rus | eng
RSSВеб-камера

Слово на Пасху

Публикации
Возлюбленный батюшка, отец Игумен!

"Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя". В сей светозарный пасхальный день нам дано прикоснуться к жизни будущаго века, вступить в Царство Света, в Царство Божие и, хоть ненадолго, забыть мир и "вся, яже в мире". Насладиться правдою, миром и радостию о Духе Святом. Как нужна Пасха измученному отчаянием и тоской современному человеку! Тем более нам, христианам, тем более нам, монахам, которые все оставили ради Царства Христова. Ибо по слову Апостола: "Если нет Воскресения, то мы самые несчастные люди".

Но как трудно порой бывает нам пережить, воспринять сию радость пасхальную. Нам, христианам, этот праздник со всей очевидностью являет, что "свет во тьме светит, и тьма его не объят". Но мир вокруг нас все глубже скатывается в пропасть греха и погибели, многочисленные соблазны и нестроения раздирают тело Церкви, да и в нашем личном монашеском подвиге, несмотря на многолетний труд и старание, нам часто кажется, что страсти сильнее Благодати Божией, тьма побеждает свет, греховная смерть поглощает всякую жизнь и радость.

Нас порабощают страх и скорби, растерянность и хладность, безрадостная повседневность, и мы с горечью и тоской готовы сказать с пророком Исаией: "Вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость мою, сего ради суд мой пред Господом и труд мой пред Богом моим". Но это не так, надо помнить, что хотя победа Христа над смертию уже совершена раз и навсегда, она как в исторических судьбах мира, так и во временном развитии нашей жизни должна осуществляться непрестанным борением, напряжением, творческим подвигом веры, через умирание к воскресению: "В мире скорбни будете, но дерзайте: Аз победих мир", "Зерно пшенично аще не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит". Тогда будет и наша пасхальная радость – мученической, победной и ослепительной, как во времена былые, как во времена первохристианские, когда исторгалась вдохновенная молитва: "Ей, гряди, Господи Иисусе Христе". Но надо этого хотеть всей силою – той, которою "Царствие Божие нудится".

Сила нашей радости не в благополучии, но в неблагополучии, она есть независимая поистине и свободная, как радость подвига, Пасха на крови рядом с Голгофой, выстраданная победа веры нашей. Чем темнее ночь, в которой Христос воскресает, тем ярче Его сияние вечное: "Да воскреснет Бог, и расточатся враги его".

И вот в свете этой радости, возлюбленный отец Игумен, предлежит мне ныне слово к Вашей любви. В этом году с сугубым благоговением приносимое в силу предстоящего Вашего нового служения, и от смиренного сердца мне хочется пожелать Вам, чтобы распятый и ныне Воскресший Христос даровал Вам совершить свое служение именно в том духе, в каком Он, истинный и вечный Архиерей, совершил служение Свое на земле. Он, Царь и Бог, пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить обнищавшему Адаму, пострадать за людей, отдать Свою жизнь и приять от них смерть. Он пришел "Заклатися и датися в снедь верным". И у Него была только одна постоянная мысль: как спасти погибшего, исцелить сокрушенного, утешить скорбящего, защитить беззащитного, ободрить малодушного. Он трости надломленной не переломил, и льна курящегося не угасил.

Так и у нас должна быть только одна мысль: чтобы все спаслись, и мы должны царствовать не всемогуществом, но смиренным и благим помыслом, не властью и страхом, но жертвенной любовию. Не покорением, но терпеливым убеждением и сокровенным слезным молением: "Не воинством, не силою, но Духом Моим", – говорит Господь Саваоф через пророка Захарию. И знамение победы Вашей да будет Крест – скипетр страждущего Бога, под сень которого все мы, монахи, окрест Вас призываемы.

Крест, которым прииде ныне радость всему миру, и таким образом приидет в нашу жизнь новая радость и новое вдохновение.

Мы же, овцы Вашего стада, помним, что великий Моисей был наказан за грехи народа своего, в молитве за который он многажды стоял в сокрушении пред Богом, и глубоко сознаем, что всякое наше непослушание, роптание и противление ложиться тяжелым крестом на Ваши плечи, ибо, чем выше стоит человек, тем меньше он обретает спутников и друзей вокруг себя, и это духовное одиночество не всегда легко нести. Поэтому молитвенно желаю, чтобы свет и радость Воскресения, свет и радость жертвенной любви наполнили Вас новою силою и новым вдохновением, по сказанному: "По множеству болезней моих в сердце моем, утешение Твое возвеселиша душу мою".

Пасха есть радость о Воскресшем Господе, она есть и радость о брате. Она исполняет нас Духом Святым, Который есть радость Любви. Сей дар подается мужам духоносным в воздаяние за скорбь и болезнь подвига. В душе преподобного Серафима всегда сияла Пасха, и пасхальным приветствием "Христос Воскресе" он встречал приходящих к нему. И в нас, недостойных, в этот дивный день открывается сердце ликованию любви, в пасхальном целовании и благовестии: "Христос Воскресе". Радость пасхальная о Духе Святом дает нам видеть друг друга в Боге и радоваться через то о ближнем своем, как свойственно любящему радоваться о любимом. И тогда брат наш становится воистину радостию нашей и сокровищем, и душа поет: "Радостию друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением".

Как в начале поста, так и сейчас, в пасхальном свете, Церковь призывает нас забыть все огорчения, все обиды. В этом свете исчезают все недобрые чувства, ибо только тот, кто испытывает реальность воскресения, может действительно простить, ибо он ощущает себя вне власти смерти и греха и он уже не боится ничего. Разве любящим можно не прощать, и разве не высшая радость – прощение. Пасха есть общее прощение в радости любви, в огне ее все плавится и соединяется.

И это особенно важно в нашей общей монастырской жизни, где нам приходится преодолевать не только мелкие обиды и искушения, но более глубокие, принципиальные расхождения в вопросах молитвы, монашеского делания и духовной жизни. И да даст нам Воскресший Христос благодать и мудрость победить все возможные разделения и разногласия силою Пасхальной Любви. Ибо во свете Воскресения мы не должны бояться никого и ничего– любовь изгоняет страх и Господь крестною любовию Своею изливает на всех свет и радость, всех призывает и всех принимает, по слову отца нашего Иоанна Златоустого. Итак, в наше пасхальное целование будем влагать всю полноту любви, надежды, ведения христианского и монашеского и нашей веры, которая всех и все вмещает и обнимает в порыве жертвенного подвига.

Простите нас, Возлюбленный отец Игумен, простите нас, ибо Христос Воскресе и Жизнь жительствует!

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь Пасха Христова. 2005 г.
01.05.2005
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: