью великою – "и бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога"*. Апостолы были единодушны и пребывали в молитвенной собранности души, молчаливо ожидая обетованного Небесного Утешителя, среди себя они имели и Духоносицу – Марию, Матерь Божию, Которую Господь после Себя оставил им и всему роду христианскому в радость и утешение. Так и мы сегодня взираем на голубое, прозрачное, весеннее небо, и душа наша расширяется и помышляет о горнем, забывая землю, – она прозревает в небесах след возносящегося Господа, она помышляет со страхом и трепетом, но и радостию велиею о грядущем явлении Его. И молитва наша, верою и любовию собравшихся днесь у горы Елеонской, да будет едина с первенствующей Церковью, возглавляемой Пречистою Богоматерью: "И Дух и Невеста говорят: Прииди". Ей, гряди, Господи Иисусе Христе. Вознесыйся на Небо, Господи, Сам научи нас молиться о Твоем пришествии, пошли Духа Твоего, вопиющего в сердцах наших: "Авва, Отче!" Воспламяни любовию Твоею души наша, да зовем Тебе даже до последнего издыхания со слезами: "Ей, гряди, Господи Иисусе Христе!"

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаам Вознесение 2005 г.
09.06.2005
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: